Винница. 1917 год

Финне Ирина
     В 1929 году в Белграде вышла книга Константина Николаевича Финне "Русские воздушные богатыри И.И. Сикорского". Константин Финне работал с Сикорским, был в 1914 г.  назначен начальником медицинской службы формирующейся Эскадры воздушных кораблей (ЭВК), первого в мире авиационного соединения тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков, оснащенного самолетами «Илья Муромец» конструкции Игоря Сикорского. В годы революции Финне, находившийся на главной базе ЭВК в Виннице, был свидетелем развала эскадры и всего фронта, в 1918 г. он вступил в деникинскую армию. Брат Константина, Виктор, был репрессирован и умер в Соловецком Лагере Особого Назначения. Хочу привести небольшие выдержки о ситуации в Виннице в 1917 году.

     В начале 1917 г. Эскадра Воздушных Кораблей представляла собой внушительное зрелище. В Виннице, новой базе Муромцев,  мастерские эскадры были оснащены всеми необходимыми инструментами, позволяющие наземному обслуживающему персоналу выполнять наисложнейшие задачи. ЭВК оставался самым дисциплинированным воздушным подразделением,  несмотря на его тыловой статус и многочисленных гражданских рабочих. Когда командующий Юго-Западного фронта, А.Брусилов посетил Винницу, то, к своему удивлению, не обнаружил дезорганизации, типичной для резервных подразделений. Дисциплина была на высоте, даже нижние чины не пытались ставить под вопрос действия властей.

     «Тем не менее, эта относительное затишье в ходе событий 1917 г. было вскоре разбито вдребезги» - К.Финне.

     В марте 1917 г. в тот день, когда Николай II издал свой манифест об отречении, начался пожар на одном из складов ЭВК. Это был банальный поджог. Ущерб, нанесенный пожаром, был колоссальным.

     «К чести нижних чинов правительственная собственность не была разворована. Многие солдаты приняли участие в тушении пожара. Некоторых даже пришлось силой оттаскивать от горящего здания. Несколько солдат пострадали от ожогов и многие наглотались дыма. Часовой, стоявший на посту рядом с бензиновой цистерной, не ушел со своего поста даже когда рядом с ними стали сыпаться искры. Этот же часовой поднял тревогу, открыв огонь в воздух. Он вызвал остальных, которые переместили цистерну в безопасное место» - К.Финне.

     После объявления "Приказа номер один" и известных революционных шагов нового Временного правительства эффективная боевая работа ЭВК стала невозможной. Большое количество "воинов" дезертировало и покидало фронт. Самолеты ЭВК продолжали совершать боевые вылеты даже несмотря на враждебное отношение некоторых "классово-сознательных" солдат, которые верили, что такие действия за линией фронта могут вызывать задержку мирного договора "без аннексий и контрибуций". Было зафиксировано несколько случаев мелкого саботажа на Муромцах, а так же угрозы в адрес офицеров, которые летали на боевые задания. Подобные боевые вылеты выглядели самоубийственными, но командиры отдельных отрядов ЭВК на румынском фронте и в Галиции, в районе Тарнополя и Черткова, продолжали совершать боевые вылеты. (Кстати, в Восточной Галиции в 1869 году был введен официальный польский язык, а украинский язык регулярно запрещался).

     13 апреля 1917 г. многочисленным гарнизонным частям Винницы было приказано явиться вместе с оружием на плац 73-го Крымского пехотного полка. На митинге выступил  крестьянин, по фамилии Семенов, бывший член II Государственной Думы от Могилевской губернии, уроженец  деревни Пырковщина Сенненского уезда. Он обратился к солдатам с речью, в которой приветствовал собравшиеся войска от имени Совета рабочих и солдатских депутатов. Агитация была типичной для того времени, в ней он упомянул Наполеона, который пришел в Россию, чтобы дать народу "землю и свободу". 

     «Что общего имел Наполеон с "завоеваниями пролетариев" аудитория не очень хорошо понимала, как, похоже, и сам оратор» - К.Финне.

     Но этот факт не помешал после выступления толпе качать оратора под звуки "Марсельезы", а командующий гарнизоном  и немногочисленные офицеры,  полные благоговения, присоединились к ним, дабы выразить свою солидарность с Советами.

     Не откладывая дело в долгий ящик, вскоре, начались поиски замученных жертв царского режима, которые, разумеется, увенчались успехом. В овраге, нашли тела четырех человек.  Они были кое-как погребены на краю, и весной их тела «борцов революции» были обнаружены. Эта находка дала почву для множества слухов. Последовало расследование, в результате которого было установлено, что это тела казненных преступников. Но, тем не менее, они были перезахоронены с большими революционными почестями на глазах у всего гарнизона. 

    3 мая 1917 г. в Виннице состоялись торжественные военные похороны. Хоронили
героев, которые были расстреляны военным трибуналом в 1916 г. за  преступления:

- двое за шпионаж в пользу Австрии,

- один за мародерство – солдат, отделившийся от действующей армии для осуществления воровства и краж в военное время,

- и еще один депутат за изнасилование семилетней девочки – как говорится, без комментариев.

     Других жертв царского режима обнаружено не было…