Контрастный душ для Геннадия Залогина

Борис Гущин
Сам не знаю, почему вспомнил как-то один из любимых спектаклей — «Много шума из ничего», дипломный спектакль студентов ГИТИСа, поставленный режиссёром и педагогом Владимиром Наумовичем Левертовым. Было это году, кажется, в 1977-м. Такие театральные события запоминаются на всю жизнь. Вся Москва рвалась тогда в подвальчик «Летучей мыши». Герои спектакля вышли на сцену и прямо заявили, что они сейчас 6удут делать, только то, что им нравится, и, рассказав о поездке своего педагога в Страффорд-на-Эвоне, неожиданно задорно и весело запели:
А я хочу в Бразилию, в Бразилию, в Бразилию.
А я хочу в Бразилию к далёким берегам.
Спели и говорят нам, что хотя песня не из этого спектакля, но они её очень любят и поэтому не могут не спеть её для нас. А дальше пошли искрометные вариации на тему Шекспира. В роли Беатриче блистала будущая звезда Татьяна Догилева. Остальные тоже блистали. А когда спектакль окончился, актёры заперли все двери и сказали, что они не откроют их, пока мы все вместе не споём их самую любимую песню «У Пегги жил весёлый гусь!!»
Как мы пели! А как они танцевали! Запомнился один на тоненьких ножках, игравший Антонио. Играть-то там вроде бы и нечего, но он был очень забавный.
Все зрители считали, что из левертовского курса нужно создавать новый театр. Но театр создан не был. Актёры разъехались по всему Союзу, а спектакль был перенесён в МТЮЗ (с другими актёрами), где и тихо скончался, не пользуясь особым успехом.

***
Геннадий Залогин пришёл в труппу петрозаводского Русского театра драмы в 1978 году. Я помню его эпизодические персонажи во многих спектаклях. Особого интереса актёр у меня не вызывал. Энергетически не действовал никак, даже если бегал, прыгал и вообще резвился на сцене. Я думал: «Ну что это за актёр... Внешность самая заурядная, простая, скромная. Ему разве что каких-нибудь социальных героев играть, скажем, простых (ну, очень простых!) советских людей. К примеру, в пьесах Арбузова...» Но пьесы Арбузова прошли в театре без Залогина в главных ролях. Режиссёры не чувствовали в нём героя.

***
И вдруг на малой сцене молодой режиссёр Геннадий Май ставит спектакль по пьесе Aллы Соколовой «Дом наполовину мой». Геннадий Залогин получил роль Вани Французова, роль, о которой до сих пор вспоминает с нежностью. Ваня-поэт, переживающий несчастную любовь; человек, жизненные обстоятельства которого не позволяют ему жить, как хочется; человек достаточно слабый, не готовый ко многим реалиям жизни. Все эти черты героя оказались в тот момент близкими актеру, и он блестяще сыграл эту роль, особо не перевоплощаясь, тем более, что был отличный драматургический материал.
Актёр оказался заметен и в спектакле по пьесе В. Красногорова «Кто-то должен уйти». Но потом снова пошли персонажи, скромностью которых вряд ли поразишь зрителей.

***
На телевидении в то давнее время тоже не припомню удач актёра. Скорее, наоборот. Включаю как-то ящик, а там поэма моего однокурсника, любимого поэта Юрия Линника «Фауст и Мефистофель». (Я не ошибаюсь: автор действительно Ю. Линник). На экране какие-то гомункулусы в колбах пузыри пускают. А Залогин на пару ещё с каким-то актёром умные и совершенно не понятные разговоры разговаривают. В общем, торжество выпендрёжного провинциализма. Мне стало обидно. За Фауста, Линника, Залогина... За себя тоже.

***
«... А мне цыганка нагадала, что мой расцвет начнётся только после 40... «

***
В те годы некоторые молодые актёры уходили из театра, не желая быть средними. Мои московские друзья Андрюша и Oлег после года работы в столичных театрах ушли со сцены. Были такие случаи и в Петрозаводске.
А Залогин упорно выходил на сцену: «Кушать подано». Режиссёры его по-прежнему не видели.

***
Залогину уже за 30.
И вот настал момент, когда группе актёров, среди них и Залогину, стало скучно, тесно, душно в стенах Русского театра. И они под руководством Елены Бычковой взяли и поставили в жанре литературного театра
спектакль по пьесе Б. Васильева «3автра была война». И все увидели, что спектакль исключительно талантлив; все исполнители, многие из которых почти не заняты в театре, тоже исключительны... Залогин играл в этом спектакле две роли: Артёма Шефера и Сашки Стамескина. Я помню особую тишину в зале и впечатление после спектакля. Мы были свидетелями зарождения нового театра — будущей «Творческой мастерской».

***
Именно в этом театре, на мой взгляд, у актёра Залогина не было неудач.
Что является определяющим для актёра? Прежде всего, прожитая жизнь (груз жизни)... Актёр выходит на сцену и молчит, но ты видишь героя и всё понимаешь о его персонаже... И школа, которую актёр получил...
А школа у Геннадия Залогина – будь здоров! Если вспомнить, что ещё в Твери уроки литературы у него вела Ираида Грачёва, завлит Романа Виктюка, который работал тогда в тверском ТЮЗe, а окончил Залогин ГИТИС... Так что... сами понимаете.
Залогин занят чуть ли не во всех спектаклях репертуара. Причём, актёр мастерски овладел искусством перевоплощения. И в его героях, скажем, в Аметистове из «Зойкиной квартиры», нет даже внешне ничего общего с учителем Кулыгиным из «Трёх сестёр» или Долиным из водевиля «Лучше никогда, чем поздно».
Пожалуй, лучше всего 3алогину удаются чеховские персонажи. Здесь полное слияние чеховской мягкости, отсутствие морализаторства с залогинской природной добротой, постоянно окрашенной юмором.
Казалось бы, можно посмеяться над такими персонажами, как Вафля в «Дяде Ване» и Кулыгин. Но Залогин, невзирая на комическую маску персонажей, показывает глубокий драматизм их положения, и зритель начинает сочувствовать этим героям. Хотя, казалось бы, что хорошего в Кулыгине, который давно уже опостылел Маше? Но богатство актёрской натуры Геннадия Залогина, его человеческая разность заставляют нас довольно-таки неожиданно 6ольше сочувствовать этому педагогу, искренне любящему Машу, нежели заезжему подловатому полковнику. Всё это без сомнения положительно сказывается и на актрисе, играющей Машу.
«...У нас высочайшего уровня труппа. Многое зависит и от партнёра. А мы все в руках Мастеров. Такими являются Иван Петрович Петров и Андрей Леонидович Тупиков. Оба они относятся к той категории режиссёров, которые любят актёров и верят им. Бывают актёры с плохим характером, но если Петров взял артиста, то он тянет его до конца, несмотря на характер строптивца».
Аметистов из «Зойкиной квартиры» М. Булгакова, казалось бы, роль прямо на Залогина. Уж что-что, а хохмить актёр умеет. Аметистов ведь старший брат Остапа Бендера. Но вот в чём особенность героя: он не должен вызывать сочувствие зрителей. Актёр достаточно тонко справляется с данной авторской и режиссёрской трактовкой образа. Мне кажется, это ему даётся не так просто: все-таки он актёр светлого, доброго и положительного обаяния. Хулиганистость многих его персонажей достаточно интеллигентна, очаровательна, и вполне простительна.
«Почему я стал директором театра? Потому что у меня есть организаторские способности, широкие связи и команда, всех членов которой я глубоко уважаю. В другом театре я не смог бы быть директором.
...Конфликты в коллективе? Когда они случаются, театр разъедает, и он расползается. У меня конфликтов нет. Бывает обида. Глубокая. У меня и на меня. Но она не перерастает в конфликт».
Наиболее ярко Геннадий Залогин проявил себя как комический актёр. Вспомним хотя бы его танец на трёх ногах в спектакле «Я пошёл гулять с ума». Но чеховские персонажи и Клинков из «Странных игр для взрослых детей» по А. Аверченко говорят о трагикомическом даровании актёра. Я уже не говорю о чисто драматических ролях, хотя чаще всего они эпизодические. Скажем, майор из «Вдовьего парохода», порядочный человек в достаточно пикантной ситуации, или учитель из «Бесов», ужаснувшийся содеянной бесовщине.

***
Лично я таю обиду на директора театра «ТМ» Геннадия Борисовича Залогина. Как-то написал инсценировку интереснейшего романа Дж. Фаулза «Волхв» и отдал в театр. Сплю и вижу 3aлогина в роли главного героя Мориса Кончиса, умного, зловещего, коварного и в то же время обаятельного. Роль века. Смена амплуа. Отдал пьесу. Встречаю на улице Зaлогина.
– Ну, как пьеса?
– Понравилась. Взяли в портфель театра.
Обрадовал, называется. У них в портфеле «Король Лир» лет десять лежит. Так что мне в этом портфеле с Шекспиром, кажется, не тягаться.
Но помечтать хочется.
«...Для меня директорство достаточно трагично. А не отношу это к ситуации с театрами. В том числе и с карельскими. Я отношу это к общей ситуации в стране. Что доказывать? И кому? Наш театр самобытный, интересный, требующий внимания. Казалось бы — зелёный свет и флаг в руки! Ан нет... У театров множество проблем, которые можно решить только в контакте с властью, которая всегда помогала театрам. И при царе Горохе, и при Сталине, и при Брежневе. При всех. Театру надо помогать финансово. А то что получается?
Вечером у актёра аплодисменты, цветы, поклонницы. А утром он приходит за зарплатой и возникает чувство полной ненужности».

***
Уже после того, как я подготовил этот материал, прочитал в одной из публикаций, что Геннадий Залогин учился на одном курсе с Татьяной Догилевой. Звоню актеру
– Гена, если ты её однокурсник, то не играл ли ты случайно в знаменитом левертовском спектакле?
– Играл.
– Кого?
– Помнишь Антонио на то-о-оненьких ножках?
– Конечно. Он так забавно танцевал.
– Так это был я. Я! Я! Слушай, я тебе сейчас спою:
У Пегги жил смешной козёл.
Он бородой дорожки мёл.
Ну что за славный был козёл?
Спляшем, Пегги! Спляшем!

                2003