Масленик

Александра Румянцева3
 Учительница вошла в класс, оглядела ребят и начала спрашивать домашнее задание. Шурка не ожидала, что ее вызовут и сегодня, вчера она отвечала хорошо, пять получила. Но Анна Павловна вызвала ее снова. Надо было рассказать стихотворение о грибах. Девочка вышла, одернула платье и начала читать стихи. Грибы она знала и любила собирать. Они чередой проплывали перед глазами, когда она читала стихи.
"Под осиною на кочке гриб в малиновом платочке, подосиновиком звать-и его придется взять",- читала девочка, а перед глазами стояла семья подосиновиков, что она нашла в лесу этим летом. Крепкие грибы, нарядные и полезные, не то, что мухоморы. Она и не заметила, как дошла до строк, которые ничего плохого не предвещали.
  "Точно желтые цыплята разбрелись кругом маслята. Снизу-донышко под пленкой, сверху -масло в коже тонкой,"-неожиданно для себя она расхохоталась. Учительница не понимая, смотрела на девочку. А ту душил смех. И смеялась она не над стихами. Вместо желтеньких, покрытых маслянистой слизью грибов, которые они называли маслениками, перед глазами девчушки предстал ее одноклассник Колька Шустов.
  Колька , высокий худой мальчишка, был старше остальных на два года. Он поздно пошел в школу. Учился плохо. Но не это его выделяло среди ребят. У Кольки всегда были грязными рукава рубашки и руки. Рукава, просто, лоснились, как намазанные маслом. А руки Кольки чистыми не видел никто. Он их не стеснялся, а , наоборот, выставлял на показ. Он ими гордился. Он рассказывал ребятам, что они с соседом собирают из старья новый трактор. Колька смазывает детали, отмывает их в керосине. Мазут и масла  въелись в кожу и не вымываются.  Ребята  завидовали, и кто-то обозвал мальчика маслеником.  Прозвище прижилось, в глаза Кольку ребята не обзывали, боялись, а за глаза  только и слышно: масленик-то, масленик-сё.
  Вот над этим  маслеником и хохотала девочка. Она переставала смеяться, но , взглянув на Кольку, начинала  смеяться снова. Класс подхватил смех, на Кольку начали оглядываться, кто-то показал ему на руки, и он все понял. Лицо его стало пунцовым, он посмотрел на руки и со слезами выскочил из класса. Смех быстро утих. Шурка дочитала стихи до конца. Она чувствовала, что произошло что-то нехорошее, но не понимала, что. Пятерка, почему-то, не порадовала. Шурка села на место. Учительница тоже стала какая-то недовольная.
  На последний урок  Колька не пришел. Когда Шурка пошла домой, она и не думала о мальчишке, с которым  четыре года ходила вместе и в школу, и из школы. А он о ней думал. Колька догнал ее  очень быстро. Не говоря ни слова, он ударил девочку раз, другой. Он бил ее с каким-то упоением. Шурка, которая умела дать сдачи не хуже мальчишки, даже, не сопротивлялась. Бил Колька не сильно, но все-таки больно. Шурка не плакала, сама не зная, почему. Неизвестно, чем бы это закончилось, только старший брат Шурки пришел сестре на помощь. Он оттащил масленика от девочки, завернул руку и держал, пока тот не успокоился.  Колька шипел, как кот, вырывался, но в конце концов -затих.
  Наконец, троица пошла дальше. Мальчишки разговорились. Колька поведал другу, за что он бил его сестру. Он сказал, что прозвище его не волнует, а вот так хохотать над ним перед классом не надо было.  Это обидно. Брат с ним согласился. Он объяснил Шурке, что в следующий раз он сам отлупит ее за такое поведение. Шурка даже не огрызнулась.  Она повинилась перед Колькой, он ее простил.
  Не простил папа. Он потребовал, чтобы дочь извинилась перед Колькой перед всем классом.
"Умела  хохотать- умей и ответ держать, - строго сказал он дочери.- Ты хоть знаешь, что он этими масляными руками деньги матери зарабатывает и трудодни тогда, когда ты в куклы играешь.  Ты знаешь, что у него всего одна рубаха на выход в школу и она от рук замаслилась. Руки его отмыть будет трудно и смысла нет. Он же и дальше будет работать. Эх ты, дочь, не ожидал я от тебя такой пакости."
  Эти слова были хуже удара. Шурка все поняла. На другой день она извинилась перед Колькой при всем классе и учительнице. Он простил еще раз. И , когда девочка села, он неожиданно расхохотался.
  "Масленик, ну надо же, такое придумать. Сравнили слизь на грибах со смазочными маслами: то- слизь, а это-смазка: керосин, солидол, масла." Он поднял вверх свои не отмывающиеся руки, посмотрел на них. И ,странно, но многие мальчишки позавидовали Кольке.