Гордыня

Андрей Рождественский 4
Жил был юноша. Звали его Иперифанос. Был у него один талант. Он умел предсказывать будущее. Дар этот обнаружился, когда ему было  20 лет. Семья его была небогата, и он занимался, тем, что пас деревенских овец. Крестьяне этой деревни едва сводили концы с концами, и каждая овца была на вес золота. Однажды, когда Иперифанос пас овец на дальнем пастбище, небо потемнело, ударил гром и засверкали молнии. Овцы испугались и бросились в разные стороны. Долго собирал их бедный пастушок, но трех овец так и не удалось найти. Все деревня словно сошла с ума. Все крестьяне собрались у дома, где жил незадачливый пастух и требовали жестоко наказать юношу. Бледный и испуганный, слушал он крики толпы.

На мгновение он закрыл глаза и, вдруг, в кромешной мгле появилось лёгкое розовое свечение. Постепенно стали вырисовываться контура гор, горные луга и снежные вершины. Все три пропавшие овцы стояли на уступе утёса, боясь пошевельнуться. Вокруг бушевала непогода, лил дождь и вдалеке все ещё гремел гром. Пастух сразу узнал место, где стояли овечки. Он открыл глаза и закричал:

-Стойте, я знаю, где они.

Крестьяне не сразу пришли в себя от удивления. Наконец один из них по кличке Кривой сказал:

-Откуда ты можешь знать? Может быть, Боги шепнули тебе на ушко?

Все крестьяне засмеялись.

 

-Хорошо, - продолжил Кривой.

- Беги, ищи своих овечек! Но помни, если хоть одной недосчитаешься, тебе не поздоровится.

Вскоре овечки были найдены и отданы хозяевам. Три дня вся деревня только и говорила об  Иперифаносе и его злоключениях.

На четвёртый день к Иперифаносу пришёл староста деревни.

-Здравствуй молодой человек, - сказал он.

-Удивляюсь, как это ловко у тебя получилась с заблудшими овцами. Может быть, ты и мне поможешь?

-Охотно, - ответил юноша, если, конечно, смогу. И староста начал свой рассказ.

Три года назад я вместе с матерью плыл на корабле, который следовал на остров, где жила моя родня. Вдруг поднялся шторм, большая волна подхватила меня, и я оказался в воде. Мне удалось зацепиться за обломок доски. Этот обломок спас мне жизнь. К утру меня вынесло на берег, где  меня нашли местные жители. Но я ничего не знал о судьбе моей мамы. Мне сказали, что корабль потерпел крушение и несколько человек выжили, как и я. Но моей мамы среди них не было. Можешь ты сказать мне, жива ли моя матушка, и если жива, где её искать?

Иперифанос закрыл глаз. Мягкий лёгкий розовый свет снова появился и сквозь него он увидел женщину, которая мыла ноги толстому пожилому мужчине. Дверь открылась и в комнату вошел молодой человек.

-Привет тебя,- почтенный Герасимус! Твой корабль уже стоит у причала.
Товар уже  на борту и попутный ветер благоприятствует нам. Не медли более.
На Крите ты не единственный купец, твои конкуренты не будут ждать, пока ты соберешься с мыслями и займешься делом.

-Твоя мать жива и находится на острове Крит,- ответил юноша старосте, когда видение исчезло. Наверное, она попала к пиратам после крушения корабля, и пираты продали её на Крите.

Староста слушал очень внимательно, и некоторое время сидел молча. Наконец, он сказал.

-Если, то, что ты поведал мне, правда, я щедро отблагодарю тебя.

На следующий день староста сел на корабль, отправляющийся на остров Крит, и через 2 недели вернулся домой вместе со своей мамой. Их возвращение праздновала вся деревня.

Все, вдруг, полюбили Иперифаноса и стали обращаться к нему с различными просьбами.

Жена соседа просила Иперифаноса сказать, есть ли у мужа любовница.
Местный кузнец попросил открыть, кто украл у него кифару.
Мальчик, который воровал апельсины у всех жителей деревни, попросил узнать, почему его девочка перестала с ним играть.

Вопросам не было конца, и Иперифанос помогал всем.

Однажды к нему пришёл староста и сказал:

-Я обещал отблагодарить тебя, но не знал, как это сделать. Вчера утром мне пришла в голову хорошая идея.

У меня есть дальний родственник. Он живет в столице и содержит небольшую таверну. Я написал ему письмо, в котором просил за тебя. Он согласился взять тебя в услужение. Он будет кормить тебя, платить тебе за твою работу. Но главное, ты сможешь показать свой талант провидца. По воскресениям, когда люди собираются в таверне, чтобы поболтать и узнать последние новости ты будешь пророком на час. Именно столько будет длиться представление. За каждое своё видение тебе будут платить звонкой золотой монетой.

На следующий день Иперифанос отправился в путь. Все получилось так, как сказал ему староста. Хозяину таверны понравился смышлёный и расторопный юноша. Но его сеансы ясновиденья превзошли все ожидания. Народ валом валил в таверну. Скоро хозяин обогатился так, что смог открыть ещё две таверны в городе, баню и игорный дом. За заслуги перед городом ему пожаловали звание почётного гражданина и назначили помощником городского головы. Вместе с хозяином разбогател и Иперифанос. Он купил себе дом, нанял прислугу. У него появились друзья, и от девушек не было отбоя. Вся городская молодёжь приходила на его весёлые вечеринки, самые красивые женщины признавались ему в любви, самые знатные особы искали знакомства с ним. Время летит быстро, когда жизнь легка и беззаботна.

Однажды в двери его дома постучался седовласый старец. Это был тот самый деревенский староста.

-Что тебе надо,- крикнул слуга,

-Мой господин ждёт посланца императора и никого не принимает.

-Передай ему, что я староста деревни, в которой он вырос. Моя жена тяжело больна, и мне нужна его помощь.

-Жди здесь, - приказал слуга, я доложу о тебе господину.

Целый час ждал староста перед воротами, пока слуга не появился вновь.
-Мой господин не может тебя принять, приходи через 2 дня. Таков был ответ.

Ничего не оставалось делать старосте, как отправиться в обратный путь. Когда он приехал домой, жена была уже при смерти. Через два дня она умерла.

А в то же самое время в доме Иперифаноса всё шло своим чередом. В хорошо освященной просторной комнате за большим столом сидели гости. Они шумели, пили вино и славили щедрость хозяина дома.

Вдруг, все свечи потухли. Стало темно.

-Не волнуйтесь дорогие гости,- раздался голос Иперифаноса. Наверное,  порыв ветра сыграл нами эту шутку. К сожалению, это единственная шутка, которую он знает.

-Слуги, закройте окна, зажгите все свечи и посмотрите, что творится снаружи. Этот шутник, ветер может повредить деревья в моём прекрасном саду.

Скоро свечи снова зажглись и веселье продолжилось. Слуги возвратились в дом и сказали, что в саду тихо и ветра нет, и скорей всего и не было.

Но почему тогда погасли свечи,- подумал Иперифанос. Но долго думать ему не пришлось, так, как объявили танцы, и красивая девушка обняла его за шею и потянула за собой в самую середину круга, где танцевала молодёжь.

На следующий день был приём во дворце императора по случаю его дня рождения. После приёма праздничный обед. Тосты следовали один за другим. После пятого тоста гости разговорились. Кто-то говорил о новом платье принцессы, кто-то о  видах на урожай, и, вдруг, заговорил сам император. Все сразу замолчали. Придворный этикет не позволял  беседовать за столом, когда речь держит сам император, сын солнца, наместник бога на земле.

- Иперифанос, правда ли, что ты можешь предсказывать судьбу подобно великим пророкам и богам.

-Да, ваше величество, это моя работа,- гордо ответил предсказатель. Я вижу всё тайное на земле и делаю его явным, и никто не может отнять у меня моего таланта.

-Вот как, удивился император.

Вдруг из-за стола поднялся юноша с золотистыми волосами, поклонился императору и сказал:

- Этот человек врёт, могу поспорить на бочонок золота, что он даже не сможет сказать, как зовут моего осла.

-Каковы твои условия,- спросил Иперифанос.

-Мои условия просты. Мне не надо золота. Но если ты проиграешь, то должен трижды обежать вокруг стола в ослиной позе, покрытый ослиной шкурой и 50 раз прокричать «я осёл», в то время как остальные гости буду кидать в тебя остатками пищи со стола.

-Кстати, вот и она, и неизвестно откуда в руках юноши появилась настоящая ослиная шкура с большими ушами и длинным хвостом.

- Конечно, я согласен, если его величество соблаговолит разрешить наш спор.
- Охотно, ответил император. Да будет так.

Иперифанос зажмурился, но нечего не произошло. Розовое свечение не появилось. Он пробовал ещё и ещё, но все попытки не привели к успеху. Делать нечего. Пришлось ему облачиться в ослиную одежду бегать вокруг стола и без устали вопить: «Я осёл, я осёл, я осёл», да ещё огрызки со стола градом сыпались на него под всеобщий смех придворных. Сам император не удержался, а его дочери просто визжали от удовольствия и хлопали в ладоши.

С того самого дня жизнь Иперифаноса сильно изменилась. Поток желающих получить какие-нибудь предсказания быстро иссяк. Деньги кончились. Друзья перестали к нему ходить, прохожие смотрели ему в след и смеялись над ним. Скоро ему пришлось оставить пышные апартаменты и переселиться в маленькую комнатку, похожую на чулан под самой крышей дома и устроиться посудомойкой в маленькую грязную таверну на окраине города.

Эпирефанос пытался найти золотоволосого юношу, который сломал ему жизнь, расспрашивал о нем знакомых и совсем чужих людей, но никто о нём ничего не знал.

Однажды поздно вечером он лежал на кровати в своей бедной коморке и читал книгу. Вдруг, окно распахнулось, порыв холодного ветра погасил свечу, и в комнате стало темно. Иперифанос встал с кровати, закрыл окно и зажёг свечу. Вглядываясь в пламя свечи, он вспомнил ту пирушку в его большом и красивом доме, когда вдруг погасли все свечи, но на улице не было даже лёгкого ветерка. Он вспомнил старосту, который приходил к нему с важным делом, а он, в гордыне своей не принял его. Где он теперь? Ночь была тревожной, снилась ему родная деревня, блеянье овец и запах травы на горных пастбищах, женщины, судачащие обо всем на свете у деревенского колодца. Одна из них стояла в стороне и как - будто смотрела прямо на него. Мама, мамочка закричал он, но, вдруг, картинка поблекла и всё исчезло. Он проснулся. Было ещё рано. За окном светила луна и можно было ещё поспать, но до самого утра не мог сомкнуть глаз.  Утром, как обычно он встал, позавтракал и пошел на работу. Надо бы съездить в деревню, подумал он.

 

В следующие выходные он отправился в деревню. Когда долгий путь подошел к концу он попросил возницу остановить телегу у деревенского колодца. Всё было как прежде. Две женщины стояли у колодца и мирно беседовали. Среди них могла быть и моя мама, но она умерла много лет назад, подумал он. Он подошел к женщинам и спросил о старосте.

-Этот человек умер год тому назад, вскоре после того как умерла его жена, сказала старшая из женщин.

-Когда ей стало совсем плохо, он поехал в столицу, где у него жил друг. Он надеялся, что друг поможет ему. Но друг отказал в помощи. Жена умерла через два дня. Староста так печалился по ней, что тоже заболел и вскоре умер.

С тяжелым сердцем возвратился Иприфанос домой. Он заплатил хозяину дома за свою коморку на месяц вперёд, собрал свои пожитки и отправился в горы. Там он нашел себе небольшую пещеру, защищенную от ветров, большим камнем, расположенным напротив входа. Он знал её ещё тогда, когда был пастухом. Рядом с пещерой протекал ручеёк, берущий начало от источника, который местные жители называли святым. Вокруг шумел лес, богатый лесными ягодами и кореньями. Здесь решил Иперифанос провести остаток жизни.

Пошёл год, за ним другой ничего не менялось в жизни Иперифаноса. Целыми днями он молился. Питался ягодами и кореньями, собранными в лесу. Пил воду из святого источника. В холодные времена грелся у костра в своей пещере. Зимой, когда в лесу собирать было нечего, местные крестьяне приносили ему хлеб и сыр. Однажды он увидел своё отражение, когда пошел за водой. На него смотрел из ручья старик с измождённым лицом. Время часто шутит с нами и подносит нам сюрпризы, от которых нам становится не по себе.

Однажды вечером он, как обычно, молился до тех пор, пока на небе не взошла луна. После молитвы, как всегда он съел кусок хлеба, запил водой из святого источника и отправился спать. Иприфанос закрыл глаза и вскоре погрузился в глубокий сон. Кромешная тьма  окружила его. Вдруг, тьма рассеялась, и он увидел дорогу. Вокруг стелился густой туман. 

-Где я, подумал он, и что это за дорога?

-Если я буду стоять здесь, то ничего не произойдет. Если я пойду по ней, то обязательно приду куда-нибудь. Все дороги имеют начало и конец. Медленно и осторожно он зашагал по дороге.

Вдруг, он увидел, что дорога раздваивается. 

-Куда мне идти теперь? Какой выбрать путь.

-Не стоит думать об этом, дорогу выберу я , раздался сильный и красивый голос.

-Кто ты, я тебя не вижу, закричал Иперифанос.

Внезапно перед ним появилась целая группа людей. В центре этой группы стоял человек, который был удивительно похож на образ Иисуса Христа на иконе, стоящей в самом светлом углу его убогой пещеры. Остальные не были знакомы ему, кроме одного. Его Иприфанос узнал сразу. Это был тот самый золотоволосый юноша, которому он проспорил на императорском обеде. Из-за которого пришлось поменять карьеру светского льва на жизнь отшельника.

-Господи, ты ли это? Воскликнул Иперифанос.
-Разве я уже умер?

-Да, грешник, ты стоишь перед лицом господа твоего. Тело твоё умерло, но душа твоя жива. Она стоит сейчас передо мной и ждёт своей участи.

Епифанос склонился до земли. Прости господи грехи мои.

-Да, Иприфанос, мне ведома вся твоя жизнь. Ты совершил страшный грех неблагодарности и гордыни. За этот грех я должен умертвить твою душу, отправив её в Ад.

-Но я вижу, что ты глубоко и чистосердечно раскаялся.
-К тому же, ты искупил свой грех праведной жизнью и верой в меня, своего Господа Бога.

-Дорога, идущая прямо - дорога в рай, та, которая поворачивает налево, ведет в Ад. Иди прямо. Мой ангел будет сопровождать тебя.

Юноша с золотистыми волосами взял Епифаноса за руку, и они пошли вместе по дороге указанной богом.

-Я знал, что мы ещё встретимся, - сказал юноша с золотистыми волосами.

Всю дорогу они шли рука об руку, и вскоре  их уже не было видно.