Неоконченный спор

Елена Буланова
В печке уютно потрескивали дрова, а в незанавешенном оконце сквозь чёрные крестообразные силуэты макушек елей проглядывали на тёмно-синем небе искорки звёзд.
Он подкинул поленьев в огонь.
- Фильм посмотрела?
Она оторвала задумчивый взгляд от окна.
- Угу.
- Что скажешь?
- Вторые сутки под впечатлением.
- От красок, наверное?
- Не только. Поразила идея.
- Вот как? Что именно?
- Сюжет этого фильма пополнил мою коллекцию.
- Коллекцию чего?
- Картин мироустройства.
- Впервые слышу о таком хобби.
- Видишь ли… Долгие годы я жила, основываясь на христианских догматах. И… Нет, не хочу сказать, что беды мои вытекали из этого, но… Как тяжело! Как это было невыносимо тяжело! Ответственность за всё и вся и неизменно сопутствующее ей чувство вины, за грехи, чужие, свои, столько запретов… А это: «Не прелюбодействуй»! (Он усмехнулся). Два года назад что-то стало происходить со мной. Жаждая счастья и свободы, нечто в сознании рвалось и требовало реформ. Я открылась исследованию, и первая же находка ошеломила - система, которую чтила и считала незыблемой, вдруг оказалась не единственной! И тогда, уже смелее, я отправилась в интереснейшее странствие, которое продолжается до сих пор. Мне попадались всё новые источники, они опрокидывали прежние представления и позволяли допустить многовариантность картин мироустройства. Сегодня моя коллекция похожа на комнату с дюжиной дверей, каждая из которых ведёт в свой мир. Как будто можно выбрать… Но меня мучит вот что: за какой из дверей мир - настоящий?
- А почему это важно для тебя?
- Не знаю. Наверное, любой когда-нибудь задается похожими вопросами, хочет знать, как всё устроено. В детстве он задает их родителям, повзрослев - себе. И никогда не находит ответа. Но я хочу найти. С тех пор, как научилась думать. Хочу узнать, что - там, за дверью, и зачем — всё? Может быть, просто из-за страха смерти. Может - прихоть любознательного, себялюбивого ума - поставил себе сверхзадачу, решение которой приравнивается им к научному открытию. А может - избитый поиск смысла жизни. Ведь его все ищут. Хотя, кажется, не все…
- Вот именно. Потому не выдумывай лишних проблем. Решай те, что есть. А там будет видно.
- Так нет проблем! Просто хочу знать, куда идти, к чему стремиться, какова цель?
- Зачем?
- Но как же… Погоди, дай вспомнить… «Ибо тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить. Без твердого представления себе, для чего ему жить, человек не согласится жить и скорей истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его всё были хлебы».
- Что за ересь?
- Достоевский, «Братья Карамазовы». Притча о великом инквизиторе.
- Достоевского признаю исключительно раннего. Где есть ещё романтика, и нет зауми.
- Мне следовало прояснить это до того, как начать с тобой роман.
- Послушай. Цели нет. Просто нет. Совсем. Не надо искать смысла там, где его просто нет... Основа всей нашей жизни - банальное любопытство, доставшееся в наследство от макак. И - ничего другого. Смыслы, логика и прочее - в наших головах. Вместе с богом, раем, адом, совершенствованиями, проблемами, решениями и вселенной вообще. Лишь в головах. Что навыдумываешь - таков и мир. Отсюда вывод - не выдумывай лишнего.
- Ни за что не согласна! Особенно с макаками. Это всё Пелевин, ты начитался… У каждой вещи есть смысл: у скрепки, у ёлки в лесу… у этой лампочки на стене. И у человека должен быть.
- Кому должен? Кто должен? Смысл? Пелевина я, безусловно, начитался. Но далеко не его одного. И своя голова тоже имеется. Охота тебе думать не так, как я - твоё право. Я не в силах запретить. Но за свой выбор тебе и отвечать. Немало людей всю жизнь ищут смысл оной, верят в бога, ходят в церковь - вымаливают люкс в раю, убивают на поиски целую жизнь и так и помирают, не найдя. Лично мне растрачивать себя на это - просто жаль. У меня масса идей и планов, которыми, считаю, действительно стоит заниматься всерьёз. Такая гора, что человеческого века не хватит. Вот и буду их реализовывать, а не грохать время на бесплодные умствования, которые, заметь, ни к чему никого пока не привели. Смысла в жизни пока никто не нашёл.
- Я тоже не бездельница. Но реализация идей и планов духовному поиску не препятствует.
- Ещё как препятствует! И я не о делах. Я о бесплодных умствованиях, которые как раз таки тормозят, поскольку съедают прорву времени.
- Совсем не прорву. Сколько времени занимает мысль?
- Всю жизнь она занимает.
- И насчет бесплодных. Зачем так категорично? Если умствования есть, значит это кому-нибудь и зачем-нибудь нужно.
- Бесплодны они, так как результата - нет. А пусты - оттого что надобны лишь тем, кто ими занимается. Если кто-то найдет смысл, пусть огласят. И докажут, что этот смысл не их измышлизмы - сиречь лично их, ими же и придуманный смысл - а действительно всеобщий и к каждому относящийся. Докажут. Аргументы типа «если оно есть, значит, кому-нибудь нужно» - не принимаются: есть изнасилования,  низость, предательство, грабежи, убийства, в том числе и детей, и прочая и прочая. И для всех очевидно, что эти плохие вещи потребны единственно тому, кто их совершает. А вот если что хорошее -  тут вдруг нееееееееее.... А вот это уже «кому-то» и «зачем-то».
- Ну, пусть… Не кому-то. Мне! Это нужно мне.
- Зачем?
- На этот вопрос и пытаюсь ответить. Если смысла нет - зачем мораль, порядочность? Интеллигентность, о которой ты так долго спорил? Можно не беспокоиться об этом вообще, а жить, как заблагорассудится, не страдать из-за ответственности за происходящее в мире, не оказывать помощи ближнему, вообще ни о чём и ни о ком не думать, кроме своих шкурных интересов.
- Совершенно верно. Совершенно верно! Начинаешь понимать... Мораль, порядочность, интеллигентность и остальное - тоже  шкурные интересы, кроме которых ничего в жизни и нет. Просто я так хочу жить. Я это выбираю. Только и всего. И надо это мне. И только мне.
- А как же общечеловеческие ценности? Они таковыми и зовутся. Почему люди выбирают их? Ведь гораздо проще и приятнее предпочесть другое.
- Мой опыт говорит, что примерно пятьдесят процентов избирают другое. Что вовсе не проще и уж совсем не приятнее. Пробовала?
- Д-да…
- И?
- Не получилось. То есть… хм… конечно, получилось… Но не понравилось. Гармонии не было. Хотелось вернуться.
- Именно. А у кого-то наоборот. Пожалуйста, тебе и пятьдесят на пятьдесят. Всё просто. Не надо усложнений.
- Не просто. Не просто! Другой мир существует! И порой он очень даже осязаем. И мне интересно, каков в нём порядок.
- Это твои личные придумки. И интерес этот - к твоим личным придумкам. Понимаешь? «Сама себе навымышляла и сама сижу это и думаю. Да ещё всех убеждаю, что фантазии эти - совершеннейшая правда». Это и есть пустое.
- Как можно выдумать то, что осязаешь?
- Осязание тоже можно выдумать.
- Ну, знаешь... Это уже чересчур. Не говори чепухи. Впрочем… У нас разный опыт. Ты не поймёшь. А многие - понимают.
- Пойму. Но не приму. Что, впрочем, не мешает мне тебя хотеть.
- Это же бессмысленно.
- Бессмысленно - всё. Но это - приятно  Оно нам нравится. Поэтому и хотим.
Она поняла, что проиграла спор. Она всегда проигрывала. Ибо это был спор веры с логикой. Её вера плевать хотела на его логику. Но всегда проигрывала спор.
Несмотря на явное поражение, она попыталась мобилизоваться для последней защиты и глубоко вдохнула, но запах любимого мужчины, оказавшегося рядом, тотчас остановил её. Горячие руки, торопливо пройдясь по телу, разбудили жгучую волну, начавшую стремительно разливаться по клеточкам. Докатившись до искусанных в жарком диалоге губ, волна смыла с них остатки шёпота, в котором тот, кто был рядом, расслышал лишь собственное имя. Не помышляя о сопротивлении, она ухнула в безвременность и утонула в ней. Фантасмагорические цветы, мгновенно нарисованные и ожившие в бездонной пустоте, отверзшейся за волшебным экраном закрытых глаз - они одни обладали подлинным смыслом в обернувшуюся бесконечностью секунду бытия. Об этом сообщил ей последний остававшийся на поверхности тоненький лучик сознания. А сообщив, пропал…