Легенда. Гл. 5-6

Александр Абакумов
Глава 5. О фамилии рода Абакумовых


        Если с абсолютной уверенностью мы можем сказать, что наша фамилия Абакумовых пошла от имени Аввакум, то, как, когда, почему и откуда это имя появилось именно в этом месте, а затем стало  основой фамилии именно нашего рода, проживавшего на севере Руси, я и постарался разобраться далее.

        Для своих поисков, с одной стороны,  я отталкивался от  следующей архивной информации о первом из установленных моих предков (по состоянию на август 2013 года):

1. В  Ревизской сказке  за 1782г.  (4-я ревизия) значится мой
предок: экономический крестьянин Аввакумов Михей Власович, 52 года (т.е. год рождения 1730) и перечисляются: его жена, братья, дети и внуки с указанием их имен и возрастов – всего около 25 человек. Деревня, где жили наши предки, называлась Моржегорская Пустынь. Ревизские сказки являются наиболее полными и информативными историческими документами о составе и изменениях в  семье  произошедших между ревизиями.

2. В духовных росписях (исповедных книгах) Моржегорского
прихода за 1792г. записан мой прародитель Аввакумов Михей Власович, 64 года (1728г.р.?), экономический крестьянин. Проживал в деревне Моржегорская Никольская Пустынь. Эти посемейные документы дополняют ревизские сказки, т.к. велись более регулярно и дольше по времени. В них записаны только семьи с прямыми связями: отец, мать, дети,внуки. В книгах фиксировались причащения и исповедания семей прихожан во время великих постов.

3. В метрических книгах Моржегорского прихода  имеется
запись о смерти 15 мая 1799 года крестьянина Николаевской Пустыни Михея Власовича Авакумова, 70 лет (1729г.р.?). В этих документах приводится личная информация о человеке: его рождении и смерти, родителях, бракосочетании,  восприемниках и поручителях, месте проживания и т.д. (Аналог современного ЗАГСа)

        Обратите внимание на написание фамилии в разных документах, на название деревни и на возраст. Много различий. Почему? Отсутствие грамотности - раз. И два - человеческая память не совершенна, персональных документов в те времена не было, все записывалось на слух. Что скажут, то и занесут в книгу.

        С другой стороны –  самым известным носителем имени Аввакум на Руси (Российском Царстве) того времени, был протопоп АВВАКУМ (Аввакум Петров сын 1620-1682г.г.) – очень интересная, выдающаяся и уникальная историческая личность. У него  было около 600 духовных детей по всей Руси – что очень много (обычно 20-30) и это о чем-то говорит.

        Здесь следует дать уточнение.

        В художественной и исторической литературе часто пишут (без пояснений): Петр Кондрат(ьев)ов и Аввакум Петров - якобы у  отца и его сына разные фамилии в нашем, современном, понимании. Однако это не так. Если двести-триста лет назад такое написание в документах было естественным и понятным для того времени, то сегодня эти понятия изменились. Раньше человека называли только по именам. Например: отца Аввакума звали   Петр Кондрат(ьев)ов сын (т.е. сын Кондрата), а Аввакум был Петров сын. У детей Аввакума я вообще нигде не встречал никаких фамилий, но по этой логике они должны быть Аввакумовы? Нет, они Аввакумовы дети или, по-современному –  Аввакумовичи! В те же времена зачастую различали людей низкого сословия только по их отношению к  тому или другому лицу, реже по прозвищам, а фамилий у них не было вообще.  Тем более, что семья Аввакума была из потомственных сельских приходских священников. В старых документах я нигде  не встречал фамилии у протопопа, поэтому будем считать, что у Аввакума в то время было только дополнительное имя его отца, т.е. отчество.

        Теперь вернемся обратно к нашей теме.

        По времени, даты жизни Аввакума (1620-1682г.г.) и первого, достоверно установленного, прародителя нашего рода Абакумовых – Аввакумова Михея Власовича (1730-1799г.г.) отличаются всего-то на  100 лет. По историческим меркам не так уж и много. Отсюда, моя первая и единственная версия на происхождение нашей фамилии была связана именно с вероятной связью ее с именем протопопа  и его личностью.

        Поэтому следующим делом, я постарался проследить, хотя бы приблизительно, житие Аввакума.  Определить все возможные точки пересечения событий, происходивших в его семье с вероятными событиями жития представителей нашего рода. Т.е. я подошел к рассмотрению этого вопроса с двух противоположных сторон и двигался в своих рассуждениях навстречу друг другу, во времени и в пространстве: по нарастающим годам   анализировал житие семьи протопопа Аввакума, по нисходящим годам – житие нашей семьи Аввакумовых.

        Не углубляясь далеко в подробности биографии  Аввакума, история говорит о следующем:

        После  начала проведения реформ в стране Царем всероссийским Алексеем Михайловичем Романовым в 1648-1649г.г. по закрепощению крестьянства (утверждение Соборного уложения – свода законов) и в церкви Патриархом Никоном в 1653г. (перепись церковных книг и обрядов), в христианской церкви на Руси произошел «раскол». Православные люди разделились на новообрядцев (никониан) и старообрядцев (староверов, раскольников). Протопоп Аввакум был ярким, активным и фанатичным противником церковных нововведений Патриарха Никона. Он стал лидером староверов, за что подвергался гонениям со стороны иерархов церкви и государства.

         Аввакум, за свои убеждения,  трижды был отправлен в ссылку: сначала в Сибирь (17 сентября 1653 – весна 1664г.г.)почти на 11 лет, затем на Мезень (29 августа 1664 – 1 марта 1666г.г.) на 1,5 года и, наконец, через Мезень в Пустозерский острог на Печоре (30 августа 1667 – 14 апреля 1682г.г.) на 14,5 лет. Там  он и был казнен вместе с тремя своими единомышленниками. Во всех ссылках он находился вместе с женой, детьми и домочадцами (кроме Пустозерска). Семья Аввакума жила на Мезени 28,5 лет - с 1664г. по 1693г., даже после казни протопопа.

        Семья Протопопа Аввакума к концу 1664г. состояла: жена Анастасия Марковна (1624г.р.), сыновья: Иван (1644г.р.) и Прокопий (1648г.р.), дочери: Агриппина (1645г.р.), Акулина и Ксения (обе родились в сибирской ссылке между 1658г. и 1662г.), жена Ивана (сноха Аввакума) Неонила Петровна с дочкой Марией (ок.1663г.р.) и четверо домочадцев: Тимофей, Григорий, Фетиния и Ксения. Возраст домочадцев не известен. Всего 12 человек без главы семьи.  В начале 1665г. на Мезени родился последний сын Аввакума – Афанасий.

        Таким образом, имя протопопа Аввакума, скорее всего, было широко известно в среде его приверженцев на Севере Руси с середины 50-х годов XVII века. Естественно меня заинтересовали две его ссылки на русский север, поэтому сибирское житие Аввакума я  пропускаю, т.к. к нашей теме оно отношения не может иметь.

        Дорога в ссылку на крайний север Руси, на Мезень  пролегала от Москвы через города: Вологду, Великий Устюг, Холмогоры, Пинегу. Летом по рекам: Сухоне, Северной Двине, Пинеге и Мезени. Зимой: по Холмогорскому тракту вдоль реки Северной Двины до Холмогор, далее «лесными дорогами Нижней Тайболы». Т.е. независимо от времени года путешествующие люди по дороге на Холмогоры (или обратно на Москву) не могли пройти или проплыть мимо Пустыни (вот и первая возможная точка пересечения событий, по месту). Следующий монастырь, Сийский, был в 64 верстах ниже по течению, но он находился в стороне от дороги и реки (около 8 верст). Сведений о посещении этого монастыря Аввакумом у меня нет.

        Обе  ссылки на север начинались в самых последних числах августа, поэтому самая трудная часть пути приходилась на осень, начало зимы. Первая  ссылка на Мезень оказалась  короткой и закончилась через полтора года зимой. По времени, дорога в 1500-1700 верст занимала  около двух-трех месяцев. Протопоп Аввакум никогда не упускал возможности «агитировать» и «пропагандировать» старую веру (о чем он сам пишет: «по городам людей Божиих учил, а их обличал пестрообразных зверей»…). Поэтому  он, с сопровождающими его стрельцами и семьей, мог останавливаться в монастыре на отдых, вести беседы с братией и крестьянами, читать проповеди. Стрельцы, в то время, относились с большим сочувствием к Аввакуму. А север Руси исторически (до наших дней включительно) всегда отличался поддержкой раскольников, староверов, как крестьянами, так и церковной братией.  Протопопа Аввакума не просто знали, а он пользовался на Руси огромным авторитетом и уважением.

        Трижды Аввакум лично мог делать остановку на отдых в Моржегорском монастыре:

        Первый раз (осень 1664г.) –  с семьей  и домочадцами по дороге во вторую ссылку: (первая была в Сибирь) на Мезень.

        Второй  раз (около января 1666г.) – с двумя старшими сыновьями Иваном и Прокопием (и, наверное, с домочадцами Фетинией и Григорием)  при возвращении из  первой Мезенской ссылки  в Москву. Остальная часть семьи оставалась на Мезени.

        Третий раз (осень 1667г.) –  без детей, но вместе со своими  тремя ближайшими единомышленниками под охраной 10 стрельцов по дороге в третью ссылку: в Пустозерск на Печере, через Мезень. Сыновья остались в Москве на поруках.

        Настоятелем Моржегорского монастыря в то время был отец Авраамий и скорее всего Аввакум  мог стать для него духовным отцом, в силу самого пика раскольничьего движения на Руси и большого авторитета протопопа, как личности, среди староверов. В то время все северные монастыри активно сопротивлялись «перестройке». Они проводили независимую политику в жизни своих приходов от центральной церковной власти (до образования Холмогорской епархии в 1682г.) и не были еще подвержены новым обрядам.

        Его сыновья: Иван и Прокопий (с домочадцами?) летом 1669г. самостоятельно «прибрели» по дороге из Москвы на Мезень и тоже могли останавливаться в монастыре.

        Много позднее в 1693г.  вдова  Аввакума с сыновьями: Иваном и Прокопием,  также могла побывать в монастыре - после окончания ссылки по дороге в Москву. Младший сын Афанасий (1665 г.р.) и дочери остались на Мезени. Грамотой из Новгородского приказа летом 1683г. дочерям и сыновьям Аввакума дозволялось при надобности выходить замуж и жениться.

        Поэтому, вероятность встреч наших прародителей, из монастырских крестьян или из церковной братии,  с самим протопопом Аввакумом или его сподвижниками или членами его семьи и домочадцами довольно высока, если не сказать больше (вот и вторая возможная точка пересечения событий, во времени). Кроме того, Аввакум из ссылки вел активную переписку со своими «духовными детьми» в Москве, писались грамотки, челобитные, отписки царю, посылались царские грамоты, указы и «почтальоны» могли также бывать в монастыре и рассказывать о тяготах жизни Аввакума и других узников острога, лидеров староверов. В монастыре, возможно, переписывались (копировались и размножались) послания и обращения протопопа к своим приверженцам. Все это говорит о том, что, скорее всего, в середине второй половины XVII века   маленький монастырь на Северной Двине жил политически очень активно и был в «географическом и информационном центре событий». Через него проходило много разного люда.
 
       Вполне вероятно, что одна из таких встреч, а также поклонение страдальцу за «истинную» веру,  могли послужить тому, что  один из наших прародителей, живших в деревне при монастыре или в самом монастыре среди братии,  получил имя или прозвище Аввакумов. Может быть, это произошло после известий о мученической смерти протопопа Аввакума и его соузников (т.е. такое событие теоретически могло произойти в период между 1665 и 1685г.г.). При рождении же детей мужского пола, их могли записать  в Метрических книгах под фамилией Аввакумов, т.е. дать им фамилию по прозвищу отца или по имени деда.

        Этот  вариант возникновения фамилии Аввакумовых я посчитал вполне возможным.  Но здесь присутствует элемент случайности такого начала и, значит, дальнейшие поиски в этом направлении становятся бессмысленными.

        Поэтому, для  проверки и  уточнения этих первых, самых общих предположений я стал более внимательно изучать имеющиеся архивные документы.


Глава 6. О «ревизских сказках»


      Я решил сделать, в меру свох знаний и умения, исторический анализ самого раннего по времени документа, найденного в Архангельском архиве  – это «Ревизская сказка» от 1782 года (4-я ревизия). Первые три Ревизские сказки должны находиться в Москве  – в Российском государственном архиве древних актов. Найдут ли их? Будем надеяться, что найдут.

      С указа Петра Первого  от 1717 года началась относительно регулярная перепись мужского населения Российской империи. Процедура называлась ревизией, а сам документ Ревизской сказкой. Всего было проведено 10 ревизий: 1719г., 1745г., 1762г., 1782г., 1795г., 1811г., 1816г., 1834г., 1850г. и 1858г. Можно обратить внимание на большой разброс промежутков времени между ревизиями -  от 5  до 26 лет. Сама же ревизия проходила  в течение 2-3 лет.
            
              Данные последних семи ревизий, конечно только по главной линии нашего рода, у меня есть. Косвенные данные о части 3-й ревизии имеются в 4-й ревизской сказке, т.е. с учетом этого обстоятельства – это почти за 100 летний период (с 1762г. по 1858г.). Из архивной справки мне пока достоверно известны  первые 8 колен нашего рода, а в 9-м колене только имя предка – Влас и вычисленные, ориентировочные года его жизни. По моим подсчетам все 10 ревизий (а это около 140 лет) должны охватывать 8 поколений, начиная с 4 колена от меня и до 11-го включительно, т.е. никаких достоверных данных о 2-х последних от меня коленах (первых поколениях) пока нет.

             Через 39 лет после последней 10-й ревизии, в 1897 году была проведена Первая всеобщая перепись населения Российской империи, куда попали мои дед и прадед (2-е и 3-е колено). Первое колено это мой отец – Абакумов Павел Степанович (1923-1977г.г.). Перепись 1897г. является очень интересным и важным документом, т.к. она выгодно отличается от современной обезличенной переписи населения своей ясностью и предметностью.

             Формат рассматриваемой Ревизской сказки, как документа, оказался не просто очень интересен, а необычен (для нас современников) – кроме данных 1782 года, в нее включена дополнительная информация о предыдущей 3-й ревизии 1762 года и сведения об изменениях в составе семьи, произошедших между этими датами. Это связано с тем, что в те времена существовало правило: каждая учтенная «ревизская душа» мужского пола считалась существующей (т.е. живущей) до следующей ревизии даже в случае смерти человека сразу после проведения ревизии (описано в повести Н.В.Гоголя «Мертвые души»). Причина такого правила была в принятой тогда системе обложения подушной подати (налога) только лиц мужского пола.

            Способ  изложения информации в документе тоже требует пояснения и он очень важен для последующего его понимания и анализа. Сначала указываются: социальное положение главы семьи и место его проживания, затем полные фамилия, имя и отчество  главы семьи, т.е. самого старшего члена семьи мужского пола, его возраст. Следом, записываются по значимости и старшинству имена (без фамилий, т.к. она соответствует фамилии главы семьи) и возраст братьев, не замужних сестер главы семьи, жены, детей, других членов семьи и их родство по отношению к главе семьи,  или к сыновьям и братьям главы семьи, если те уже имели свои семьи. В случае ухода из жизни кого-либо из членов семьи, в период между ревизиями – записывается его год смерти и возраст, по предыдущей ревизии.

            Благодаря знанию и пониманию всех этих обстоятельств, я сегодня могу попробовать вычислить своих предков и «заглянуть» на несколько десятков  (а то и на целую сотню!) лет глубже самой даты 4-й ревизии, даже не имея первых трех ревизских сказок. Для удобства и простоты рассуждений, я буду рассматривать только прямую линию (без имен, т.к. я их не знаю, но указывая предполагаемое родство к уже известным лицам семьи), не отвлекаясь без необходимости на других членов семьи.

            Теперь перейдем к анализу самого документа и попробуем логически предположить более ранние события, происходившие в семье.

            В 4-й Ревизской сказке от 1782г. указан наш предок, глава семьи под фамилией Аввакумов - Михей Власович, возраст 52 года. Там же сказано, что  по данным предыдущей 3-й ревизии в 1762 году ему было 32 года. В сказке отец Михея (Влас)и его дед (N) не записаны, не указаны и года их смерти, значит, они умерли до  даты 3-й ревизии. 

           Во 2-й же  Ревизской сказке от 1745г. обязательно должны были быть записаны среди прочих членов семьи: сам Михей (15-ти лет) и его отец – Влас (ему предположительно 35 лет, т.е он мог родиться ок.1710г.) и обязательно под фамилией Аввакумов.  Влас умер позже даты  2-й ревизии: в промежутке  между 1754г. – годом рождения своего самого младшего сына Андрея и 1762г. – годом проведения 3-й ревизии. Таким образом, в 3-й Ревизской сказке обязательно должен быть указан возраст Власа по второй ревизии и год его смерти, а главой семьи становится старший сын Власа - Михей.

        Кто же мог быть главой нашей семьи во время 2-й ревизии 1745г.? Возможны два варианта:

        Первый – если в 1745г. еще жив отец Власа (дед Михея, по возрасту ему около 55 лет, т.е. он мог родиться ок.1690г.) – тогда главой семьи должен быть именно он и он же должен иметь фамилию Аввакумов. В этом случае в 3-й сказке так же должны быть указаны год смерти и возраст отца Власа (деда Михея). Остальные члены семьи записываются по ранжиру. Всего в семье Аввакумовых могло бы быть на этот год не менее 6 человек, это: отец и мать Власа, сам Влас с женой и двое их детей - Михей (1730г.р.) и Никифор (1745г.р.). Плюс, возможно, дочери, родившиеся в период между двумя рождениями сыновей Власа и братья самого Власа. До 1762г. дочери должны были поменять семью, выйдя замуж, а братья Власа покинуть семью по каким-то своим причинам. Это следует из того, что в ревизской сказке 1782г. они не записаны.

        Второй вариант – если отец Власа умер до 1745г., глава семьи сам Влас (его возраст около 35 лет), либо следующий брат отца Власа или старший брат самого Власа (если он был и они жили вместе), остальное так же. Тогда год смерти и возраст отца Власа (деда Михея) должен быть указан именно во 2-й сказке. Естественно,  Михей, как сын своего отца и внук своего деда по прямой линии,  во второй Ревизской сказке должен иметь ту же фамилию, что и родители. В третьей же и четвертой ревизиях, когда Михей становится сам главой семьи, то фамилия Аввакумовых переходит к нему автоматически сама собой. Количественный состав  семьи мог быть таким же как и в первом варианте, за исключением родителей Власа.

        Во время 1-й ревизии 1719г. снова главой семьи мог бы быть  один из двух  наших предков:

        Первый – если еще жив дед Власа - прадед Михея (его возраст около 50 лет, т.е. он мог родиться ок.1670г.), то   он глава семьи, отцу Власа - деду Михея - около 30 лет, самому Власу - отцу Михея около 10 лет. Вся семья должна носить фамилию Аввакумов. Тогда во 2-й сказке должны быть указаны: год  смерти деда Власа (прадеда Михея) и его возраст по 1-й ревизии. Количественный состав семьи не известен, т.к. нет никаких данных.

        Второй вариант – глава семьи отец Власа (если его дед умер до 1719г. и отец Власа был старшим в семье, ему около 30 лет).

        Из выше сказанного видно, что отец Власа вообще  мог не быть  главой семьи ни в одной Ревизской сказке: если в 1-ю ревизию 1719г. был еще жив дед Власа, то он глава, если же отец Власа умер до  1745г., то глава – во 2-й ревизии сам Влас (см.ранее). И все  варианты вполне вероятны и логичны. Тогда наша фамилия, не зависимо от дат смерти деда и отца Власа,  могла бы уже существовать или появиться примерно в промежутке между 1665-1670г.г.  или около 1690г., а впервые официально записана только в первой Ревизской сказке 1719 года. Эти даты являются самыми поздними по времени, т.к. не исключено, что наша фамилия могла появиться и раньше – просто заглянуть туда пока нам не представляется возможным из-за отсутствия документального подтверждения.

        Все выше описанное построено на постулате, что фамилия Аввакумовых (или прозвище) уже существовала изначально, и ее просто зафиксировали документально в первой Ревизской сказке 1719г. Т.е. наша фамилия не могла появиться каким-то другим образом в промежутках между первой и второй или второй и третьей ревизиями. Вторым допуском мною была принята временная разность  между датами рождений поколений: прадед Михея - дед Михея - отец Михея - сам Михей - примерно 20 лет.

        Поэтому для меня информация по любой из первых трех ревизских сказок 1719г., 1745г., 1762г. представляет особую ценность. Она или подтвердит логику этой главы или … все перевернет. Кроме этого она может дать имена предков.

        Если же эти данные сопоставить с датами жития протопопа Аввакума и его семьи на Севере во время второй и третьей ссылки, (см. выше), то совпадения по времени просто поражают (вот и третья возможная точка пересечения событий, во времени).

        Вывод: в начале XVIII века, в 1719 году,  при проведении первой ревизии (переписи населения) по указу Петра Первого фамилия Аввакумовых впервые могла попасть в известные нам сегодня исторические документы («Ревизские сказки») и стала официально закрепленной за нашим родом!!! Фамилии Абакумовых без малого 300 лет! Род же Аввакумовых берет свое начало самое позднее – в середине второй половины XVII века!!! Сегодня роду Абакумовых/Авакумовых/Аввакумовых из деревни Монастырек (Моржегорского сельского поселения) не менее 350 лет!!!

        Другими словами я вычислил еще два колена (10-е  и 11-е) своих предков, правда, без имен, но с ориентировочными годами рождений каждого из них.

        Однако из всего изложенного, мне пока  так и не стало понятным, как и при каких обстоятельствах могла бы образоваться наша фамилия и род.

(Продолжение следует)