Художник Валерий Сандырев

Вячеслав Суханов
ДУХОВНОСТЬ – ВЫСШЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ИСКУССТВА

Художник Валерий Сандырев – один из тех, кто имеет на все свою точку зрения, как в жизни, так и в искусстве. Его мысли зачастую афористичны, а картины удивляют безграничным полетом фантазии. Я бы его назвал посадским Сальвадором Дали. Но при всем при этом, он, как и его знаменитый отец, чисто русский художник, и этот факт он не отрицает…   

Идентификация

- Валерий, в отличие от большинства ваших коллег по творческому цеху, как правило, «эксплуатирующих» один единственный художественный стиль из множества существующих, вы работаете сразу в нескольких жанрах. Поэтому классифицировать ваше творчество достаточно трудно. А как вы сами определяете себя? Какой стиль или жанр является главенствующим в вашем творчестве?
- У меня судьба такая (улыбается). Сначала окончил Абрамцевское художественно-промышленное училище им. В.М. Васнецова - как керамист. Затем окончил Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова - по специальности станковая графика. В Загорской художественной мастерской много лет работал как художник-монументалист. То есть, все эти жанры я знаю. Ну, и живописью всегда занимался. Отсюда и разнообразие интересов, мыслей и идей (смеется).
Работать, как некоторые, только в одном плане, мне совершенно не интересно. Я могу, конечно, сделать серию работ в каком-то одном виде, в каком-то одном плане, но потом мне становится скучно – неизбежно начинаются повторы, и мне хочется изобрести что-нибудь новенькое. И это новое – оно меня всегда подстегивает искать и развиваться. Искусство ведь, как и все на свете, должно двигаться вперед…

- А сейчас что происходит в искусстве?
- А сейчас все как-то «замылилось», нет новых направлений – идут бесконечные перепевы старого. Приходишь на выставку, смотришь работы художников и видишь, что все это уже БЫЛО. А повторы – они всегда слабее оригинала. И поэтому сразу становится скучно и не интересно. Тем более, когда знаешь всю историю искусств, то сразу видишь, откуда все это было взято. Сейчас все мучаются – и на Западе, и у нас, все варятся в старой каше – повторы, повторы, повторы. И нет ничего интересного. Вот в чем беда.
А сделать что-то новое – это достаточно сложно. На это может уйти вся жизнь художника. Пока ты выдашь что-то такое, что, возможно, родит новое направление в творчестве, новую ветвь в искусстве.

- А что подталкивает к поиску нового – чья-то выставка, чья-то подсказка или свои какие-то мысли?
- Вопрос правильный. Да, бывает, что на улице что-то необычное увидишь. Бывает, просмотр фильма навеет какие-то мысли и идеи. Но чаще бывает - в голове что-то проясняется и рождается какой-то новый ход. Когда владеешь многими техниками, многими стилями, то можешь все изобразить. Весь вопрос – ЧТО и КАК изображать. Вопрос в новой идее. Нет проблемы с техникой изображения, есть проблема с мыслью. И это самое сложное...

- Вы как-то участвовали в выставке, посвященной столетию Сальвадора Дали. И многие ваши картины тоже написаны в стиле сюрреализма. Как к этому относиться? Это юношеское увлечение новаторством в искусстве или обдуманная линия в творчестве?
- Начну с того, что мне всегда нравилось творчество Сальвадора Дали. Я его вообще считаю самым крупным «картинщиком» XX века в Европе. Многие художники мне нравятся, творчество многих я изучал и, когда идет твое становление как художника, то делаешь реплики на их произведения…

- Но взгляд, наверно, все равно свой?
- Свой, конечно. Сальвадор Дали дал технологию, а ты воплощаешь СВОИ идеи в его технологии.

Многоплановость

- Как уживаются в вас реалистический пейзаж, портрет, иконопись и авангард? Ведь тут нужен совершенно разный взгляд, разная техника, разный подход к композиции…
- Весь современный мир «раздрызган», и человек тоже. С одной стороны, для отдохновения души есть природа. С другой стороны, перед его глазами едут машины, летят самолеты, в уши дует реклама, перед глазами пестрят мусорные баки и небоскребы. Мы живем в эпоху технологий. И все это по-своему воздействует на человека.
Так и у художника. Я, когда пишу пейзажи на природе, то отдыхаю. Я не считаю это высоким искусством, но зато у тебя появляется какое-то умиротворение внутри, ты успокаиваешься. А когда начинаешь решать какие-то сложные композиционные вещи, то ты весь как вулкан внутри клокочешь, пока все не доделаешь, как задумал! Я могу сказать одно – в авангарде сделать интересную качественную вещь гораздо сложнее, чем, скажем, написать пейзаж. Но я могу и то, и это…

- А, вообще, какая цель должна быть у художника – удивить, передать какую-то эпоху или просто оставить свое имя в истории? 
- Я думаю, это все вместе, в комплексе. Первое – это привлечь своей картиной внимание. Правда, иногда все этим и заканчивается – зритель подошел поближе и увидел, что все это обманка, пустая форма без содержания. А великие произведения искусства – они заставляют нас вникать в суть изображенного, задумываться, сопереживать. И оставляют свой след в душе человека. Я уж не говорю о духовном плане – это уже высшее проявление искусства. То есть, в картине должна быть многоплановость. Тогда они остаются на века.   

- В среде художников нет единства – реалисты отрицают авангард, авангардисты пренебрежительно отзываются об устаревшем, по их мнению, реализме. Так где же истина, кто прав?
- Здесь истина в том, что в любом стиле, в любом жанре – будь то реализм или авангард – нужно делать КАЧЕСТВЕННЫЕ вещи, достойные называться произведениями искусства. Нам ведь и Левитан нравится, и Дали нравится. Вот и все.

- А искусство не зайдет от реализма через авангард в тупик? Скажем, на выставке из коллекций наших миллиардеров в Центре современной культуры «Гараж» было «произведение» из красиво намотанной на стене проволоки с лампочкой и стоило оно немалых денег в не нашей валюте…
- Чтобы сделать вещь СЕРЬЕЗНОЙ, нужно всю жизнь УЧИТЬСЯ, страдать, мучиться, работать. Правильно? А сейчас появились очень легкие пути – АФЕРИСТИЧНЫЕ. Проволоку намотал красиво и требуешь за это 300 тысяч долларов. Для этого учиться не надо. Но я глубоко сомневаюсь, что ДАЮТ. Я уж знаю в искусстве все эти дела – тебе рубль дадут, а скажут, что за 300 тысяч купили. Вряд ли есть идиоты, которые эту проволоку за такие деньги купят! И масса людей попадается на эту удочку. Как раздут, например, «Черный квадрат» Казимира Малевича. Это все политика и афера, не имеющие с искусством ничего общего... 

От Запада до Востока

- Из вашей биографии я почерпнул, что вы жили и трудились в Бельгии. Что дала вам как художнику жизнь на чужбине?
- Я могу сказать, что был потрясен витражами в их храмах. И, если посмотреть на мои работы того периода, то можно заметить, что я взял оттуда их цвет, форму. Что же касается архитектуры европейской, она показалась мне однообразной. Она не трогает душу в отличие от русской. Поэтому иностранцы и сходят с ума от нашей архитектуры, когда приезжают в Россию.

- После жизни на Западе, в Европе, вас каким-то ветром занесло на Восток, в Китай...
- Да, нас с отцом (Сандырев Иван Тимофеевич – заслуженный художник России – прим. ред.) пригласил сделать совместную выставку Русско-китайский центр в Харбине. Издавна это было место проживания русской эмиграции. Мы, кстати, посетили там знаменитый ресторан, в котором пел когда-то сам Вертинский. Здесь же рядом он и жил. Но русского в Харбине почти ничего не осталось – на месте кладбищ теперь парки, из храмов остался всего один – Святой Софии…

- Каким образом из тысяч русских художников китайцы выбрали именно посадских художников Сандыревых?
- Честно сказать, не знаю (смеется). Нас нашли через Академию художеств и пригласили сделать выставку к открытию международной торговой ярмарки в Харбине. Ее посетили министр иностранных дел Китая, губернатор провинции и множество представителей иностранных и местных компаний.

- Вы достойно там выступили? Не посрамили отечественную культуру?
- Я думаю, вполне достойно. Продали несколько своих картин. Правда, китайцам больше нравится реалистическое искусство, до авангарда они пока еще не доросли. Да мы его и не выставляли, в основном, это были пейзажи и несколько картин в стиле ню.

- И последний вопрос. Чем вы увлечены сегодня? И куда стремится ваш неусидчивый ум? 
- Сейчас могу открыть свои мысли, можно сказать, даже потаенные – хочу сделать серию работ, посвященную каким-то своим идеям – просто без темы. Это когда начинаешь воплощать на холсте какую-то мысль, а она только в процессе работы начинает воплощаться во что-то реальное. Или в НЕ реальное. Интерес у меня сейчас именно в этом...