Старики

Анатолий Просняков
Вначале я увидел их на станции, но не обратил внимания. Белую бороду нельзя было не заметить, это запомнилось. Даже при посадке не заметил их собаки. Видимо, потому, что я собирался сесть в другой вагон, в котором тамбур был забит полностью. Да, так. Обычно я захожу в передний тамбур, чтобы сесть в начале вагона – так меньше дует.  Летом окна открыты. Пришлось залезать в задний тамбур переднего вагона. Он тоже был почти забит людьми. С обеих сторон входа сидели на туристском снаряжении парень и девушка. Мне удалось снять и поставить возле девушки рюкзак, сказав, что здесь не помешает. Рюкзак, действительно, защищал девушку от прохода из другого вагона. Старик с большой окладистой белой бородой и пожилая женщина небольшого роста стояли напротив. А мне пришлось встать в проходе, потому что везде были люди. Старик о чем-то говорил девушке. Зашла из другого вагона, стукнув меня дверью, контролер, узнала меня, но билет я всё же показал. Потом достал газету и, стоя,  взялся за кроссворд. До станции Большой Луг пассажиры постепенно разбежались по своим дачам, места освободились. Остановки так и называются: Летняя, Дачная, Садовая. Я не торопился. Вначале ушла молодая мама с ребенком, им я указал свободное место. Потом ушла спутница старика, толкнула его, показав на место, но он беседовал с девушкой. Затем и он, взяв рюкзак, ушел. Потом девушка. Ее спутник остался сидеть на рюкзаке.
Собаку я не сразу заметил. Когда мы разговорились и познакомились, их зовут Яков и Нина, из-под скамьи напротив показалась собачья голова. Нина не очень строго сказала:
 - Казбек, сиди!
Но Казбек не послушал ее, а вначале прижался к моим ногам, затем полез по стеночке наверх, добрался до моих рук, в которых я держал газету, и несколько раз лизнул их. Видимо, тоже решил познакомиться поближе. После гибели сына чужие собаки ко мне относились более, чем преданно, провожая и встречая, хотя я старался их не кормить. Это могло выглядеть как неблагодарность с моей стороны, но при кормлении собаки привыкают и уже ждут подачку возле калитки. Соседи и так замечали, что у нас собирается свора собак. Но в этом году, весной, после пропажи последней преданной собаки, которой я дал имя Метелка, проявлений собачьей верности я не встречал. Видимо, это время прошло. Собачек, которые живут в усадьбе, в учет не беру, так как их преданность связана с регулярной кормежкой. То, что Казбек хорошо ко мне отнесся, исходило из нашего общения. По интонации хозяев пес понял, что я свой человек, и показал мне свое доверие. По внешнему виду его можно назвать чеховской Каштанкой. Небольшой, светло-коричневый, с ухоженной блестящей шерстью, отвислыми ушами. Возможно, в нем есть порода, но мне неизвестная. Вот пришло в голову – спаниель. Не разбираюсь в породах, что поделать.

Эти старики одиноки, поэтому вылазки в лес для них как душевный отдых. Была дочь, в восемьдесят каком-то году, то есть, очень давно, лет тридцать прошло, она попала в аварию и погибла. Ехали с женихом на мотоцикле и слетели с крутого обрыва над рекой Олха в селе с таким же названием. Кто виноват, теперь не разберешь. Я предположил, что вина жениха, но, поразмыслив, решил, что была какая-то помеха. Парень знал, кто едет с ним, лихачить не было смысла. Потом Нина сказала, что говорили, что вроде их подрезала какая-то машина, но так ли было, не установили. Так они остались вдвоем. Дачи у них нет, поэтому в лесу бывают часто. Едут они до станции Андриановская, но ходят и за Источник. Вот как. Оказалось, что маршруты у нас одинаковые. Только я раньше ходил за Источник до самой Правой Олхи, а теперь решил обосновать себе зимовье в Андриановской. Выявили, в какое зимовье они ходили. Оказалось, не в то, где бывал я. Но переходили русло в одном месте, через островок. Интересный там переход – с одной стороны жердь выполняет роль мостика, вторую берешь с собой. По жерди идешь, жердью, воткнутой в дно, придерживаешь равновесие. Если с одной стороны можно, при разбеге, допрыгнуть до острова, у меня раз получилось, то следующий переход надо пройти по дрожащей лесине над бурным потоком, а это с грузом за спиной не так-то просто. Матонин, мой товарищ по лесным походам, в этом месте выполнял свой обязательный ритуал – купался, раздеваясь наголо. Яков, как выяснилось, занимался здесь рыбалкой, причем, всегда результативно. Там действительно встречались рыбаки. Яков рассказывал случаи из лесных побывок, всегда с ним была и Нина. Пока беседовали, к нам обратился парень, перешедший из тамбура. В вагоне стало свободней, ребята из его группы уже сидели, но он встал рядом. Арсентий, москвич, жена - иркутянка. Живут в Москве. Едут с друзьями на Байкал. Ему все интересно. Стал спрашивать о Кругобайкалке, куда они сейчас направлялись. Переключили внимание на него. Жена поглядывала с соседнего ряда. Они заходят с Темной Пади, где от тоннеля идет утоптанная туристическая тропа до поселка Ангасолка на берегу Байкала, потом пойдут по железной дороге вдоль Байкала. С разговорами подошла и наша станция.

Через два дня я отправлялся домой. На остановке было много народу, время было ягодное, я стоял с краю платформы, чтобы не толкаться. Подходила электричка, из толпы выделились Яков и Нина. Сразу вспомнились и старики с милым песиком, и молодые москвичи. Я не сразу узнал их, но Казбек стал лаять на вагон, нетерпеливо ожидая, когда можно запрыгивать в тамбур. Вот его-то я узнал сразу. Этому песику нравится кататься. Старики тоже, как и я, устремились в последний вагон. Так нам удобней было выходить на своей станции,  ближе к входу на мост. Мы сели рядом. Они были эти дни за автотрассой, от станции километра четыре. День приезда их порадовал, а вот первую ночь их заливал дождь, ветер срывал палатку. Нина хотела уйти из-за непогоды, но весь следующий день вновь было солнце, тихо, что им расхотелось уходить, и они блаженствовали еще сутки. Собирали ягоды, грибы, любовались природой. Яков говорил, что их Бог – природа. Говорил он много, но неразборчиво. Чтобы слушать такую речь, надо сидеть с человеком у костра и никуда не торопиться. А мы всегда куда-то спешим, нас ждут какие-то важные дела. Некогда сесть и оглядеться, присмотреться к тем, кто рядом. Мы проходили кривые горно-перевального участка. Электричка шумела и дергалась, как будто била по ногам. Я опустил голову. По ногам колотил хвост Казбека.