Шершавым языком плаката

Игорь Марков 3
В советские времена "Наглядная агитация" была неотъемлемой частью лица любого населенного пункта. "Слава КПСС", "Слава советскому народу - строителю коммунизма", "Решения NN съезда КПСС – в жизнь", и прочие незамысловатые слоганы украшали наши улицы. Кроме слоганов – изображения Вождей – Маркса, Энгельса, Владимира Ильича, и другого Ильича, Леонида, лично. Или Рабочий в спецовке и с отбойным молотком, Колхозница со снопом колосьев и интеллигент в белом халате и очечках. Буквы – белые на красном фоне, изображения разнообразием и буйством красок не отличались, в общем, скучно было, товарищи.

Сейчас наглядную агитация сменила реклама, которая тоже наглядная агитация за товары и услуги. Правда, она стала намного живее, нагляднее, красочнее. Но если в советские времена все тексты и изображения утверждались многочисленными идеологическими комиссиями, то сейчас – полная свобода нравов и самовыражения. И народ самовыражается как может. А как он может? И вообще, зачем ему самовыражаться? Как зачем? Чтобы доказать, что он лучше всех. Так сказать, "сам себя не похвалишь – ходишь как оплеванный". Как доказать? Для этого есть несколько способов. Первый – номер в рейтинге. Масса фирм и товарных брендов которым кто-то присвоил № 1. Есть еще примочка – "эталон качества". Эталон – основа отсчета. Эталон, скажем, длины – метр. Может быть что-то в 100 и больше эталонов..

Второй способ – "мы большие". Супермаркеты – пройденный этап. В свое время никого не удивляли супермаркеты в подвальчике, сейчас они называются интимно, по-домашнему Минимаркеты. Но появились и множатся мегамаркеты и гипермаркеты. Наверное, следует ожидать супер-пупер маркетов.

Многие торговые точки позиционируют свою глобальность – Планета Суши, Мир мебели, Вселенная тапочек…

Наше стремление в Европу проявляется в убого-кретинском стремлении выражаться красиво и по-иностранному. Парикмахерская "Горгона", риэлтерская фирма "Стикс", бутик "Амнезия"…. Если не название, то хоть букву иностранную всунуть - Евро Best – ни по-русски, ни по-украински, ни по-английски не читается. А Dомотехника, ИмперадоR! Язык современных плакатов тяготеет не только к Европе. Есть и национальный оттенок, но опять-таки помесь, суржик, правда, родной. "Самі низькі ціни" "Меблі. Сброка, доставка". Кури гриль". Неужели у нас нет филологов? Русских или украинских. Или рекламным агентствам нечем им платить?

"Одежда из Англии, Германии, Европы" – думаете, бутики? Нет, секонды. Но звучит красиво и привлекательно.

Еще один способ привлечь покупателя – цена. Суперцены – прочти везде, но ведь "Супер" – "сверх", то есть большие цены. Но почему-то подразумеваются миницены, то есть маленькие. Еще интересная примочка – "цены производителя". То есть, как я понимаю, продукцию продают по цене завода, а перевозка, хранение, содержание торговых точек, и прочее – за счет какого-то доброго дяди. И вообще реклама, похоже, рассчитана на легковерных дурачков. Сейчас раскручивают Хлебозавод № 11 – "лучшие специалисты из Германии и Чехии" – так я и поверил, что классный германский специалист бросил все и поехал в нашу Скифию. А если и поехал, так ему платить надо, а зарплата специалистов входит в себестоимость продукции.

И, кстати о себестоимости. Роскошные здания, охрана, кондишн, автомобили и путевки в подарок – все это оплачивается нами, когда мы покупаем товар. А "ульотные" снижения цен? Да не верю я, что купив товар за 1 000 грн., кто-то будет продавать его за 999.

А вообще, везде – самые низкие цены. Интересно, а где те цены, по сравнению с которыми эти низкие?

Очень активно используется наш Основной инстинкт. Не только "Інстінкт дотику. Жага кольору". Масса полуобнаженного женского тела, женских лиц, но, правда, есть и два влюбленных друг в друга парня на билборде Формулы Любви. Так сказать, – "Формула голубой любви". А что, звучит красиво.

И вообще, секс у нас есть!. На съезде с Нового моста, у 10-й больницы громадный, двойной биллборд – слева – деловая дама в строгом костюме – "Ищешь работу? Позвони NNN", слева – она же, снимающая свитер и обнажающая бюст: "Нашел работу? Хочешь отдохнуть? Позвони ХХХ". То ли нашла работу, то ли совмещает.

Используют и простое человеческое любопытство - на Короленко, например, плакат – "Комплекс питания". Магазин полуфабрикатов? Место где можно поесть? Получить консультацию врача по правильному питанию? Кухонная мебель и аппаратура? Зайди, полюбопытствуй, может, останешься, а, может, что-то и купишь.

Или еще – "Батинки на Глинки". Что такое батинки – не знаю. Вероятнее всего, какая-то гламурная крутизна, прикол. Но посмотреть любопытно.

Регулярно, раз в два года, на нас наваливается политическая наглядная агитация. По-моему, верхом политической глупости в прошлую избирательную кампанию было "Не так!" Слоган, конечно, хороший, крутой, ясный, но надо же было под этот слоган всунуть физиономию Кравчука! Все мы помним 1992 – 1993 годы, когда Кравчук нам показал "Как". Похоже, что политики, и не без оснований, считают нас бессловесным и беспамятным быдлом.

Днепропетровск – город контрастов. Опухший бомж, прикорнувший под плакатом, рекламирующим автомобиль – "Европейское качество. Украинская цена – всего 28 999 евро". Суши – демократические цены – всего 6.50., и демос (народ), копающийся в мусорных баках, беспризорники, кучкующиеся под плакатом со счастливыми ухоженными детьми – "Наше майбутнє".

Похоже, у нас сосуществуют две реальности – гламурная, изысканная, обеспеченно-навороченая, комфортная реальность рекламного мира и жесткая страшная реальность реальной жизни, которые почти не соприкасаются.

А, может, все не так уж и плохо, господа – реклама ведь обращается к нам, рассчитана на нас с вами.