Десять популярных сюжетов из российской истории ок

Владимир Бровко
МИФ ОБ АЛЯСКЕ ч.8-2
ИСТОРИЯ ПРОБЛЕМЫ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

  Итак, продолжаем наше историческое расследование. А начну я его опять с песни группы Любе про Аляску, где поется «Екатерина ты была не права» отдав Аляску америкосам!
  Так сейчас любят называют граждан США в «путинской России». Или я не прав?

   Но, давайте вернемся к Екатерине Второй. За этой российской императрицей числится много грехов, но вот к продаже Аляски она не имеет никакого отношения, ведь на момент подписания договора о продаже, она уже как 71 год покоилась царской усыпальнице в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Так, что авторов текста выше процитированной песни, следует укорить и за незнание своей же истории и умышленное ведении других в заблуждение!

   А вот американцам давно бы следовало внести Н. Расторгуева в «пожизненный список» незвездных иностранцев. Что бы он, во-первых, научился свой «базар фильтровать», а во-вторых   другим российским музыкантам и певцам, поселившимся в США или мечтающим пока туда перебраться, был бы хороший урок.
   Но, как бы там ни было, а миф о том, что именно Екатерина Вторая продала Аляску имеет хождении по России и до сегодняшнего дня.

  И поэтому наша задача тщательно разобраться со всеми перипетиями этой истории.
   Сама ж история если говорить самыми простыми словами началась в 1748 г. когда российский купец Григорий Шелихов основал на острове Кодьяк первое поселение русских в Северной Америке.

    В течение последующих 15 лет число российских населенных пунктов выросло и очевидно в связи с этим, данную информацию донести до сведения нового российского императора Павла Первого, который 8 июля 1799 года и издал «Указ о создании Российско-Американской торговой компании». Ведь ходоки перед императором по этому вопросу обещали сказочные прибыли российской казне от пушного и рыбного промысла которым они намеревались заняться на Аляске.
  И действительно эта компании повела вела на Дальнем Востоке и Аляске вначале развила бурную деятельность, в ходе чего там велся хищнический пушной промысел и варварски истреблялись прибрежные морские ресурсы.  Попутно закабалялось   и поголовно спаивалось местное туземное население. После чего на Аляску явились российские попы и сразу же насильственным путем обратили всех местных аборигенов в православие. Не забыв сразу же и обложить их к уже введенному ясаку и новым налогом-церковной десятинной.
  Правда такая краткая и сильно упрощенная информация может кому из читателей и подойдёт, но ведь мы взялись на историческое расследование и поэтому тут нам не обойтись без дополнительной информации. Ее я буду подавать по ходу повествования в форме отдельных справок.
     И первой такой справкой будет краткая история Русско-американской торговой компании до 1867 г.
    Российско-американская компания (Под высочайшим Его Императорского Величества покровительством Российско-американская компания), также известная как Русско-американская компания, — полугосударственная колониальная торговая компания, основанная Григорием Шелиховым и Николаем Резановым.  Вы его должны уважаемые читатели помнить по слезливой российской рок-опера «Юнона и Авось».
    Не смотря на свое название данная компания была полностью российской, в ней никогда не было американского капитала и цели, и задачи компании отвечали исключительно российским интересам

     А предыстория создания компании такова. К 1780-м гг. на Аляске смогли закрепиться только две крупные купеческие компании: Шелихова—Голикова и Лебедева—Ласточкина, между представителями которых шло почти не прекращавшееся соперничество. Оно завершилось в 1798 г., когда «лебедевцы» были вынуждены бесславно оставить Америку.
    Таким образом, уже к 1799 г., когда произошло оформление РАК, в Русской Америке фактически сложилась гегемония конгломерата компаний, принадлежавших наследникам Г. И. Шелихова (ум. в 1795 г.) и его бывшего компаньона И. Л. Голикова, то есть почти полная торгово-промысловая монополия. Образование РАК лишь юридически закрепило существующее положение.

       Известный предприниматель и организатор пушного промысла Г. И. Шелихов, заложивший в 1784 г. первое постоянное поселение на острове Кадьяк, вернувшись в Россию, выступил с предложением предоставить его компании значительные привилегии.
     Проект Шелихова предусматривал защиту от произвола местной охотской и камчатской администрации путем передачи его компании под покровительство генерал-губернатора Иркутской губернии, посылку в американские поселения воинской команды, специалистов, ссыльнопоселенцев и миссионеров, санкции на покупку у туземных вождей в Америке рабов и расселения их на Камчатке и Курилах, а также разрешение на торговлю со странами Тихоокеанского бассейна и Индией.
      Для осуществления этих широкомасштабных планов Шелихов испрашивал у казны финансовую помощь в размере 500 тыс. руб. и настаивал на запрете иностранцам заниматься торгово-промысловой деятельностью в пределах формирующейся Русской Америки.
        В центральном правительстве планы объединения купеческих компаний в единую организацию разрабатывались по крайней мере с 1780 г., когда секретарь Коммерц-коллегии М. Д. Чулков подал генерал-прокурору князю А. А. Вяземскому соответствующий тщательно разработанный проект, согласно которому учреждаемая компания получила бы 30-летнюю монополию на промысел и торговлю на всем Тихоокеанском Севере.
      Но вот императрица Екатерина Вторая не одобрила проект Чулкова. Тем не менее сама  идея очевидно  была известен Г. И. Шелихову оказала влияние на его деятельность.
       Так же надо отметить,что отличие от предыдущих купеческих объединений, компания Шелихов была учреждена в 1781 г. не на один «вояж», а на десять лет, причем она ставила своей целью не просто добычу пушнины в Новом Свете, а основание там постоянных поселений.
      При этом сама компания должна была бы находидится под непосредственным контролем иркутских губернаторов, которые через нее держали контроль над основанными в Америке российскими колониями.
        После смерти императрицы и вступления на престол Павла I и тут процесс оформления монополии на пушной промысел и торговлю в Новом Свете пошёл семимильными шагами.
       Так, уже в 1796 г. ряд иркутских купцов выступил с предложением объединить купеческие компании для торговли в районе Курильских островов и Японии, а в 1797 г. в результате слияния купеческих капиталов было положено начало создания единой монопольной компании на Тихоокеанском Севере, где главенствующую роль вскоре стали играть наследники Г. И. Шелихова и, в первую очередь, его зять Резанов.
       Первоначально РАК возникла как монопольное объединение нескольких компаний в основном сибирских купцов.
    Главенствующую роль в ней играли иркутский купец 1-й гильдии Николай Прокофьевич Мыльников и его сыновья Дмитрий и Яков, а также наследники известного курского купца Григория Ивановича Шелихова — его вдова Наталья Алексеевна, компаньон Иван Илларионович (Ларионович) Голиков и зятья — богатый купец Михаил Матвеевич Булдаков и обер-секретарь Правительствующего сената, действительный статский советник и камергер Николай Петрович Резанов.
       Последний, будучи приближенным к императорскому двору, вскоре стал неофициальным главой и ходатаем компании перед царским правительством.
      Именно по его настоянию Главное правление РАК было переведено в 1801 г. из Иркутска в Санкт-Петербург, а сама компания обрела черты полугосударственной монополии, когда в состав её акционеров вступил сам император, члены царствующей фамилии и ряд крупных сановников.
      К высшей управленческой элите компании относились директора, находившиеся в Главном правлении компании (ГП РАК) в Санкт-Петербурге, а также главные правители (управляющие) российскими колониями в Америке.
    Влияние придворной знати и бюрократии сказалось в большей степени при учреждении в 1804 г. специального временного комитета (в 1813 г. он был преобразован в официально действующий совет) из трех акционеров РАК для решения политических вопросов, не подлежавших огласке.
   Причем один из членов этого органа не избирался, а назначался в обязательном порядке из состава Министерства иностранных дел.
   Первыми членами «политического» комитета стали видные государственные деятели — тогдашний морской министр адмирал Н. С. Мордвинов, заместитель министра внутренних дел граф П. А. Строганов и представитель МИД тайный советник И. А. Вейдемейер.
   С середины 1840-х гг. высший управленческий аппарат Российско-американской компании окончательно превращается в специфическую полугосударственную структуру.
     Именно военно-бюрократическая монополия лучше всего соответствовала сложившемуся в империи общественному строю.
     Этот строй достиг своего апогея к середине XIX в. и, в значительной мере исчерпав внутренние резервы своего развития, начал быстро сдавать позиции в пореформенной России.
   Все эта бурная экономическая деятельность россиян не нравилось, как англичанам, так и американцам.
    Ведь только покоренные алеуты сотрудничали с русскими поселенцами, перенимая их образ жизни. А вот племена же индейцев покоренными не были. Они "потеснились" на своих землях, но не признали чужого господства и жили с русскими в состоянии "холодной войны". Английские и американские торговцы, проникая сюда, снабжали индейцев оружием и подстрекали к мятежным действиям.
   И тут я подаю вторую справку в которой рассказывает о том, что же собой представляла Аляске в те годы.
     Аляска, открытая для Старого Света в 1732 году русской экспедицией под руководством М. С. Гво;здева и И. Фёдорова, была владением России в Северной Америке. Сперва она осваивалась не государством, а частными лицами, но, начиная с 1799 года, — специально учреждённой монополией — Русско-американской компанией (РАК).
       Площадь проданной территории составляла 586 412 квадратных миль (1 518 800 км;) и была практически не обжита.
      По оценке самой РАК, на момент продажи население всей русской Аляски и Алеутских островов составляло около 2500 русских и примерно до 60 000 индейцев и эскимосов.
    В начале XIX века Аляска приносила доходы за счёт торговли пушниной, однако к середине века стало представляться, что расходы на содержание и защиту этой отдалённой и уязвимой, с геополитической точки зрения, территории будут перевешивать потенциальную прибыль. Очевидно тут случилось то что в российских компаниях бывает всегда- руководство компании стало воровать больше чем удавалось заработать!
        И поскольку в Санкт-Петербурге уже не получили не то что прибыли, а и вынуждены были платить ежегодные дотации в 200 000 руб.  при общей суме долга компании около 800 000 рублей то там стали все чаше задумывать на вопросом: «А что же с этой компанией делать дальше?»

       Первым вопрос о продаже Аляски США перед русским правительством поднял генерал-губернатор Восточной Сибири граф Н. Н. Муравьев-Амурский который  в 1853 году, указывая, что это, по его мнению, является неизбежным, и в то же время позволит укрепить позиции России на азиатском побережье Тихого океана перед лицом нарастающего проникновения Британской империи:
      «…теперь, с изобретением и развитием железных дорог, более ещё, чем прежде, должно убедиться в мысли, что Северо Американские Штаты неминуемо распространятся по всей Северной Америке, и нам нельзя не иметь в виду, что рано или поздно придется им уступить североамериканские владения наши.
       Нельзя было, однако ж, при этом соображении не иметь в виду и другого: что весьма натурально и России если не владеть всей Восточной Азией; то господствовать на всем азиатском прибрежье Восточного океана. По обстоятельствам мы допустили вторгнуться в эту часть Азии англичанам… но дело это ещё может поправиться тесной связью нашей с СевероАмериканскими Штатами».
        Непосредственно к востоку от Аляски простирались канадские владения Британской империи (формально компании Гудзонова Залива).
     К этому времени отношения России и Британии определялись геополитическим соперничеством и были открыто враждебными.
     Во время Крымской войны, когда британский флот пытался высадить десант в Петропавловске-Камчатском, возможность прямого столкновения в Америке стала уже реальностью.
    
    Далее в учебниках по истории обычно пишут вот такую фразу:

« В этих условиях весной 1854 года от американского правительства, желавшего предотвратить оккупацию Аляски Британской империей, поступило предложение о фиктивной (временно, сроком на три года) продаже Русско-американской компанией всех своих владений и имущества за 7 миллионов 600 тысяч долларов.
       РАК заключила такое соглашение с Американо-русской торговой кампанией в Сан-Франциско, контролировавшийся правительством США, но оно не вступило в силу, так как РАК удалось договориться с британской компанией Гудзонова Залива.
   В конце концов в эти дела вынуждены были вмешаться российские и английские дипломаты и в апреле 1824 г. в Петербурге наконец было была подписана Конвенция, определявшая границы сфер влияния.
   По этой Конвенции русские не имели права селится южнее, а американцы- серверное параллели проходящей по отметке 54 градусов 40 минут северной широты.
   Более того, стремясь к установлению с США дружественных отошлем российской правительство открыло американцам на 10 лет судоходство и рыбный промысел в прибрежных водах Тихого океана.
   Аналогичная конвенция в 1825 н. была подписана и с Великобританией.

    Но пописанные конвенции не привели к миру. Противостояние Россия –Англия только усилилось
Поэтому в декабре 1866 г. в Петербурге на особом совещании при императора Александре Втором было единодушно принято решение о продаже Аляски США».
   Попутно отмечу, что и общее состояние финансов России находилось в это время в совершенно неудовлетворительном состоянии. 16(28) сентября М. Х. Рейтерн представил царю специальную записку, в которой отмечал необходимость соблюдения строжайшей экономии во всех государственных расходах, включая военное и морское министерства.
    Поскольку «при нынешнем истощенном состоянии страны внутренние займы, в какой бы то форме ни было... должны быть совершенно прекращены», единственный выход из положения, даже при самом решительном сокращении государственных расходов, министр финансов видел в получении средств из-за границы.
    «При всех этих сокращениях... расходы наши не покроются еще доходами, а напротив, в три года необходимо будет приобрести до 45 000 000 [руб.] экстраординарных ресурсов» в виде иностранных займов.
В этих условиях получение даже сравнительно небольшой суммы из-за границы представляло для царского правительства определенный интерес.

    Вот тут давайте мы остановимся и пойдем в нашем расследовании немного другим путем. Почитаем сохранившиеся в российских архивах документы по вопросу продажи Аляски, а потом снова обогащенные новыми данными о причинах «единодушного решения о продаже» вернемся к обсуждению этого вопроса в рамках этой работы.

    Непосредственным поводом к возобновлению рассмотрения вопроса о судьбе Русской Америки послужил приезд в С.-Петербург российского посланника в Вашингтоне Э. А. Стекля. Покинув Соединенные Штаты в октябре 1866 г., он вплоть до начала, следующего, 1867 г. находился в столице. В это время он имел возможность встретиться не только со своим непосредственным начальством в ведомстве иностранных дел, но и переговорить с двумя другими ключевыми фигурами — вел. кн. Константином и министром финансов М. Х. Рейтерном.
     Именно после того, как Э. А. Стекль, по поручению А.М. Горчакова, имел «объяснение» с М. Х. Рейтерном «по предмету уступки Соединенным Штатам наших СевероАмериканских колоний за известное вознаграждение Российско-Американской компании и правительству» министр финансов сообщил 2(14) декабря 1866 г. свои соображения на этот счет.
      Уступка русских владений в Америке представлялась ему весьма желательной по следующим «уважениям»:
«1. После семидесятилетнего существования компании она нисколько не достигла ни обрусения мужского населения, ни прочного водворения русского элемента и нимало не способствовала развитию нашего торгового мореплавания. Компания даже не приносит существенной пользы акционерам... и может быть только поддерживаема значительными со стороны правительства пожертвованиями». Как отмечал министр, значение колоний в Америке еще более уменьшилось, так как «ныне мы уже прочно водворились в Амурском крае, находящемся в несравненно более выгодных климатических условиях».
«2. Передача колоний... избавит нас от владения, которое в случае войны с одной из морских держав мы не имеем возможности защитить». В заключение Рейтерн упоминал о возможных столкновениях [426] компании с предприимчивыми американскими торговцами и мореплавателями. «Такие столкновения, сами по себе неприятные, легко могли бы поставить нас в необходимость содержать с большими на это расходами военные и морские силы в северных водах Тихого океана для поддержания привилегий компании, не приносящей существенной выгоды ни России, ни даже акционерам, и во вред дружественным нашим отношениям к Соединенным Штатам».
  В поддержку Рейтерна далее выступил, и родной брат императора Александра Второго- Константин и вот что он писал Рейтеру

      «Е. выс-во полагает, что девятилетний период, истекший со времени отзыва, который он препроводил к Вашему сиятельству 7 декабря 1857 г., не только ни в чем не изменяет высказанных им в то время мыслей, но, напротив того, представил несколько новых и существенных в подтверждение их доказательств.
     В 1857 г. положение наших Северо-Американских колоний было далеко не так обстоятельно нам известно, как ныне, и это ближайшее знакомство, к сожалению, нам показало во всей очевидности, что в отношении этого края мы поставлены, если не навсегда, то, по крайней мере, на весьма продолжительный срок в неизбежную необходимость искусственными мерами и денежными со стороны казны пожертвованиями не только поддерживать существование частной компании, доказавшей свою несостоятельность в достижении предназначенных ей целей, но и оставить за ней часть прав, долженствующих принадлежать одним правительственным учреждениям.
   С другой стороны, значительное развитие, которое получил в эти девять лет При-Амурский край, ясно указывает, где именно на крайнем востоке предстоит России будущность.»

 А вот далее Константин предает мнение императора Александра Второго которое бы надо хорошо помнить всем тем россиянам которым в наше время вздумалось отобрать у США Аляску:

   «Если присоединить к этому исключительные выгоды, которые может представить нам тесный союз с СевероАмериканскими Штатами, и необходимость отстранения всего, что могло бы породить несогласие между двумя великими державами, то нельзя не сказать, что уступка этих отдаленных колоний, не приносящих нам и не могущих принести пользы, не имеющих никакой существенной связи с Россией, и которых мы не можем в случае нужды защитить, удовлетворила бы требованиям предусмотрительности и благоразумия».
       16(28) декабря в парадном кабинете министерства иностранных дел России на Дворцовой площади собрались участники «особого заседания»: Александр II, Константин, Горчаков, Рейтерн, Краббе и Стекль.   О чем там совершались и что решили видно из записка Остен-Сакена
«Доводы в пользу продажи наших американских колоний заключаются, сколько известно, в следующем:
1) Совершенная для России бесполезность этих колоний.
2) Опасения, что рано или поздно они у нас будут отняты.
3) Выгоды получить за них довольно значительную сумму денег.
По первому доводу:
      В состоянии ли мы в настоящее время составить себе определенное понятие о том, могут ли эти колонии быть полезны России или нет?
   В продолжении 70 лет колонии эти находились в исключительном распоряжении безжизненной компании, единственная заслуга которой в отношении к России заключалась в том, что ее существование служило как бы внешним знаком нашего владения и этим воспрепятствовало посторонним державам занять никем не занятое место.
   В настоящее время правительство, убедившись наконец в несостоятельности Компании, приступило к преобразованию существующего в колониях порядка вещей.
       Разве правительство уже теперь отчаивается в успехе ответа, задуманного еще в 1860 году, но не приведенного в исполнение?
       Из бесполезности Компании можно ли выводить заключение о бесполезности самой земли, которою она заведовала и о которой мы положительно ничего не знаем, за исключением отрывочных сведений, дошедших до нас большей частью через руки той же самой несостоятельной Компании.

        По второму доводу:
       Положение наших американских колоний в мире политических отношений может быть названо особенно выгодным.
      История расширения тамошних владений русских, английских, американских всего лучше разъясняет нам, почему нас уже давно не вытеснили из Северной Америки.
        Если ознакомиться с историей постоянного соперничества между Англией и Америкой на северо-западном берегу Америки в течение нынешнего столетия, то становится понятным каким образом ничтожная власть нашей Компании могла уцелеть подле таких могучих соседей.
      Этим соперничеством, кажется, только и можно себе объяснить выгодные (сравнительно) трактаты 1824 и 1825 годов, а также конвенцию о нейтралитете во время последней войны. Пока существует нынешний порядок вещей в Северной Америке, едва ли основательно опасаться захвата наших Колоний другой державой.

        По третьему доводу:
       Если бы сумма, которую мы получим за наши колонии была так значительна, что могла бы покрыть известную часть нашего государственного долга, то конечно приманка была бы сильная. Но несколько миллионов и даже десятков миллионов рублей едва ли имеют государственное значение в империи, имеющей около полумиллиарда ежегодного дохода и расхода, и более чем полтора миллиарда долгу.
        Опасению, более или менее безотчетному по потере колонии через нападение на нас посторонней державы, может, казалось бы, противоречить другое опасение относительно разных недоразумений, невыгоды, дальнейших захватов и т. п., которым мы сможем подвергнуться, если получим нового ближайшего соседа в лице Соединенных Штатов Северной Америки.
          Может быть, эти опасения столь же безотчетны, как первое, но не заслуживают ли некоторого внимания следующие соображения:
Через продажу наших американских колоний:
       1. Сложившееся исторически распределение североамериканского материка между тремя великими державами будет нарушено.
       2. В настоящее время для дальнейшего движения американцев все дальше на Запад, вдоль берега Тихого океана существует важная преграда: владения сильной морской державы Англии. Купив наши колонии, американцы разом перешагнут через эту преграду. В состоянии ли мы оказать им какое-либо противостояние на восточных, Сибирских пределах?
      Ныне существующее благотворное для нас равновесие в северозападном углу Америки тогда уже будет разрушено безвозвратно.
      3. Ближайшею приманкою для движения вперед представляется возможность иметь в своем исключительном владении важную телеграфную проволоку, которая будет соединять Новый Свет со Старым.
       Не послужит ли это довольно сильным побудителем, чтобы проложить себе дорогу к Японии и Китаю по грядам вулканических островов, соединяющим Америку и Камчатку, Камчатку и Сахалин и т. д.
         Кругосветный телеграф тогда уже безвозвратно будет потерян для Сибири и для Монголии (по отношению к Китаю) , он прямо пойдет на юг.
         Нельзя не заметить, что во всем вышеизложенном представляются только как бы отрицательные достоинства наших Американских колоний.
        Что касается до положительных выгод, то действительно они принадлежат только будущему, но казалось бы, что нынешнее поколение имеет святую обязанность сохранить для будущих поколений каждый клочок земли, лежащей на берегу Океана, имеющего всемирное значение.
16 декабря 1866 вечером
Ф. Остен-Сакен»
В данном случае это была воля четырех высших руководителей правительства, а также мнение посланника в Вашингтоне, и все они безоговорочно высказались в пользу продажи. Сам император Александр получил сведения о результатах вышеназванного совещания по Аляске уже через вел. Князя Константина.
  «Мнение е. и. выс-ва вел. Кн. Константина.
   Е. и. выс-во считает, что положение наших колоний ухудшается со дня на день; что, столь удаленные от метрополии, они не имеют для России никакого значения, тогда как необходимость их защиты в будущем, как и в прошлом, будет столь же трудной, как и дорогостоящей. Е. и. выс-во придерживается мнения, что необходимо от них отказаться, продав их Соединенным Штатам, и сосредоточить все заботы правительства на наших владениях на Амуре, которые составляют неразрывную часть империи и которые во всех отношениях представляют больше ресурсов, чем северные берега наших американских владений.
Мнение министра финансов.
      Г-н Рейтерн смотрит на вопрос с финансовой точки зрения; он говорит, что компания, на которую возложено исследование (exploration) колоний, оказалась несчастливой или неспособной, и в настоящий момент она сохраняется только искусственными средствами, которые не смогут долго продлить ее существование.
   Императорское правительство, как считает г-н Рейтерн, поставлено перед альтернативой: оно обязано или прийти на помощь компании, которая стоит на грани банкротства, со значительными денежными средствами, или взять на себя заботу о их управлении, что приведет к не менее обременительным жертвам. Г-н Рейтерн, как и е. выс-во вел. кн., считает необходимым уступить наши колонии Соединенным Штатам.
Мнение нашего посланника в Вашингтоне.
   В своих донесениях г-н Стекль не раз обращал внимание на неудобства, которые создает обладание нашими американскими колониями и слабое обеспечение их безопасности.
      В случае войны эти колонии будут зависеть от милости любой враждебной державы, и даже в мирное время мы не защищены от американских флибустьеров, которыми кишит Тихий океан.
      На жалобы, с которыми императорская миссия в Вашингтоне не раз обращалась по этому поводу, федеральное правительство неизменно нам отвечало, что мы сами должны принять необходимые меры предосторожности против этих мародеров, и что Соединенные Штаты не могут взять на себя охрану наших берегов.
  Эти конфликты, всегда нежелательные, могут в большей или меньшей степени повредить сохранению хороших отношений между двумя странами. Несколько лет назад американцы предложили г-ну стеклю купить наши колонии, как они купили в прошлом Луизиану и Флориду у Франции и у Испании, а недавно Техас и Калифорнию у Мексики; г-н Стекль считает, что их можно было бы склонить к возобновлению этого предложения.
     Однако важно, чтобы переговоры были устроены таким путем, чтобы инициатива исходила от Соединенных Штатов, и чтобы императорское правительство не было ничем связано и сохранило право после того, как предложение будет сделано, принять его или отвергнуть».
   Гораздо более подробное изложение того, что произошло 16(28) декабря 1866 г., приводилось известным американским ученым профессором Ф.А. Голдером.
    «На заседании, которое имело место 16 декабря во дворце (мы знаем теперь, что оно происходило в резиденции Горчакова на Дворцовой площади. — Н. Б.), присутствовали все вышеупомянутые лица (т. е. царь, Константин, Горчаков, Рейтерн, Краббе и Стекль. — Я. Б.).
     Рейтерн привел подробности о тяжелом финансовом положении компании. В последующей дискуссии все приняли участие и в конце согласились продать колонии Соединенным Штатам.
      Когда это было решено, император обратился к Стеклю с вопросом, не возвратится ли он в Вашингтон для завершения дела.
     Хотя это было не то, чего хотел Стекль (его намечали в то время назначить на пост посланника в Гаагу), у него не оставалось выбора, и он сказал, что поедет.
     Вел. кн. дал ему карту, на которой были обозначены границы, а министр финансов сказал, что ему следует получить не менее 5 млн. долларов. Это были практически все инструкции, которые получил Стекль».

       Теперь вы уважаемый читатель точно знаете кто решили судьбу Русской Америки. Все они единогласно высказались за её продажу США.
       После принятия верховными властями империи окончательного решения по «аляскинскому вопросу» Стекль немедля, уже в январе 1867 г., покинул Петербург, а 15 февраля прибыл в Нью-Йорк.
        В марте начались непродолжительные переговоры, а сам договор об уступке Россией Аляски за 7 млн долларов золотом был подписан 18 (30) марта 1867 г.
Теперь давайте и сами прочтем этого договор.  Там вы тоже найдете для себя много нового и любопытного, о чем никогда не пишут в российских учебниках истории…

      Соглашение относительно уступки Российского Имущества в Северной Америке между Его Величеством Императором Всероссийским и Соединенными Штатами Америки

20 июня 1867
   Объявляется:
   Принимая во внимание, что соглашение между Соединенными Штатами Америки и Его Величеством Императором Всероссийским, которое было заключено и подписано их соответствующими представителями в городе Вашингтоне, в тридцатый день марта этого года, на Английском и Французском языках, сформулировано следующим образом:

        В целях стремления укрепления, насколько возможно, хорошего взаимопонимания, существующего между ними, Соединенные Штаты Америки и Его Величество Император Всероссийский назначают своих представителей:

     Президент Соединенных Штатов — Уильяма Х. Севарда, Госсекретаря;

и Его Величество Император всея России — Тайного советника Эдварда Стоскла, Посланника Его Величества, чрезвычайного посла в Соединенных Штатах.

    И представители сторон, обменявшись их полномочиями, которые были определены, как соответствующие всем правилам, согласовали и подписали следующие статьи:
Статья I
Его Величество Император Всероссийский соглашается уступить Соединенным Штатам, в соответствии с этим соглашением, немедленно с момента ратификаций, всю территорию и доминион, которым теперь обладает его Императорское Величество на Американском континенте и прилегающих островах, находящихся в географических границах, определяемых так:

восточная граница — соответствует разграничению между владениями России и Британии, определенному в соглашении между Россией и Великобританией, от 28 февраля 1825, и описанный в Статьях III и IV данного соглашения, в следующих границах: » Начиная от самой южной точки         
     Острова Принца Уэльсского , соответствующей 54 градусу 40 минут северной широты , и между 131-ым и 133-м градусом западной долготы, (по меридиану Гринвича) указанная граница должна подняться на север по Портландскому каналу, вызвал Portland канал, до 56-го градуса северной широты; от этой последней — упомянутой точки, граница должна следовать за максимальной высотой расположенных гор до точки пересечения с 141-м градусом западной долготы, (того же самого меридиана) и наконец, от этой точки пересечения, указанная граница по 141-му градусу меридиана продляется в Ледовитый океан. »
 IV. Со ссылками к строкам установления границ, указанных в предшествующей статье, это понято -

«1. То, что остров Принца Уэльсского должен полностью принадлежать России» (теперь, с этой уступкой — Соединенным Штатам.)

«2. Это всякий раз, высший уровнь гор, которые простираются в направлении, параллельном двигающемуся по инерции от 56-го градуса северной широты к пересечению с 141-м градусом западной долготы, оказывается на расстоянии больше чем десяти морских лиг от океана, граница между Британскими территориями и принадлежащими России (то есть уступаемыми по этому соглашению) продолжается по инерции параллельно»
Западная граница, в пределах которого находится передаваемая территория проходит через пролив Беринга от точки пересечения пралели 65 градуса 30 минут северной широты с меридианом, который проходит на полпути между островами Крузенштерна, или Ignalook, и острова Ратманова, или Noonarbook, и продолжается на север, без ограничения, в Ледовитый океан.
 Та же самая западная граница, начинающиеся в том же самом начале следует почти на юго-запад через проливы Беринга и море Беринга, чтобы проходить на полпути между северо-западной точкой острова st. Лоренс и юго-восточной точкой Чукотского Мысом, к меридиану 172 западной долготы; Отсюда, от пересечения этого меридиана, в южно — западном направлении, проходит на полпути между островом Attou и островом Copper Командорского архипелага на севере Тихого океана, к меридиану 193 градуса западной долготы, чтобы включать на передаваемой территории все Алеутские острова к востоку от этого меридиана

СТАТЬЯ II.

     В уступке территории, сделанного предшествующей статьей включены права собственности на все общественные площади, свободные земли, и все общественные постройки, укрепления, бараки, и другие здания, которые не являются частной личной собственностью.
    Однако, понято и согласовано, что церкви, которые были встроены на уступленной Российским правительством территории, должны остаться владением управляющего Греческой Восточного Церкви на территории, которого могут выбирать прихожане этих церквей.
      Любые правительственные архивы, документы, и документы относительно высшеупомянутой территории, которые могут находится там, будут оставлены во владении агента Соединенных Штатов; но заверенная копия их, когда потребуется, будет всегда, выдана Соединенными Штатами Российскому правительству, или Российским офицерам или подданным по их запросам.

СТАТЬЯ III
   Жители уступленной территории, согласно их выбору, могут возвращаться в Россию в пределах трех лет; но если они предпочитают остаться на уступленной территории, то они, за исключением нецивилизованных племен, должны быть допущены ко всем правам, преимуществам, и защите граждан Соединенных Штатов, и должны поддерживаться и защищаться в обеспечении их свободы, обычаях, и религии.
 Нецивилизованные племена будут подчиненны тем законам и правилам, которые Соединенные Штаты будут время от времени принимать в отношении коренных племен этой страны.
Важное примечание! Всего в Аляскинской колонии русских на момент подписания договора купли продажи было не 2 500 человек, а всего 823 человека и 90 из них пожелали остаться.

СТАТЬЯ IV.
    Его Величество Император Всероссийский должен назначить, отправив в удобное время, агента или агентов с целью формальной передачи подобному агенту или агентам, назначенным от имени Соединенных Штатов, территории, собственности и аксессуаров, которым уступают как выше, и для выполнения любого другого действия которое, может быть необходимо для этого.
     Но уступка, с правом немедленного владения, должна, однако считать законченной и абсолютной по ратификации, без необходимости ожидать такую формальную передачу.
СТАТЬЯ V.
       Немедленно после того, как будут ратифицированно это соглашение, любые укрепления или военные посты, которые могут быть на уступленной территории, должны быть переданы агенту Соединенных Штатов, и любые Российских отряды, которые могут быть на территории, будут убраны, как только может быть разумно и удобно реально.
СТАТЬЯ VI.
       С учетом вышеупомянутой уступки, Соединенные Штаты соглашаются оплачивать в казначействе в Вашингтоне, в пределах десяти месяцев после ратификаций этого соглашения, дипломатическому представителю или другому агенту его Величества Императора Всероссийского, должным образом уполномоченного, чтобы принять, семь миллионов двух сотен тысячи долларов в золоте.
         Уступка территории и здесь сделанная, объявляются, что является свободной и незаложенной от любых резерваций, привилегий, представлений, или имущества, любыми дочерними компаниями, или общей или объединений, Русских или любых других, или любыми группами, кроме просто частных держателей личной собственности; и уступка, тем самым сделанная, передает все права и привилегии, теперь принадлежащие к России на указанной территории и ее аксессуарах.
СТАТЬЯ VII.
    Когда это соглашение будет должным образом ратифицировано Президентом Соединенных Штатов, с уведомлением и согласием Сената, с одной стороны, и в другой его Величеством Императором Всероссийским, ратификации должны быть обменены в Вашингтоне в пределах трех месяцев с даты этого, или ранее если возможно.
В доверии, соответствующие представители подписали это соглашение, и к тому присоединили свои подписи.
Составлено в Вашингтоне, тридцатый день марта, в 1867 году. [L. S.] УИЛЬЯМ Х. SEWARD. [L. S.] EDOUARD STOECKL.
        И принимая во внимание, что сказанное Соглашение было должным образом ратифицировано на обеих частях, и соответствующие ратификации тот же были обменены в Вашингтоне в этот двадцатый день июня, Уильямом Х. Севардом, Госсекретарем Соединенных Штатов, и Тайным Советником Эдвардом Стоскла, Посланником Его Величества, чрезвычайного посла в Соединенных Штатах , со стороны их соответствующих правительств, поэтому становится известным я, Джексон Эндрю, Президент Соединенных Штатов Америки, имею основание обнародовать данное Соглашение, чтобы каждое предложение и статья его может соблюдаться и выполнятся с честными намерениями Соединенные Штаты и гражданами их.
В удостоверение чего, я подписываюсь.
Совершено в городе Вашингтоне, 20 июня 1867 года от рождества Христова и 91 год Независимости Соединенных Штатов.
[L.S]. Джексон Эндрю Президент
Уильям Х Севард, Госсекретарь
 В общем уважаемый читатель! Если вы прочли текст этого договора между Россией и США то вам как здравомыслящему человеку следует признать: Аляска была продана сразу и безоговорочно в вечное владение США. И все бытующие в России исторические гипотезы  что Аляска была не продана а  передана в аренду на 99  лет есть  попытка  развести  лохов среди россиян и «навести тень на плетень»!


     (Территория площадью 1 миллион 519 тысяч км; была продана за 7,2 миллиона долларов золотом, то есть, меньше чем по 5 центов за гектар).
     И только 7(19) апреля руководство РАК было оповещено о свершившемся факте продажи Аляски.
      Стоимость сделки составила 7,2 миллиона долларов золотом что по курсу того времени равнялось 11 мил. рублей. (по курсу доллара в 2009 года — примерно 108 млн долларов золотом)

         В соответствии с обычной процедурой договор был передан в Конгресс. Поскольку сессия конгресса закончилась как раз в этот день, президент созвал чрезвычайную исполнительную сессию Сената.
             Судьба договора оказалась в руках членов сенатского комитета по иностранным делам. В состав комитета в то время входили: Чарльз Самнер из Массачусетса — председатель, Саймон Камерон из Пенсильвании, Уильям Фессенден из Мэна,Джеймс Харлан из Айовы, Оливер Мортон из Индианы, Джеймс Патерсон из Нью-Хэмпшира, Рэверди Джонсон из Мэриленда. То есть решать вопрос о присоединении территории, в которой в первую очередь были заинтересованы тихоокеанские штаты, приходилось представителям Северо-Востока.
          Сенат США, в лице комитета по иностранным делам, высказывал сомнения в целесообразности столь обременительного приобретения, тем более в обстановке, когда в стране только что закончилась гражданская война. Высказывались также сомнения в связи с тем, что оплата проходила безналичными долларами, а не золотом, и не на счета министерства финансов России, а на счёт частного лица (Стекля), что противоречило условиям договора.
        Тем не менее, сделка была поддержана в Сенате 37 голосами, при двух голосах против (это были Фессенден и Джастин Моррил из Вермонта). 3 мая договор был ратифицирован.
     8 июня в Вашингтоне состоялся обмен ратификационными грамотами. В дальнейшем в соответствии с установленным порядком договор был отпечатан, а затем включён в официальное собрание законов Российской империи.

        Кроме того, Россия понесла и доп. траты: 25 000 было поручено на подготовку соглашения и 100 000 потрачено на «дела известные императору». А фактически роздано на подкуп американских сенаторов для составления ими благоприятных отзывов о предстоящей сделке купли –продаже Аляски.
       
  Итак, с юридической стороны нет сомнений в законности договора по Аляске.
  Но русских квасных патриотов и тут не оставить в полемических спорах по этому вопросу. И сейчас на «вооружения» в российском блогерском пока мире взята идея что мол «продешевили» с продажей Аляски! 
  И надо бы США теперь доплатить России за русскую землицу.
  И по этому вопросу приводятся такие доводы:

1.В то же самое время, когда была продана Аляска, одно-единственное трёхэтажное здание в центре Нью-Йорка — нью-йоркского окружного суда, построенное «шайкой Твида», обошлось казначейству штата Нью-Йорк дороже, чем правительству США — вся Аляска.
2.Территория площадью 1 миллион 519 тысяч кв. км была продана за 7,2 миллиона долларов золотом, то есть, 0,0474 доллара за гектар.
   Много это или мало? - задаются вопросами сторонники этой идеи.
НО повторяю что все эти расчет остаются на совести  их авторов!
     «Если нынешний доллар стоит 0,0223663 грамма золота, то тогдашний – образца 1861 года – содержал 1,50463 грамма.
     А это значит, что тогдашний доллар был равен 67 долларам 27 центам в нынешних деньгах. Следовательно, Аляску мы продавали из расчета 3,19 нынешних доллара за гектар.

     Если бы нам сейчас, в конце 2010 года, пришлось по таким расценкам продавать всю Сибирь, то нам дали бы за нее всего-навсего 3 миллиарда 105 миллиона 241 тысячу долларов. Согласитесь, не густо.
    За сколько же следовало продавать Русскую Америку?
    Одна десятина (2,1 гектара) стоила в европейских губерниях 50-100 рублей, в зависимости от качества земли.
      Бросовые же земли в Сибири продавались по 3 копейки за квадратную сажень (4,5369 кв. м). Так вот, если поделить все эти 1 миллион 519 тысяч кв. км на число квадратных саженей и умножить всё это на три копейки, то получится сумма в 10 миллиардов и еще 44 миллиона рублей – в 1395 раз больше той суммы, за которую была продана Аляска.
        Правда, такую сумму Америка вряд ли смогла бы тогда заплатить – ее годовой бюджет равнялся 2,1 миллиарда долларов или 2,72 миллиарда тогдашних рублей.
        Кстати, выплатить долг Ротшильдам деньгами, полученными за Аляску, тоже бы не удалось. Тогдашний британский фунт стоил 4,87 доллара. То есть, занятая сумма составляла 73 миллиона долларов. Аляску же продали менее чем за десятую часть этой суммы.»
   
     В том же российском медийом пространстве встречается и уже бредовое утверждение, что Россия не получила золота, которое якобы утонуло вместе с кораблём, его перевозившим во время шторма.
      Но, никто их таких «историков» не удосужился обратится в архивы. А ведь в Государственном историческом Архиве РФ хранятся документы накладных: "За уступленные СевероАмериканским Штатам Российские владения в Северной Америке поступило от означенных Штатов 11 362 481 р. 94 [коп.].
    Из числа 11 362 481 руб. 94 коп. израсходовано за границею на покупку принадлежностей для железных дорог: Курско-Киевской, Рязанско-Козловской, Московско-Рязанской и др. 10 972 238 р. 4 к. Остальные же 390 243 руб. 90 к. поступили наличными деньгами"

    В заключение приведу и свое мнение по поводу живучести в России идеи о возвращении Аляски. Она имеет свою политическую составляющую.
  Это все началось еще в 1917 году, когда большевики свергли при Октябрьском перевороте власть Временного правительства Российской федерации и так дерзко объявило с декларацией, что оно не признает соглашений, заключенных царской Россией.   СССР давно уже нети, но зато есть право наследник СССР-Россия.

      Вот это событие и питает грезы российского национализма.  Под этим соусом теперь в путинской России очень хорошо было говорить, что это скажем та же Аляска «наше», что это можно вернуть. А В. Жириновский все это уже публично и озвучил...
НО этот « сын юриста» наверно  не читал  этот знаменитый  декрет «О мире» который  был принят II Всероссийским Съездом Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов
26 октября 1917 года
ДЕКРЕТ О МИРЕ
Рабочее и Крестьянское Правительство, созданное революцией 24 — 25 октября и опирающееся на Советы Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов, предлагает всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом, демократическом мире.
      Справедливым или демократическим миром, которого жаждет подавляющее большинство истощенных, измученных и истерзанных войной рабочих и трудящихся классов всех воюющих стран, миром, которого самым определенным и настойчивым образом требовали русские рабочие и крестьяне после свержения царской монархии, — таким миром правительство считает немедленный мир без аннексий (т.-е. без захвата чужих земель, без насильственного присоединения чужих народностей) и без контрибуций.
       Такой мир предлагает Правительство России заключить всем воюющим народам немедленно, выражая готовность сделать без малейшей оттяжки тотчас же все решительные шаги впредь до окончательного утверждения всех условий такого мира полномочными собраниями народных представителей всех стран и всех наций.
        Под аннексией или захватом чужих земель Правительство понимает, сообразно правовому сознанию демократии вообще и трудящихся классов в особенности, всякое присоединение к большому или сильному государству малой или слабой народности без точно, ясно и добровольно выраженного согласия и желания этой народности, независимо от того, когда это насильственное присоединение совершено, независимо также от того, насколько развитой или отсталой является насильственно присоединенная или насильственно удерживаемая в границах данного государства нация, независимо, наконец, от того, в Европе или в далеких заокеанских странах эта нация живет.

    Если какая бы то ни была нация удерживается в границах данного государства насилием, если ей, вопреки выраженному с ее стороны желанию — все равно выражено ли это желание в печати, в народных собраниях, в решениях партий или в возмущениях и восстаниях против национального гнета, — не предоставляется права свободным голосованием, при полном выводе войска присоединяющей вообще более сильной нации, решить без малейшего принуждения вопрос о формах государственного существования этой нации, то присоединение ее является аннексией, т.-е. захватом и насилием.
       Продолжить эту войну из-за того, как разделить между сильными и богатыми нациями захваченные ими слабые народности, Правительство считает величайшим преступлением против человечества, и торжественно заявляет свою решимость немедленно подписать условия мира, прекращающего эту войну на указанных, равно справедливых для всех без изъятия народностей, условиях.
       Вместе с тем Правительство заявляет, что оно отнюдь не считает вышеуказанных условий мира ультимативными, т.-е. соглашается рассмотреть и всякие другие условия мира, настаивая лишь на возможно более быстром предложении их какой бы то ни было воюющей страной и на полнейшей ясности, на безусловном исключении всякой двусмысленности и всякой тайны при предложении условий мира.
        Тайную дипломатию Правительство отменяет, с своей стороны выражая твердое намерение вести все переговори совершенно открыто перед всем народом, приступая немедленно к полному опубликованию тайных договоров, подтвержденных или заключенных правительством помещиков и капиталистов с февраля по 25 октября 1917 года.

       Все содержание этих тайных договоров, поскольку оно направлено, как это в большинстве случаев бывало, к доставлению выгод и привилегий русским помещикам и капиталистам, к удержанию или увеличению аннексий великороссов, Правительство объявляет безусловно и немедленно отмененным.

      Обращаясь с предложением к правительствам и народам всех стран начать немедленно открытые переговоры о заключении мира, Правительство выражает с своей стороны готовность вести эти переговоры как посредством письменных сношений по телеграфу, так и путем переговоров между представителями разных стран или на конференции таковых представителей.
      Для облегчения таких переговоров Правительство назначает своего полномочного представителя в нейтральные страны.
      Правительство предлагает всем правительствам и народам всех воюющих стран немедленно заключить перемирие, при чем с своей стороны считает желательным, чтобы это перемирие было заключено не меньше как на три месяца, т.-е. на такой срок, в течение которого вполне возможны как завершение переговоров о мире с участием представителей всех без изъятия народностей или наций, втянутых в войну или вынужденных к участию в ней, так равно и созыв полномочных собраний народных представителей всех стран для окончательного утверждения условий мира.
Обращаясь с этим предложением мира к правительствам и народам всех воюющих стран, Временное Рабочее и Крестьянское Правительство России обращается также в особенности к сознательным рабочим трех самых передовых наций человечества и самых крупных участвующих в настоящей войне государств: Англии, Франции и Германии.
     Рабочие этих стран оказали наибольшие услуги делу прогресса и социализма. Великие образцы чартистскаго движения в Англии; ряд революций, имеющих всемирно — историческое значение, совершенных французским пролетариатом; наконец, геройская борьба против исключительного закона в Германии, и образцовая для рабочих всего мира длительная, упорная, дисциплинированная работа по созданию массовых пролетарских организаций Германии, — все эти образцы пролетарского героизма и исторического творчества служат нам порукой в том, что рабочие названных стран поймут лежащие на них теперь задачи освобождения человечества от ужасов войны и ее последствий, что эти рабочие всесторонней решительной и беззаветно энергичной деятельностью своей помогут нам успешно довести до конца дело мира и вместе с тем дело освобождения трудящихся и эксплуатируемых масс населения от всякого рабства и всякой эксплуатации.»
  Итак, большевики не признали только «тайные» договора заключённые   в Российской империи.
    А в качестве реального примера можно привести Декрет Совета Народных Комиссаров от  1918.08.29 «Об отказе от договоров правительства бывшей Российской империи с правительствами: Германской и Австро-Венгерской империй, королевств Пруссии и Баварии, герцогств Гессена, Ольденбурга и Саксен-Мейнингена и города Любека».
  А договор о купли-продаже Аляски никогда не был тайным договором!
   А теперь немного интересных данных уже для поклонников Ленина-Сталина! Нечего им картинно обижаться на императора Александра Второго, пусть лучше посмотрят как Ленин и Сталин прогибались перед США выклянчивая у проклятых капиталистов доллары и чем за это потом в СССР расплачивались!!
   Я думаю, что эта информация может охладить многие горячие головы уже готовые ехать на Аляску что бы там мочить америкосов, угнетающих на исконно русской земле бедных индейцев!
   А в СССР после 1917 г. и окончании гражданской войны всячески пыталось заключить с США новый мирный договор.  Так ещё мае 1918 г. глава Советского правительства В.И.Ленин направил правительству Соединенных Штатов через руководителя американской миссии Красного Креста в России полковника Р.Робинса план широкого развития экономических отношений с США
     Но в США этого не хотели и качестве предлога для отказа от политического сотрудничества США использовали проблему долгов русских дореволюционных правительств, с решением которой они искусственно связывали весь комплекс советско-американских отношений.
   При любых переговорах они выдвигали на первый план вопрос об оплате советской стороной военных долгов России, в частности долга Временного правительства Керенского, получившего заем от США. Это вынуждало Советский Союз предъявить контрпретензии, связанные с участием США в иностранной интервенции против Советской России и с лихвой покрывавшие американские запросы.  Но никаких требований о возврате Аляски ни Ленин, ни Сталин перед США никогда не ставили и даже об этом не заикались!!!
   Процесс нормализации советско-американских отношений проходил трудно. Правительство Советское правительство желая поскорее урегулировать вопросы, связанные с нормализацией советско-американских отношений пошло на односторонний отказ от всех претензий к США за совершенную ими в 1918 1920 гг. вооруженную интервенцию в Сибири!

     Эта договоренность была зафиксирована в ноте. Кроме того стороны обменялись письмами по судебным делам, согласно которым СССР отказывался от всех исковых прав и претензий к американским гражданам, включая корпорации, компании, общества и ассоциации.
и условии предоставления Соединенными Штатами долгосрочного займа Советскому Союзу нарком выразил согласие Советского правительства погасить разницу между американскими и советскими претензиями на сумму 75 млн. долл.
     В форме дополнительного процента сверх обычной процентной нормы на заем. При этом констатировалось, что все взаимные претензии после этого будут рассматриваться как аннулированные.
 
  Наконец 16 ноября 1933 г.  между США и СССР были установлены дипломатические отношения! Ну а далее началась все та же экономика!
      Трудности в урегулировании спорных финансово-экономических вопросов объяснялись отходом американской стороны от принципиальной договоренности, достигнутой между М. М. Литвиновым и Ф. Рузвельтомв ноябре 1933 г.
         Тогда было достигнуто «джентльменское соглашение» о том, что при условии предоставления американского займа Советский Союз согласен платить некоторый добавочный процент по нему и не возражает против того, чтобы этот добавочный процент был зачислен правительством США на частичное удовлетворение старых долгов. Сумму долга предстояло согласовать в пределах от 75 млн. до 150 млн. долл.
         В ходе дальнейших переговоров в Москве и Вашингтоне советская сторона согласилась на долгосрочный кредит вместо займа, а в августе 1934        г. и на то, чтобы разделить такой кредит на финансовый (100 млн. долл.  на 20 лет)  и товарный   (100 млн.  на 5 и более лет из расчета 7% в год)
  А помните как в Декрее «О мире» В. Ульянов  заявлял:
    «Все содержание этих тайных договоров, поскольку оно направлено, как это в большинстве случаев бывало, к доставлению выгод и привилегий русским помещикам и капиталистам, к удержанию или увеличению аннексий великороссов, Правительство объявляет безусловно и немедленно отмененным».
          Все пришлось признать и отдать почти что все свои долги!!!

          Но это будет потом, а пока позиция американской стороны, наоборот, оставалась жесткой. США прибегли к закону Джонсона, хотя Советский Союз никаких обязательств на себя по старым долгам не брал.
         В результате учрежденный в феврале 1934 г. президентским указом Экспортно-импортный банк США для финансирования торговли с СССР так и не смог развернуть деятельность   в   этом   направлении. 
           В конце января 1935 г. госдепартамент официально объявил о прекращении советско-американских переговоров по финансово-экономическим вопросам.
         Вслед за этим последовало решение о закрытии генерального консульства США в Москве, об отозвании военно-воздушного и военно-морского атташе и о сокращении штата посольства в СССР
    Советскому правительству ничего не оставалось другого, как констатировать ухудшение двусторонних отношений. В марте 1935 г. в письме НКИД СССР послу А. А. Трояновскому говорилось, что в создавшихся условиях европейская политика «сейчас стоит для нас, несомненно, на первом плане»
        Советско-американские отношения еще более осложнились, когда Буллит в связи с решениями VII конгресса Коммунистического Интернационала (июль—август 1935 г.) обвинил Советское правительство во вмешательстве во внутренние дела США. Отклоняя американскую ноту
как безосновательную,
     НКИД СССР подтвердил линию на дружественное сотрудничество, «отвечающее интересам народов Советского Союза и Соединенных Штатов Америки и имеющее столь важное значение для всеобщего мира»
      Однако отныне американцы стали требовать в качестве предварительного условия двустороннего политического сотрудничества «прекращения» коммунистической пропаганды в США и урегулирования проблемы долгов.
      Некоторых результатов удалось достигнуть в области торговых взаимоотношений. В ходе переговоров, начавшихся в апреле 1935 г., советская сторона заявила о готовности увеличить закупки в США в случае предоставления СССР права наиболее благоприятствуемой нации.
     А 13 июля 1935 г. на 2 года было закончено и первое торгового соглашения с США.      В результате тарифные льготы, установленные соглашениями США с некоторыми государствами в соответствии с законом 1934 г. о взаимном снижении тарифов, были распространены на аналогичные советские товары.
        В августе 1937 г. по советской инициативе было заключено новое торговое соглашение, заменившее предыдущее. Оно основывалось на взаимном предоставлении сторонами друг другу режима наиболее   благоприятствуемой нации. Соглашение, служившее правовой базой для двусторонней торговли, ежегодно продлевалось, пока в  1951  г.  США односторонним актом не денонсировали его.
      
   Далее правительство США 2.8.1941 после нападения фашистской Германии на СССР заявило о своём решении оказать «экономическое содействие с целью укрепления Советского Союза в его борьбе против вооружённой агрессии». Обменом письмами (30.10—4.11. 1941) была зафиксирована договорённость об американских поставках военного имущества и вооружений на сумму до 1 млрд. долл. на основе беспроцентного займа и о советских поставках в США.
      Вот такая она советско-американская дружба была! Была, да как говорится сплыла…

      Теперь так же в России поднимается вопрос о то что на Аляске живут потомки русских переселенцев (в первой части я давал ссылку на решения Всероссийского казачьего съезда) и вообще уже отрыто в России обсуждается тема, что мол д местное туземное население таки поголовно любит Россию и стремится с ней воссоединится.
      И вот тут «тупыми американцам» согласно определению М. Задорнова! давно было пора и задумываться. Это единственная пока гипотетическая, но легко могущей стать и геополитической! лазейка для поднятия вопроса о «Русской Аляске»!
    Официально-таки русские власти и в челом Россия тягла еще Российская империя ушли с Аляски, но они оставили один сильный орган своей власти это Русскую православную церковь, бывшей до 1917 г. государственной церковью в Российской империи.
И это была большая ошибка дипломатов США. Этого ни в ком случае нельзя было допускать!
 Ибо   под влиянием РПЦ все эти годы находились и продолжают находится десятки тысяч местных аборигенов особенно из числа – алеутов, эскимосов-кодьякцев, чугачинов и танаинов.
     Так же хочу и напомнить тот факт, что в 1943 г. в ССР реанимировали РПЦ под вывеской РПЦ МП, и ее «ряды» сразу же заполнили священники с погонами офицеров госбезопасности.
  И через эту «лазейку-дыру» в границе в США особенно с началом «холодной войны» под видом священнослужителей, проникли не мало тайных советских, а затем и российских разведчиков.
 Ими велась не только шпионская деятельность за армией США размещённой на Аляске, но и через силу влияния православной религии на не цивилизованные умы аборигенов была создана разветвлённая агентурное –диверсионная сеть из числе местных жителей.
      И вот эта, то пока тайная сила и может быть задействована в США, если В. Путин решится на официальное поднятие в том же ООН вопроса о возвращении Аляски в Россию.
   Тут же, сразу как в и все уже известному «крымскому сценарию» отторжения территории Украины, восстанут местные сепаратисты (а у них даже как я уже упоминал в первой части уже есть и своя политическая партия) и быстро сформируется «свое правительство» и они проведя референдум попросятся принять из в состав Российской федерации.
   Но это пока что только прогноз, и он еще может и не сбыться. 
     А закончить тему об Аляске хочу тем, что от этого кроме денег, для России была и еще одна несомненная и незаслуженно забытая большая польза.
   Правительство США в знак «вечной дружбы» с Российской империей в год подписания договора по Аляске, передала ей чертежи и технологию производства винтовки Бердана.
    Именно это и позволило России быстро перевооружить свою пехоту, что в конечном итоге позволило ей победить в ходе очередной Русско-турецкой войны, чем взять частичный реванш у Османской империи и той же Англии с Францией за свое поражение в Крымской войне 1854 г.
   Итак, я надеюсь, что с очередным историческими мифом    получившим свое распространение в России и время от времени будоражащим нецивилизованные умы многих россиян все уже выяснено…