Холодный вечер

Яков Тав
Не смотря на только что начавшиеся выходные холодный вечер распугал прохожих и если в относительно тёплый майский день было уже многолюдно, то надвигающиеся сумерки принёсшие не весеннюю прохладу сделали своё дело и праздно гуляющих уже не было видно, а те же редкие пешеходы кто ещё не оказался в тепле - явно спешили в нём оказаться.  Площадь пустела. Всё реже и реже её пересекали даже, целеустремлённые в поисках свободных мест в недорогом кафе, молодые люди и лишь один человек выбивался из общей картины бегства в уют. Это был опрятно одетый мужчина, в пальто и  строгом костюме. Он просто стоял на месте и смотрел в небо.

Кто-то из проходивших мимо подростков, достаточно громко, приятелям кинул фразу - " Глянь! Вот чувака торкнуло!" и, уже обращаясь к мужчине - " Чё курил дядя?". Человек не отреагировал, он продолжал смотреть вверх.. 

А в безоблачном небе, не смотря на люминесценцию огромного города, уже были видны первые звезды и налитый будто раскалённой медью серп луны. 

Мужчину звали Шелехов Михаил, он, будучи юристом по профессии, был прагматичным и достаточно деловым человеком, но при этом верил в интуицию и ( как это не странно) в Бога. Отроду ему было, без малого, тридцать шесть. Он был в разводе, но оставался примерным (на сколько это было возможно в тех обстоятельствах в которых он оказался)отцом своего шестилетнего сына со свидания с которым сейчас и возвращался. 

Часто, люди поглощённые собственными мыслями не замечают не касающееся их непосредственно обстоятельств. Так было и с ним. Мысли поглотили его полностью, он сопоставлял. Михаил складывал цепь событий в причинно-следственном расположении и кажется начинал её замыкать. Между тем, суть его размышлений очевидностью своих выводов была так далека от прагматики, что внутренний голос ему неустанно твердил - " Это паранойя, тебе нужно к врачу. Пока ты не свыкся с этими не адекватными выводами и не начал воспринимать их как истину!"...

...Дело в том, что С Михаилом в который раз начало твориться, что то невообразимое с точки зрения здравого смысла - во время прогулки с ребёнком он оказался совершенно неожиданно на  краю если не гибели то получения серьёзных увечий и спасло его только то, что он прислушался к словам сына который отговорил его идти дальше по намеченному пути прогулки. Казалось бы - детский лепет, ну кто к нему прислушивается? Но Михаил прислушался и сделал он это не в первый  раз, с некоторых пор произнесённые, даже случайно оказавшимися рядом, детьми слова привлекали его внимание очень обострённо. И теперь,  осенившая  его мысль (развитие для которой он извлёк из сказанных сыном фраз) была столь пронзительно очевидно истинна, что это и заставило его вдруг остановиться и поднять взор к небу.

  Мысль звучала следующим образом -                                                                                                                                                                    "Всё, что с тобой неожиданно и будто бы случайно происходит, снова и снова, подтверждает наличие вмешательства высших сил в корректировку твоего жизненного пути.  Количество примеров становится  тем больше, чем чаще ты с пути этого сбиваешься и, примеры (эти по эмоциональной своей нагрузке) всегда трагичны!"

 Михаил опустил голову, засунул руки в карманы пальто, огляделся - будто бы определяя своё местонахождение, и неспешней походкой направился к станции метро. 

Как и всякая пешеходная площадь, площадь по которой он шёл была окружена,помимо скверов и  палисадников,  находящимися на некотором отдалении зданиями различных учреждений и заведений, на первых этажах которых располагались магазины, кофейни, пивные, рестораны...  Шелехов шёл, поневоле, поглядывая на освещённые окна этих помещений и проходя мимо одной из кофеен вспомнил полузабытый, свой, ещё юношеский перл -"по ту сторону окон кофейни - уют, но пока ты без денег - тебя там не ждут!". 

А почему бы не зайти? - подумал он, и вдруг отчётливо почувствовал как сильно продрог.

В относительно недорогом заведении было многолюдно, но не шумно. Царила атмосфера умиротворённого досуга, наслаждения общением и   приятного времяпрепровождения. Наполненный ароматами кофе и десертов зал, как то сразу будто успокоил (либо просто отвлёк от поглотивших размышлений ) Михаила, он подошёл к барной стойке, облокотился на неё и обратился к молодой девушке стоявшей за кассой.

- Добрый вечер! Будте добры чашку "эспрессо", пожалуйста .

- У нас есть свободные столики, присесть не хотите? - сказала бармен, не вполне дежурно улыбнувшись,  и не двусмысленно обратив внимание на отсутствие кольца на безымянном пальце Михаила.  "Или вам удобней за стойкой?" - добавила она.

- Я пожалуй присяду за столик,- Шелехов не был расположен (в данный момент) к флирту и откровенная симпатия девушки его несколько смутила.

- Ирина! -обратилась бармен к стоящей сбоку стойки официантке - проводи мужчину за свободный столик, пожалуйста!

- Хотите занять место у окна или в глубине зала? - спросила Ирина.

- Я, если позволите, останусь у стойки- обескуражив ответом, сказал Михаил и забрался на барный стул.

Девушки заулыбались, Ирина отошла на своё прежнее место, а бармен взялась готовить кофе, то и дело поглядывая на посетителя...

Когда Шелехов только-только вошёл, музыка звучавшая в заведении не привлекла его внимания, но сейчас заиграла одна из его любимых мелодий и он невольно начал подпевать. Это была песня Виктора Цоя, звучало только вступление и Михаил отчётливо вспомнил где и когда он впервые услышал эту песню - Питер, зима, вокзальный ларёк "Звукозапись". Они с командой едут домой после соревнований, ждут поезда в зале ожидания...


"Вместо тепла - зелень стекла,  
                                               вместо огня - дым!
  Из сетки календаря  выхвачен день."

Как давно это было, подумал Шелехов и почувствовал, что скучает по себе тогдашнему - весёлому, бесшабашному, молодому...

- Ой, да вы певец! - отвлекла от нахлынувшей на Михаила ностальгии, бармен. Сказала она это подавая ему кофе и приблизившись  к нему на столько на сколько позволила ей разделявшая их стойка, её  глаза, глаза девушки с живым характером, вдруг напомнили Шелехову девушку которую он когда то, ещё в ранней юности, любил, любил безответно..

- Сказать тебе моё имя?- спросил он, не начиная даже для начала "выкать".

- Ой! Да вы ни как хотите познакомиться?- с лица девушки не сходила улыбка..

- А ты разве нет? - сказал, тоже улыбаясь, Михаил.

- Да...,  Миша, а вы похоже бабник! Не успела вам девушка улыбнуться., а вы уж знакомиться с ней спешите!

Шелехов опешил, но, как человек хорошо владеющий собой - вида не подал.  "От куда она знает моё имя? Мы же впервые видимся, это абсолютно точно, я бы её запомнил!" - мысли Михаила зароились в закромах его памяти, а вспомнить ему было - что...

- Просто мне, почему то, подумалось - будто имени моего ты не знаешь! Вернее - не помнишь! - вступил в  игру Шелехов.

Выражение лица девушки приняло вид проницательного сосредоточения, она явно пыталась понять - действительно ли  вспомнил он её или  настолько умён, что тянет время в надежде на оговорку собеседницы.

Миша смотрел на неё с улыбкой с которой смотрят на учеников учителя ждущие ответа, но знающее, что ученик  ответить не сможет, хотя и наверняка попытается выкрутиться. Так и было - девушка уже думала о том как ей себя вести дальше...

- Таня, как ты думаешь - обратился к девушке Михаил ( не глядя на имя на её бейджике, на который он ещё до этого не заметно посмотрел) - люди все одинаково страдают оказавшись в одиночестве?

Девушка свела брови от удивления, но тут же посмотрела на висящую на её блузке табличку и прыснула смехом.

- Я не Таня! - девушка засмеялась, засмеялась таким  заливистым и заразительным смехом, что на неё за озирались посетители после чего она не без труда, но смолкла. 

- Это не мой бейдж, я перепутала, опоздала на работу и схватила первый попавшийся! Вы меня не помните! Ну вы,блин, и артист! Ну надо же, а я и не знала! - уже через подавляемый смех выдавила она.

Шелехов, как ни в чём ни бывало, продолжил игру:

- Я подумал, что ты сменила имя, к тому же раз уж ты надела табличку с именем "Татьяна" значит не против чтобы тебя так и называли!

- Юрист одно слово! Миша, юристы все такие? Вас этому специально обучают? Неужели трудно просто сознаться, что не помнишь человека?

- Да как я тебя могу помнить если я тебя не знаю и вообще впервые вижу - Шелехову надоела это игра ( тем более, что выиграть в ней у него шансов уже не осталось).

- Мы виделись и не один раз!

Девушка расправила плечи и встав к Михаилу полубоком выправила хвостик косы с затылка на грудь.

 - Неужели я так изменилась? - уже со спокойной интонацией в голосе поинтересовалась бармен.

" Так, это какая то соседская девчонка которая была сильно младше и поэтому не запомнилась" - подумал юрист.

- Ладно, колись - от куда ты меня знаешь? Жила по соседству? Училась в той же школе?

Им нашлось о чём поговорить. Надя ( так на самом деле звали девушку) действительно училась в той же школе и даже у того же классного руководителя, но на много позже и видела Шелехова когда он иногда заходил в школу навестить свою классуху. Время летело незаметно и Миша засидевшись до закрытия, предложил проводить Надежду домой  и не получил отказа, однако прощального поцелуя у двери подъезда не было, впрочем она может быть и не была бы против, но он не настаивал.

А сто восемь дней назад, дождливым вечером ранней зимы выплывшей из столь же дождливо-промозглой осени, этот человек был на грани самоубийства и остановила его в шаге от этого поступка только мысль-вопрос "а что же будет дальше?". Да, остановило его любопытство!

Тогда череда событий так вымотала ему нервы, что он суммируя их результаты ещё по ходу подсчёта получал новые пинки. Всё или вернее почти всё на что он опирался в жизни обрушилось. А началось с того, что он отказался от предложения своего университетского преподавателя помочь ученику в росте по карьерной лестнице юриста и устроить его на место своего давнего друга уходящего в скором времени на пенсию. Друг преподавателя возглавлял районный суд...