О чести

Андрей Рождественский 4
Господин депутат Полозов Сергей поместил на своём официальном сайте статью Максима Кантора по поводу опроса «Дождя». Можно по-разному относиться к любому событию в обществе но меня задела за живое его трактовка понятия чести. Именно честь заставила, по его мнению, защитников города на Неве стоять до конца, как и в приведённых им исторических примерах. И тактика обороны Питера до последнего делает честь военному руководству страны, которое и принимало это решение.

Мнение автора (если я его правильно понял) прорисовывается и в том, что, честь, моральные принцы есть нечто иррациональное, не поддающееся расчёту и анализу.

Я не специалист в военных делах, но я думаю, что автор не правильно судит об истоках жесткой обороны Ленинграда.

Мужество защитников осажденного города достойно уважения. И результат невероятно ценен для победы над гитлеровской Германией. Я полагаю, что Ленинград и весь север ( до Мурманска включительно) оттягивали на себя крупные силы вермахта и не давали развиваться по плану наступлению на главном, центральном направлении. Отсутствие успехов целой группы войск деморализовали вражескую армию. Но это произошло совсем не по «канторовской» теории абстрактно – иррациональной чести.

Семантически более всего близки друг к другу понятие чести и честности. Отсюда и понятие профессиональной чести.

Профессиональная честь – это честное выполнение своих обязанностей.

Честь воина выполнение приказа командира, если он сам не бесчестен.

Честь командира выполнить поставленную перед ним военную задачу.

В случае со спартанцами, оборонявшими ФЕРМОПИЛЫ и их командиром царём Леонидом их честь (честное выполнение обязанности заключалась в том, чтобы не дать персам вторгнуться в Грецию и потянуть время до прихода основных сил. Если бы было возможно остаться в живых, при выполнении этой задачи никто бы не отказался и если бы какой-нибудь шутник предложил им просто так потягаться со всем персидским войском, ему бы не поздоровилось.

Спартанцы выполнили поставленную перед ними задачу, то есть честно выполнили свой долг. Никакая иррациональная теория не работает в таких случаях. Только мужество и понимание того что нужно сделать и того, и что это надо сделать честно (любой ценой).

Бывают на войне и ошибки из-за неправильного понимания чести. Очень хороший пример того сюжет немецкого фильма «Мост». Мальчишкам дали задание охранять мост, но им не доложили, что охрана этого моста не имеет никакого военного значения. Они все погибли, защищая то, что никому не было нужно.

Януш Корчак мой любимый писатель. Он пошел в крематорий не потому, что радел о какой-то иррациональной чести, но потому, что считал своей обязанностью врача и педагога облегчить страдания своих питомцев перед смертью.

Я читал воспоминания маршала Маннергейма о зимней войне и её продолжении. Офицер, много сделавший для России, закончивший академию генерального штаба писал о русских солдатах с уважением, однако отмечал и недостатки русской армии. Русские шли на финские позиции цепями, иногда взявшись за руки и с песнями. Достаточно было использовать пару правильно установленных пулемётов, чтобы убить всех до одного, но безо всякой коррекции на эти же позиции направлялась вторая и третья цепь с тем же результатом.

У кого не было чести в этом случае? Конечно у генерала, который приказывал идти солдатам на верную смерть безо всякого смысла.

•Он не выполнял поставленной перед ним военной задачи.
•Он не берёг своих солдат отправляя их на бессмысленную бойню.

По законам чести он должен был бы пустить себе пулю в лоб. Я думаю, что это не единичный случай, но про случая самоубийства советских генералов я как-то не слышал. Законы чести работали вяло.

Где-то я читал историю о английском генерале, который приказал уничтожить один французский город, где засели немцы и оказывали отчаянное сопротивление.

После взятия города генерала спросили:

«Господин генерал, неужели надо было разрушать город, ведь там были культурные ценности?»

На что генерал ответил:

«Можно было и не разрушать, но премьер-министр приказал мне беречь английского солдата.

Кутузов сдал Москву французам и тем самым выполнил поставленную перед ним задачу разбить наполеоновскую армию. То есть он честно выполнил свой долг и остался человеком чести и честь ему и хвала за это.

Очень хотелось бы, чтобы понятию чести учили ещё в школе.

Но хотелось бы также, что бы эта трактовка была связана с реалиями нашего мира. Иррациональная теория способствует воспитанию бездумного фанатизма, что так удобно для властных структур.