Катастрофа Фалькон во Внуково. Идём на таран!

Дмитрий Ятокин
   Дни бывают ординарными, а бывают значимыми.  Таковым, значимым, выдался день 20 октября. Президент французской транснациональной компании «Тоталь» провёл успешные переговоры с руководством России. Директор «Росавиации» поздравил авиадиспетчеров с профессиональным праздником. Знали ли все эти люди, что их судьбы скрестятся в 23.57 по московскому времени на пересечении двух ВПП аэродрома Внуково?

   У президентов много дел и спать им частенько приходится не в своей спальне, а в салоне самолёта. У президента «Тоталь» для этого был личный бизнес-самолёт Falcon-50, разработанный и собранный во Франции.
   
   Прилёт и вылет важных особ в России осуществляет аэропорт Внуково. Именно из этого аэропорта, по одной из двух имеющихся ВПП, улетает (но обещает вернуться – и возвращается!) наш Президент Владимир Путин. Зимой, в сложных метеоусловиях, чаще всего используют полосу №1, оборудованную по требованиям ICAO (международной организации  гражданской авиации) для посадки при вертикальной видимости 15 метров, а горизонтальной в 200 метров.

    Полоса имеет длину 3 500 метров, ширину 60 метров, боковые и осевые огни. Всем бы хорошая полоса, но с правого торца имеется бугор (перепад высоты почти в 2 метра), что создаёт определённые трудности, но только при посадке. Пилоты знают эту «внуковскую» особенность и «минусуют» два метра от показаний высотомера при совершении посадки. Сразу же уточним, что по гост-стандартам полоса Внуково соответствует всем требованиям. Фалькон стартовал от противоположного торца ВПП и "бугор" никак не повлиял на обзор из кабины.

    Аэропорт Внуково имеет ещё одну отличительность – две ВПП перекрещиваются друг с другом, образуя в месте пересечения так называемую крестовину. Рабочей полосой выступает только одна, в этот момент вторая ВПП используется только для руления!
Для полосы №1 при взлёте с курсом 058 пересечение располагается от торца на удалении 1600 метров. Реально, так как взлёт начинают не от самого торца, крестовина расположена от старта на удалении примерно в 1200 метров. Для чего все эти подробности? Далее станет понятно.

   Именно с этой ВПП №1 начал разбег Falcon 50 поздним вечером 20 октября.  Взлётный курс 058. Получив разрешение на взлёт (так утверждают в следственном комитете), экипаж приступил к взлётным процедурам. Разбег, скорость растёт! И растёт быстро! Триста метров, пятьсот, тысяча, тысяча восемьсот, крестовина двух ВПП, скорость 200 км/час, отрыв передней стойки…

   Но вместо плавного взлёта – страшный удар слева! На полосу выезжает снегоуборочная машина «Ротор Шмидт» под управлением водителя Мартыненко В.П.  Отламывается левая консоль крыла, самолёт немного отрывается от земли, теряет устойчивость, переворачивается и падает на полосу. Керосин вытекает из разорванного крыла, двигатели работают. Искра, пламя, пожар… Выжить не удалось никому. Погибли президент компании «Тоталь» и три члена экипажа. Удивительно, но водитель снегоуборочной машины не пострадал.

   Выразив соболезнования всем погибшим, приступим к анализу катастрофы. Первый, обывательский вопрос: «Как такое могло случиться в правительственном аэропорту?» Знающие люди на это ответят так: «Да во Внуково бардака больше, чем во всех остальных аэропортах вместе взятых!» Почти так и охарактеризовал положение дел во Внуково зам министра транспорта Валерий Окулов. Не из патриотических побуждений, а справедливости ради отметим, что бардак в авиации - не исконно российское явление. Недавний инцидент в Испании с пересечением полосы тому яркое подтверждение. Правда, там обошлось без жертв...

   Но и в бардаке разбираться нужно и можно. Итак, вновь вопрос: «Как такое могло произойти?»
Рабочие версии такие:
- плохая видимость на полосе.
- диспетчер дал разрешение на вылет, не убедившись в «чистоте» полосы.
- пилоты начали взлёт без разрешения диспетчера.
- водитель «снегоуборки» выехал на полосу без разрешения диспетчера.
- водитель «снегоуборки» был пьян.
- спланированное убийство президента компании «Тоталь».

   Проверить некоторые из версий очень просто. Следственный комитет изъял записи переговоров по аэропорту. Прослушав записи, сразу станет ясно, давал ли диспетчер разрешение на взлёт, давал ли диспетчер разрешение на пересечение полосы.

   Проверить «вменяемость» водителя так же просто: он должен был пройти медосмотр перед работой. Кроме того, следственный комитет обязал водителя сдать кровь на алкоголь и наркотики. Предварительное заключение – водитель находился в состоянии алкогольного опьянения. Какой тяжести, сколько промиле – пока следствие хранит тайну (в настоящее время следователем озвучена цифра в 0,6 промиле). Адвокат водителя факт употребления алкоголя отрицает, но только на основании свидетельств близких родственников.

   Мог ли диспетчер даже в условиях плохой видимости «видеть» снегоуборщик? Источники на авиафорумах утверждают, что комплексной автоматизированной системы управления наземным транспортом во Внуково нет. Имеется локатор обзора лётного поля. Все спецмашины должны быть оборудованы GPS приёмниками и их местоположение в конкретный момент определить возможно. Был ли установлен такой приёмник на машине Мартыненко, находился ли он в работоспособном состоянии – пока не известно (расследование показало, что машина не была оборудована ответчиком).

   Придётся нам моделировать различные ситуации.

   Самолёт Falcon начинает разбег, снегоуборщик подъезжает к «крестовине» с целью пересечь полосу. Берём самый неправдоподобный, поэтому реальный для России вариант. Пилот самолёта недопонял диспетчера и начал взлёт без разрешения. Водитель машины недопонял диспетчера и начал движение с целью пересечения полосы. Итак, они сближались!

   Резонный вопрос: «А они что – слепые? Не видели друг друга? Или погода была, как из мультика о ёжике, который заблудился в тумане?»

   Все самолёты, в том числе и бизнес авиации, оборудованы проблесковыми маяками и аэронавигационными огнями высокой интенсивности. Их проблески даже ночью в тумане видны на расстоянии в тысячу метров. Кроме того, у самолёта имеются фары!

   Снегоуборочная машина также имеет фары и проблесковые маяки оранжевого цвета. Не увидеть друг друга пилот и водитель не могли даже теоретически, даже в условиях плохой видимости. Кстати, а какая была видимость? Мы точно знаем, что достаточная для выполнения взлёта.

   Почему же два объекта, видевшие друг друга, столкнулись? Пилот, получивший разрешение на взлёт (или, оговоримся, посчитавший, что получил) видит дорожную машину слева от полосы. Он, как разумный человек, считает, что водитель ждёт освобождения полосы и спокойно продолжает увеличивать скорость.

   Что думает водитель? Видит ли он взлетающий самолёт? Или рулит с закрытыми глазами? Кстати, до сих пор не ясно, как именно выезжал на полосу снегоуборщик? Может быть задом? И это был всего лишь манёвр по развороту? (На фото из интернета видно, что повреждена именно задняя часть машины).

   Очень скоро ситуация прояснится. Как и плохая видимость на полосе №1 аэропорта Внуково.

   Вот теперь самое время поговорить о том, могли ли видеть пилоты и водитель друг друга в условиях реальной видимости. Сразу же после катастрофы в СМИ появилась цифра горизонтальной видимости в 350 метров. Журналисты утверждали, что именно такая видимость была в момент разбега Falcona.

   Это не совсем так, но разберём ситуацию даже при такой видимости. Этого значения более чем достаточно для совершения взлёта. И этого значения более чем достаточно для того, чтобы водитель мог видеть взлетающий самолёт (с учётом проблесковых огней).

   Сразу же после катастрофы Росавиация разослала по всем аэропортам служебную телеграмму. В ней описан факт самой катастрофы, время, погодные условия и предпринятые меры по тушению пожара и освобождению полосы от фрагментов самолёта.
Поясню читателям, что в метеосводках указывают видимость по аэродрому и отдельно видимость на полосе. Согласно данным телеграммы, видимость на полосе намного!!! превышала озвученные журналистами 350 метров.

   Вот данные за время 23.57 по полосе №1:
Видимость в начале полосы 1000 метров, в середине 2100 метров, в конце 1900 метров. Вертикальная видимость 60 метров.

   Практически больше половины полосы у «крестовины» просматривалось! И водитель, даже получив разрешение диспетчера, не мог не видеть взлетающий самолёт! Если он, конечно, смотрел по сторонам! Увы, но если все эти данные подтвердятся, сидеть водителю придётся. С диспетчером или без, но сидеть придётся долго.

   Сидеть ему придётся ещё дольше, если не дай Бог, начнёт раскручиваться «теория заговора» с преднамеренным убийством «лучшего друга России!». А такие истеричные вопли уже раздаются не только в интернете, но даже и на Первом канале. В программе «Время покажет» некоторые неуравновешанные политологи уже кричали об убийстве, о заговоре против России.
Сразу же не к месту приплетается «украинская» фамилия водителя и интересы американцев в нефтегазовом конфликте с Россией. В такой истерии водителю снегоуборщика лучше добровольно признать себя «употреблявшим алкоголь», даже если он никогда в жизни его не употреблял.
Чего доброго, припишут спланированное убийство и посадят пожизненно. Ведь как ни крути, а имиджу России нанесён серьёзный удар. И оргвыводы последуют незамедлительно! Виновный должен сидеть в тюрьме!

23 октября 2014г.
Генеральный директор аэропорта Внуково и его заместитель подали в отставку.
Водитель снегоуборщика В.Мартыненко арестован.
От работы отстранены и арестованы: руководитель полётов, диспетчер-стажёр, диспетчер-наставник и старший инженер аэродромной службы (непосредственный начальник водителя).