Велосипедный бизнес Глава 2. Митька

Анатолий Торопкин
 С Митькой мы были знакомы ещё с детства. Это было задолго до школы, и я знал его, сколько помню себя. Мы жили на одной улице  в частном секторе города Новосибирска. А наши мамы были подругами ещё до начала войны. Нас с Митькой тогда даже в проекте не было, и проектирование в ближайшее время не намечалось.
       А люди в частном секторе, как известно, не такие равнодушные как проживающие в многоквартирных домах. Они более общительные, любопытные, да и гораздо человечнее. Сейчас живущие на одной площадке могут не знать друг друга, а соседа из другого подъезда возможно даже видеть не приходилось.
      Совсем другое дело в частном секторе. Там все знают друг друга на своей улице. Да и на параллельных многих. Так было раньше, и так есть сейчас. Поэтому, по стопам своих мам мы тоже дружили. Зимой катались на лыжах, лепили снеговиков, а летом сидели на брёвнах возле Митькиного дома и что-то обсуждали.
      В начале 60-х годов, когда я вторично приехал в Новосибирск, Митька на нашей улице уже не жил. Его семья переехала в новый дом, построенный ими на Гусинке. Это была окраина нашего Октябрьского района. Однако именно там располагались такие значимые для города объекты как вещевой рынок и городская свалка. А за ними начинался лес, в котором мирно соседствовали воинская часть и кладбище. Наверно, поэтому туда сразу пустили трамвай.
      Митька был на год младше меня и в свои 11 лет был технарь от бога. Он вечно что-то мастерил и, что интересно, тут же это реализовывал. То смастерит детекторный приёмник и с упоением что-то в нём слушает, нацепив на голову наушники. То соберёт модель движущейся самоходки из подручного хлама и, мозгует, как усовершенствовать её. Кстати, движущей силой самоходки служила обычная скрученная резина.
       Иногда Митька приезжал на нашу улицу в гости к дедушке и бабушке. Они продолжали жить в старом доме. В один из его приездов мы встретились вновь. Его я увидел сидящим  всё на тех же брёвнах и с криком " Митька, дружище!" заключил его в свои объятья. Дружба наша после этой встречи ещё больше окрепла. Я ездил на трамвае под номером 13 к нему в гости на Гусинку, а он к нам, на Артиллерийскую, к своим дедушке с бабушкой и, конечно, ко мне.
       Его отец в то время работал водителем на автобазе.  Иногда, если позволяло время, обедать на своей машине приезжал домой и привозил с работы много всяких железок. Сарай их дома был забит всевозможным слесарным инструментом, гаечными ключами, гайками и болтами. И нам, пацанам, очень нравилось со всем этим возиться. Однажды, приехав к Митьке, я увидел под окном у верстака велосипед. Явно не новый, но чувствовалось, что добротный.
       Я знал, что в отличие от меня родители моего друга никогда не баловали. Начиная с пелёнок, он вечно ходил в каких-то ремках и обносках. Да и в более старшем возрасте Митька своим гардеробом похвастать не мог. Но, то одежда, а здесь велосипед. У меня лично он был. Я воспитывался без отца, поэтому мама и бабушка старались мне ни в чём не отказывать.
       Естественно, я стал осматривать транспортное средство и задавать вопросы. Выдержав театральную паузу, Митька поведал мне, что велосипед этот он собрал сам, но не для себя, а для продажи. Все запчасти, кроме резиновых камер, были принесены со свалки. Она, как вы помните, была рядом, как в прочем, и вещевой рынок, где предполагалась реализация.
       Меня тут же осенило. Это же золотое дно. Ведь если наладить сборку и продажу велосипедов, то на вырученные деньги можно даже мопед купить. В то время мы о нём даже мечтать не могли. Все мальчишки в то время мечтали о велосипеде. У некоторых он был. Но мопед. Его иногда можно было увидеть у взрослых. Для детей нашей среды это была непозволительная роскошь. Сейчас я не помню, сколько он стоил, могу сказать только, что сумма была весьма значительной.
       В те времена многие мальчишки занимались собственным бизнесом. Но он был низко доходным. Голубятники продавали на птичьих базарах молодых голубей. А их надо было ещё вырастить, поставить на крыло, а для этого требовалось время. Да и прибыль с голубя была небольшая. На неё можно было купить разве только что корм для тех же голубей. Любители аквариумных рыбок с продажи мальков тоже не могли похвастать своими доходами. Денег хватало на тот же корм, но уже для рыбок. Про кроликов я уже не говорю. На них накладывали свою руку родители и если разрешали продать одного – двух, то только для того, чтобы не отбить охотку у своих детей к кролиководству.
       Совсем другое дело велосипед. Его не надо было по году выращивать, и цена была на несколько порядков выше. Да, здесь проглядывались большие возможности, подсказывало мне детское чутьё. Наверно, в этот момент у меня проявились коммерческие способности. Перед моими глазами ясно прорисовался мопед. Он почему-то сильно напоминал Митькин велосипед, стоящий передо мной. Просто на его раме появился моторчик. И я представил себе как гоню на нём, подпрыгивая на уличных ухабах.  Забегая вперёд скажу, что мопед я купил. Это был первый мопед на нашей улице. Сработал закон притяжения. Но тогда о нём ещё никто не знал.
        Отдав должное Митькиной смекалке, я спросил у него, не покажет ли он мне технологию сборки велосипеда. И что я тоже хочу этим заняться. Да и торговать на рынке вдвоём гораздо
 интереснее, чем одному. Про себя я уже знал, что если Митька не согласится, я займусь этим делом самостоятельно. Но мой друг сразу согласился. Одному на рынке всё же страшновато.