Дороги без дураков. Путевые заметки о Поднебесной

Николас Алексеев Проза
Дороги без дураков.
Путевые заметки о Поднебесной.

г. Шанхай            Октябрь 2014 г.

    Китайские дороги, надо сказать, отличные повсеместно.
Покрытие, разметка, дорожные знаки - всё содержится в прекрасном состоянии.
Широко используются яркие, многоцветные электронные средства привлечения внимания, например, мигающие знаки изгиба дороги, имитации полицейских машин и так далее. Дороги хорошо освещены в темное время суток. Магистрали снабжены отбойниками, нередко украшенными зелёными насаждениями.
    Довольно много камер контроля скорости. И практически не видна дорожная полиция. Вернее, совсем не видна. Проехав по различным провинциям и городам не менее двух тысяч километров мы не видели её представителей ни разу. Но китайцы утверждают, что она где-то есть...
    Особого восторга заслуживают множественные эстакады сложнейших конфигураций в крупных городах.
    Конечно, большей долговечности дорог помогает относительно мягкий климат Китая. Но дело не только в этом. Ясно, что дорогами в Поднебесной занимаются серьезно, без халтуры.
    Удивило нередкое отсутствие тротуаров вдоль дорог в городах. Так, пешеходный переход "зебра" нередко упирается в газон, а порою в забор или в скверик.
    Достойна уважения придорожная инфраструктура. Хорошие заправки, магазинчики и кафе при них. И, пардон, туалеты. Сложилось впечатление, что китайские санитарные нормы требуют от подобных мест обеспечения возможности в кратчайшие сроки справить нужду всему кадровому составу пехотного полка, если не бригады. Таковы размеры и оснащенность подобных заведений, содержащихся, кстати, в образцовом порядке.
    Но восторг от дорог затмевает удивление от организации движения. Ничего подобного не встретить в России, даже на горячем Кавказе. Сначала об участниках движения.
    Первая группа, собственно, легковые автомобили.
    Небольшой экскурс. Мне посчастливилось побывать в КНР трижды: в 1998, 2007 и 2014 годах. Так вот, в 1998 году в Пекине легковых автомобилей практически не было и почти все они были в собственности государственных компаний. Причем самыми современными из них были авто, сильно устаревшего к тому времени C-класса Фольксвагена под маркой "Сонтана". Не было почти и светофоров, чью роль исполняли регулировщики, виртуозно махавшие своими полосатыми палочками. Главным участником дорожного движения был Его Величество Велосипед!
    Сегодня множество легковых автомобилей самых разнообразных марок. Но что удивило: не так много оригинальных китайских, вопреки данным статистики. Я бы сказал, они редкие участники дорожного движения. Китайские автолюбители предпочитают машины европейских брендов, сделанные, конечно, в Китае. Из американских популярен Бьюик. Встречаются "корейцы". Не так много "японцев". Сказывается нескрываемая неприязнь к Японии, имеющая глубокие исторические корни. Из представительских авто - предпочтение лонг-версиям. Полагаю, не по причине высокого роста "новых китайцев", а по причине их желания продемонстрировать свой социальный статус.
    Дальше грузовики и автобусы. Преимущественно китайских марок. Кстати, приятно порадовала манера драпировать грузы на открытых полуприцепах и прицепах полипропиленовым полотном, закрепляя его тросами.
    Ну и третьи, самые массовые участники - всякого рода мото и вело техника.
Представленная великим множеством марок, типов, конструкций. От обычных электроскутеров, кстати, окончательно вытеснивших мотоскутеры, мотоколясок: трех и четырех колесных, с открытой или закрытой кабиной, до совсем причудливых грузовых рыдванов, где мотор открыто, без кожуха установлен прямо на раме, демонстрируя всем свою активность. Причем кузовки таких рыдванов обычно нагружают нещадно. Нередко высота груза вдвое или втрое превышает высоту такого трудяги, который пыхтит, гремит, но едет. Правда, из-за смещения центра тяжести иногда переворачивается на бок - "отдохнуть".
    Еще интересное наблюдение. Китайские модницы - куни (девушки по китайски), оседлавшие скутеры, одевают плащи или пальто задом наперед, чем повергают в шок неподготовленных европейцев. А девушками движет лишь желание не продуть свои достоинства набегающим потоком ветра.
    Так вот, китайцы практически не соблюдают правил дорожного движения!
Не обращают внимание ни на разметку, ни на знаки, ни на других участников движения. Священно только    одно - не превышение скорости. С этим строго. Остальное - как Бог на душу положит. Складывается стойкое ощущение, что правила дорожного движения в КНР кратки: езжай куда хочешь, как хочешь, но не нарушай скоростной режим! И этот хаотический процесс поначалу просто пугает, потом вызывает идиотский хохот, потом потихоньку привыкаешь. Двойная сплошная совсем не замечается китайскими "джигитами". Обычное дело - двойной обгон по встречной. Но бывает и тройной! Направление движения тоже не свято. Я был свидетелем, как нам навстречу по обеим нашим полосам движения двигались две груженные мотоколяски, от которых наш водитель увернулся не без труда!
    Еще, похоже, китайцы все дальтоники. По крайней мере, цвета светофоров они не различают.
    Главный орган управления китайского авто - клаксон! Не представляю, как они справляются с механической коробкой передач. Потому что правая рука всегда занята клаксоном. Но делают они это как-то незлобно. Без обид друг на друга, без напряжения. Не матерятся, не проклинают - просто жмут и жмут этот бедный клаксон.
     Удивляет при этом то, что аварий не так много. Я бы сказал, они редки. Полагаю, главное объяснение этому - невысокая скорость движения. В городе - это 50 км/ч.
     Вот такие поднебесные дороги... Без дураков...
Нам есть чему у них поучиться.