Рассказы фронтовика Предисловие

Владимир Винников
Перебирая старые семейные альбомы, на странице, где были фотографии мои и отца в офицерских мундирах, я обнаружил написанную отцом автобиографию.
Там же лежало несколько тетрадных листков, мелко исписанных. Почерк был папин, читать было их очень тяжело, уж очень почерк был неразборчивый.
Первое, что я сделал, попытался разделить их по датам, указанным в автобиографии по службе в различных воинских частях, или населённых пунктах. Через неделю это получилось.

Таким образом, мне удалось составить несколько этапов жизни моего отца-фронтовика, эти этапы его жизни стали главами моей повести.

Когда папа лежал в больнице после второй операции на сердце, я у него спросил про эти его записи. Он внимательно посмотрел в мои глаза и ответил:
- Я знал, что ты их найдешь. Это я писал для тебя перед первой операцией, думал, не выживу, а мне удалось прожить ещё пять прекрасных лет.

Отец никогда до этого не рассказывал мне о своей службе. Я изучил все его орденские книжки, но и там не мог узнать подробности.
Только после изучения пометок отца, я стал спрашивать его об участии в боевых действиях под Тулой.

Папа рассказал, как попал в диверсионный отряд НКВД и сколько раз воевал с фашистами за линией фронта.

Рассказал, как он встретил земляка в окопе под Тулой, во время обстрела. Тот работал вольнонаёмным мастером на строительстве Колымской трассы в 1938 году. Дорога проходила  через Сеймчан, где, кстати, я был на практике в 1967 году.

Земляк отца потом служил в Приморье и участвовал в конфликте у озера Хасан. В Посьете, недалеко от озера, в 1968 году я учился в школе сержантов.
Долгие двадцать четыре года я писал и переписывал рассказанное мне отцом события его жизни. И перечитывая эти страницы, будто снова слышу его сбивчивую речь…


В октябре 2011 годы мы с семьёй гостили в городе Тула, у сестры жены. В двухстах метрах от дома находился старый, заросший парк.
Очень давно в нём не проводили ни санитарную рубку, не подметали листву, там мелким кустарником заросли все дорожки.
В парке не было ни одной лавочки и только молодые мамочки с колясками, да любители собаководы прогуливались по узким дорожкам, покрытым толстым одеялом желтых листьев.

Редкие посетители парка с удивлением оглядывались на странную пару, мужчину и женщину, которые фотографировались у толстых деревьев, при этом мужчина громко читал стихи:

Я снова в этом сказочном лесу,
И просьбу клену старому несу.
-Ты солнце ясное скорее позови,
Я расскажу свою историю любви.

О том, как хорошо с ней рядом мне,
Как в дождь и в стужу помним о весне.
Как вырастили яблони в саду,
И как с луной купались в том пруду.

Некоторое время следом за этой парой шла женщина с мальчиком лет трех. Тот всё поднимал с земли золотые листочки и подбрасывал над собой. Небольшой ветер относил листочки в сторону, а малыш громко смеялся.
Было прохладно, у малыша распахнулась куртка, а молодая мамаша всё шла за странной парой и слушала, как высокий седой статный мужчина читал стихи своей кудрявой спутнице.

Тут женщина, одетая в белую куртку и белую шапочку оглянулась на мать с ребенком, и молодая женщина увидела её глаза, такие зелёные!

- Будто лесная фея, - тихо пробормотала мамаша.

А эта фея, показала рукой на малыша и будто поправила свою, без того аккуратно застёгнутую куртку.
Мамочка остановилась, привела в порядок одежду своего непоседы.
Когда она оглянулась, то заметила, что супружеская пара зашла в самую заросшую часть парка.
Молодая женщина знала, что там стоит мраморная стела, на которой была выбита надпись: «Парк имени 250-летия Тульских оружейных заводов. Заложен в 1962 году».

В очередной раз молодая мать увидела эту супружескую пару у спортивного зала, на углу стены которого была закреплена табличка, её пытался сфотографировать мужчина.

- Странно, - подумала мамаша, я никогда не обращала на неё внимание.

Взяв сына за руку, она подошла ближе и услышала, как мужчина причитал:
-Здесь с 30 октября по 9 ноября 1941 года проходил рубеж обороны Тульского рабочего полка, 154 стрелковой дивизии и 156 полка НКВД.

- Вы извините, что вмешиваюсь, вот по той тропинке, перед оврагом, там ещё сохранились окопы, стоит памятник комиссару полка.

Мужчина поблагодарил молодую мать.

Скоро супружеская пара стояла перед памятником, на котором значилось: «Герой Советского Союза, комиссар Тульского рабочего полка Агеев Григорий Антонович».