Ранним утром 11 октября 1984 года я сидел в кабинете заместителя председателя Омского горисполкома Ляли Михайловны Шугуровой. Наш разговор прервал ее помошник. На лице – тревога. Лицо бледное.
- Ну, как ситуация в аэропорту? – обратилась к нему Ляля Михайловна. – Пассажиров много на борту?
- С Краснодара вылетело сто семьдесят человек. Более двадцати из них - дети
- Все омичи?
- Куда там… Не только. Из Новосибирска, Барнаула. Тюмени. Кемерово. Томска. И даже из Якутии и Магадана.
- Машин Скорой помощи в аэропорт ушло достаточно?
- Почти некого доставлять в больницы, - помошник развел руками.
- Как это, некого?
- Почти все погибли, - помошник стал снимать куртку.- Фрагменты самолета и тела людей разбросаны в радиусе полутора километров. На это невозможно смотреть.
- Где - то у меня был в сумочке валидол, - трубка выпала из рук Ляли Михайловны. Помошник выскочил в приемную, вернулся со стаканом воды.
- А в чем, интересно, причина? Туман, что ли?
- Не в тумане, похоже, дело, а в элементарном разгильдяйстве. ТУ -154 при посадке столкнулся с двумя снегоуборочными машинами на базе КрАЗа и Урала.
- Какие снегоуборочные? Это же абсурд какой - то! Снега еще нет. Вон, плюс три градуса за окном.
- Дождь ночью прошел, Ляля Михайловна. Решили осушить горячим воздухом бетонное покрытие. Машины при столкновении с самолетом загорелись, ТУ-154 перевернулся и взорвался. Сказывают, что в баках этих машин более четырнадцати тонн керосина.
- Да еще топливо из самолета, - добавила Ляля Михайловна.
- Выходит, что так... Там еще и третья машина была рядом. УАЗ-469 с прицепом.
- А мигалки на машинах?
- Говорят, что не были включены. Представляете, мандарины вперемежку с обломкакми и телами на полосе. Хризантемы... Страшная картина!
- А хризантемы откуда взялись?
- На продажу, видать, везли...
***
Весь город гудел о страшной трагедии на взлетно - посадочной полосе. Погибло 169 пассажиров, 5 бортпроводников, 4 работника наземной службы. Четыре члена экипажа, находившиеся в кабине самолёта, остались живы.
Знаком с офицером линейного отдела милиции Станиславом Бузыником, который уже через 20 минут был на месте катастрофы. Пришлось собирать,грузить в машины Cкорой помощи пострадавших, так как некоторые из них были еще живы, вытаскивали еще с горящих частей самолета обугленные фрагменты тел. Говорит, что на это было невозможно смотреть.Работали сутки, но потом неделю он не мог уснуть, перед глазами стояла эта страшная картина, в результате получил инфаркт. Были случаи, когда курсанты училища, что стояли в оцеплении, теряли сознание от увиденного на полосе. Говорит, что картину этой трагедии не забыть никогда.
Прошло более тридцати лет с того времени. Перестройка. Развал СССР. Лихие девяностые... Казалось, что после этого случая будут сделаны соответствующие выводы. Но вот снова страна содрогнулась в 2014 году от подобного же ЧП в аэропорту Внуково с французским самолетом, где результате инцидента погибли три члена экипажа и пассажир – глава нефтегазовой компании "ТОТАЛ" Кристоф де Маржери.
. И причина, похоже, та же... Ну, сколько можно наступать на одни и те же грабли?
Тяжело переживал, когда украинцы сбили пассажирский самолет ТУ -154 над Черным морем в 2001 году, летевший из Израиля. В том самолете погибла коллега -энергетик с ее маленькой дочкой.
И вот опять на всех каналах страшные кадры о гибели россиян на взлетной полосе в Ростове-на-Дону. Страшно...
Господи! Упаси нас грешных от таких трагических случаев!
Фото Евгения Смолина