Гнев

Андрей Рождественский 4
Марк Помпеус Адактил с самого детства был воином.

Когда ему исполнилось 10 лет, отец первый раз взял его с собой в дальний поход, с тех пор прошло немало времени, и всё это время мальчик следовал за отцом. Многое пришлось ему повидать.  Он видел мавританских  боевых слонов и колесницы египетской летучей конницы, стальные фаланги македонских воинов и толпы диких и бесстрашных северных варваров. Император  ценил его отца и бросал его легионы в самые жаркие схватки.

Адактил – означает беспалый. Так стали называть его, когда он в бою потерял палец на правой руке, но это обстоятельство не помешало Марку Помпеусу сражаться, потому, что он был искусным фехтовальщиком и одинаково хорошо владел обеими руками.

Марк Помпеус был талантливым полководцем. Он прошел путь от центуриона до легата (командира легиона) и на военных советах, первое слово всегда было за ним. Когорты его прославленного легиона первыми вступали в бой, залезали на крепостные стены и врывались во вражеские города. Марк Помпеус изменил конструкцию копья, боевое построение когорт и написал книгу «Стратегия победы».

Единственным недостатком, который мешал ему стать великим полководцем  - был безудержный гнев, который мог возникнуть по любому, самому ничтожному поводу. В такие минуты лицо Марка Помпеуса становилось страшным: губы начинали подёргиваться, красные пятна расползались по лбу и щекам, глаза наливались кровью. Никто не мог предугадать, что случится потом.

Однажды в гневе он убил наложницу, в другой раз покалечил трибуна (адъютанта в римской армии) и наконец, случай ставший скандально известным всему Риму, напал на квестора (казначея) прямо в здании сената. Не раз его снимали с должности легата и отправляли в ссылку в родовое имение, но вновь возвращали в строй. Когда враги Рима поднимали голову, без военного таланта Марка Помпеуса трудно было обойтись.

Император сидел на небольшой веранде своего загородного дома. Он  был чем-то озабочен и задумчиво глядел вдаль. Из великолепного персикового  сада веяло легкой вечерней прохладой. На небольшом мраморном столике лежала цера  (дощечка намазанная воском), рядом палочка для письма искусно покрытая бронзой. Император взял церу в руки и углубился в чтение. Вошел слуга и доложил:

Марк Помпеус командир 2-го легиона прибыл по вашему приказу и ждет у ворот.

 - Пусть войдёт, -ответил император, не отрываясь от чтения.
Через минуту Марк Помпеус уже стоял перед императором.

-Привет тебе, император, рад видеть тебя в полном здравии.

-Как раз сегодня мне его не хватает с самого утра,-улыбнулся император, болит голова и ноют старые раны.

-Но присядь, и выслушай мой приказ.

-Германцы на северных границах империи начали беспокоить нас. У них появился сильный лидер, Гийом Гардерих. Германцы называет его – «Рыжим Лисом». Участились нападения на наши пограничные посты и заставы. Гардерих собирает войско, если можно так назвать толпы диких варваров, и собирается напасть на наши владения.

Угроза реальна и ты должен спасти Рим, как это было уже не раз.

Марк Помпеус уже собирался достойно ответить своему императору, но тот сделал предупредительный знак рукой и продолжал.

-Навстречу варварам выдвинутся три легиона под командованием консула Публия Квинтилия Вара. Твой легион будет одним из них. Что скажешь?

-Защищать Рим от варваров большая честь для меня, но вот Квинтилий Вар может погубить компанию. Я сражался в Африке вместе с ним и хорошо его знаю.

-И что в нём плохого? -Спросил император, глядя прямо в глаза Марка Помпеуса.

-Да, он хороший солдат,-продолжил Марк Помпеус, и его мужество никто не может подвергнуть сомнению, но он порой неправильно оценивает боевую обстановку и может допустить роковую ошибку для всех, кто находится в его подчинении.

-Я думаю, ты просто завидуешь ему,- с улыбкой сказал император, но берегись. Лицо его сразу стало серьёзным и даже суровым. Ты знаешь, как карается невыполнение приказа командира. Я лично прослежу, чтобы наказание не было слишком мягким, если мне доложат, что ты осмелился сделать это.

-Великий император, разреши задать тебе последний вопрос.

-Император одобрительно кивнул головой,
-Говори.

-Что будет с моей семьёй, если я не вернусь из похода.

-Я гарантирую её безбедное существование, а теперь ступай и слушайся Квинтилиуса Вара как меня самого.

Войска Квинтилиуса Вара третий день шли, в поисках место сбора сил германцев. Никто не доверял германским проводникам, захваченными в деревнях, лежащих на пути легионеров. Но других не было.

Вдруг, идущие впереди разведчики подали знак остановится. Из высокой травы, как по волшебству поднялись рослые голубоглазые варвары, одетые в звериные шкуры.

Противостояние длилось недолго. Зазвучали сигнальные рожки, и римские легионы в строгом боевом порядке пошли в атаку. Среди варваров раздался дикий рёв. И вскоре битва уже заполнила всё поле, за которым темно-зелёной полосой угадывался дремучий и колючий северный лес. Жаркой была эта схватка. Кровь лилась рекой, и никто не хотел уступать. Но вот суровый бог войны улыбнулся римлянам и они стали теснить германцев к лесу.

Тем временем, с небольшого холма, окруженный адъютантами и штабными офицерами за битвой наблюдал сам консул Квинтилий Вар.

Nobiscum Deus (Бог с нами) закричал консул, когда увидел, что его легионы побеждают. Труби сигнал «преследовать врага», приказал Квинтилий Вар стоящему за спиной сигнальщику. Через минуту он с удивлением обнаружил, что сигнала о преследовании ещё не было. Ты что, оглох, зарычал консул и обернулся. Он увидел сигнальщика, которого за руку держал воин, испачканный своей и чужой кровью.

-Ты ли это, Марк Помпеус,-воскликнул Квинтилий Вар, когда узнал стоящего перед ним. Зачем ты мешаешь подать сигнал преследования? Как ты оказался здесь и на кого оставил свой легион?

-Не волнуйся консул, я оставил легион на моего заместителя, которому я верю как самому себе.

-Я прискакал сюда предупредить тебя. Не подавай сигнал преследования. Может быть, нас заманивают в ловушку. Вели легионам готовиться к обороне, и вышли вперед разведчиков узнать, не ждёт ли нас в лесу засада. Гардариха не зря прозвали «Рыжий Лис».

-Ты будешь учить меня военному делу? - Закричал Квинтилиус Вар.

-Учи свою жену рожать, о то её научит этому твой сосед, пока ты не вернулся из похода.

Губы Марка Помпеуса стали подёргиваться, лицо покрылось красными пятнами, глаза налились кровью. Он вытащил меч из ножен и яростно набросился на обидчика.

Квинтилий Вар вынужден был защищать свою жизнь. Очень быстро он понял, что ему не устоять и стал звать на помощь адъютантов и штабных офицеров, но все очень хорошо знали боевую силу и неукротимый характер Марка Помпеуса и никто не двинулся с места.

Между тем, сражение между римскими легионами и варварами продолжалось. Легионеры теснили германцев всё дальше и дальше. Сражение перемещалось всё ближе к опушке леса.

Вдруг лес как – будто ожил. Новые толпы варваров вышли из-под тени деревьев и преградили путь римским легионам. Соотношение сил изменилось и все ждали команды к отступлению. Опытные римские центурионы, прошедшие сквозь огонь и воду были спокойны. Не раз они попадали в подобные передряги и знали, что надо делать, но штаб молчал. Превосходящие числом варвары окружали поредевшие римские когорты, которые оказывали им отчаянное сопротивление.

В штабе, в то же самое время поединок между двумя главными командирами компании тоже приближался к концу. Раненный в ногу и левую руку консул ещё оборонялся от мощных и молниеносных атак своего врага, но конец был предрешен. Вскоре всё было кончено.

К Марку Помпеусу медленно возвращалось осознание происходящего. Он оглянулся вокруг. Командный пункт был пуст.

-Куда все подевались? - Подумал он. Когда же взгляд его достиг поля битвы, ужас охватил полководца.

-О Боже! Простонал легат. Поле боя было усеяно труппами. По полю бродили варвары и добивали раненных легионеров. Из толпы варваров выделялся гигант с длинными рыжими волосами. Он подозвал несколько германцев и рукой указал на командирский холмик, где стоял Марк Помпеус. Наверное, это их вождь – «Рыжий Лис», подумал полководец. Но долго думать ему не пришлось.

Внезапно пред ним появился всадник. Это был один из его адъютантов по имени Кассий. Адъютант сидел верхом на лошади и ещё одну лошадь держал под уздцы.

-Марк Помпеус, если не хочешь попасть в плен к варварам, садись на коня, и да помогут нам боги.

Долго они убегали от погони и, наконец, им удалось оторваться и спрятаться в лесу. Уже смеркалось. Беглецы разожгли костёр и сели погреться возле огня. В походной фляге адъютанта было немного вина. Лёгкое тосканское вино помогло снять напряжение тяжелого и кровавого дня. 

-Как я, Римский легат, мог убежать с поля битвы?

- Это ты во всем виноват, Кассий,- с горечью в голосе произнес Марк Помпеус, обращаясь к своему адъютанту.

-Не надо попрекать меня. Я спас тебе жизнь, чтобы ты снова повёл римские легионы в бой и нанес сокрушительное поражение германцам. Да, император не будет в восторге, когда ты явишься перед ним без своего и других легионов, но не ты возглавлял компанию и кроме тебя ему некого будет поставить на эту должность. Подожди, я схожу в лес за хворостом, а то костёр уже почти погас. Казалось, Марк Помпеус совсем не слушал своего собеседника, наконец, он поднял голову с колен и произнёс: «Иди, но не заблудись в этом чёртовом лесу, да берегись варваров.

Адъютант поднялся с земли и отдал честь.

-Не беспокойся командир, я скоро. Да не горюй очень, хотя в этом деле есть и твоя вина,- крикнул он уже издалека.

-В чём моя вина,- зарычал Марк Помпеус, так громко, что эхо трижды повторило его слова. Но он не услышал ответа. Вдруг сильный порыв ветра раздул пламя костра, едкий дым повалил в ту сторону, где сидел легат. Марк Помпеус зажмурился.

Когда он открыл глаза, он увидел, что перед ним сидит незнакомый человек.

-Не бойся,- сказал незнакомец, когда увидел, что полководец схватился за меч.
-Я не варвар.

-Но кто ты и что тебе нужно?

-Я твой гнев. Ты так громко кричал, что я решил объясниться с тобой. В конце концов, мы с тобой старые друзья, не правда ли?

-К черту таких друзей. Не ты ли преследовал меня всю жизнь!

- Не ты ли заставлял меня опускаться во тьму, когда душа просила света?
-Много людей пострадало из-за тебя, моего гнева.

-Да, Квинтилий Вар никудышный полководец, но если бы не ты, может быть я смог бы спасти мой легион или даже два легиона и продолжить сражение в другом месте на моих условиях!

-Нет, ты мой гнев, мой злейший враг, и я убью тебе прямо сейчас, и моя жизнь вновь обретёт смысл и свободу.

Марк Помпеус выхватил меч и бросился в атаку. Но гнев ловко увёртывался от тяжёлых ударов противника. Постепенно полководец и его гнев приблизились к краю обрыва.

Марк Помопеус сделал резкий выпад и пронзил мечем, то что должно было быть телом супостата, на у гнева нет тела. Гнев - это только сильное чувство недовольства, которое возникает, когда потребности или ожидания человека не были удовлетворены. Меч только пронзил воздух а Марк Помпеус не удержался на краю и полетел в пропасть.

На следующий день тело нашли, но оно было так обезображено при падении, что только нехватка пальца на правой руке помогла установить личность покойника.

Когда император узнал о поражении легионов Квентилиуса Вара, он как будто потерял разум, бился головой об стену и повторял: Квентилий Вар, верни мне мои легионы!

Как и полагалось по договору, император обеспечил безбедное существование вдовы Марка Помпеуса и её сына.

Десять лет спустя вдова и её сын завтракали под сенью персиковых деревьев своего чудесного сада.

-Принеси, пожалуйста, из дома ещё немного сладостей.

-С большим удовольствием,- ответил крепкий розовощёкий мальчик и быстро побежал в дом. Через несколько минут он вернулся, поставил сладости на столик и неожиданно спросил:

-Мамочка, а что это за урна, которая стоит в большой розовой гостиной.
- Это прах твоего отца, мой мальчик.

-Ты рассказывала, что мой отец был великим воином.
-Да, это правда.

 -Его убили варвары?
- Нет,- после небольшой паузы ответила мама, его убил Гнев.