Заметки об альманахе Форум 3

Александр Приймак
Александр Приймак. Заметки об альманахе «Форум» №3
http://dlitera.org.ua/opinions/031_priymak.html

 5 марта 2013    Отзывы
 Сразу признаюсь, что в целом «Форум» мне весьма понравился. Давно я не купался в таком потоке Поэзии и прозы!
Конечно, любое творчество субъективно. Как и его оценки. Мои – не исключение.
Тем паче, учитывая неожиданно большой объём Альманаха.
И, если кого-то из уважаемых авторов я не упомяну, то, право, - не стоит расстраиваться. Просто они ближе другому читателю.
Некоторая часть моих комментариев, как и сами авторские тексты, - на украинском языке.

Из того, что вначале слегка «напрягало» меня. Это излишне большое и явное стремление части коллег к афористичности в ущерб новизне.

Наблюдается такое и у открывающей сборник Татьяны Воловой. Но вот строчки «Время нисколько не лечит,/Памятью чувств обжигая», хотя и перекликаются со стихом харьковчанки Ольги Андрус «Время не лечит,/Оно оглушает», привлекают!

А вот «Сиюминутное» Ирины Вирченко утверждает нечто более чем спорное. Мол, «стихи счастливых ничего не стоят»… Как по мне, - так наоборот. Конечно, если это настоящие Стихи, а не сухая Проза. Например, есть «счастливые» стихи и у Пушкина, и у Фета, и у Кольцова, и у Некрасова, да почти у всех классиков.

Талант Владимира Горецкого чётко выявляет «мутную прорубь)!) стакана». Но вот «поднимать бокалы света» - спорный образ. Ведь свет светел, а об алкоголе и сам Автор уже высказался однозначно негативно. Как спорно и другое утверждение: «Среди ничтожеств сам всегда ничтожен». Ну, хотя потому, что известна народная мудрость: «Слабых испытания ломают, сильных – делают сильнее»!

Михаил Жеки наступил на больной и любимый мозоль» «Всё реже хорошие книги читаем»! Правда, настораживают «легкие» отглагольные рифмы.

Всего два стихотворения выявляют «безнадежного» и тем более ценного романтика Алексея Заславского.

А вот афоризмы Татьяны Заславской озаглавлены ею же довольно метко: «Немножко мыслей». - Они излишне дидактичны.

Людмила Иодкова в двух строфах первого же, незатейливого, стихотворения о гостях, даёт им (нам) довольно противоречивые характеристики. «Духа нищанье» - явный негатив. Но «уютно, тепло и просто» - чем плохо?

Зато то, что есть в других стихах, за столом не высидишь: «… нет дороги лучше, чем тихая лыжня»! Или: «И с приходом весны/ Были сны нам тесны…»!

Но вот вдруг, до досадного, – скороговоркой об одном из важнейших вызовов нам – людям: «Проскочить бы нам эпоху /Мирового потепленья»…

Не стоило бы, возможно, называть свои стихи «Следом за Высоцким»: «Я не люблю (?!) крутые волн приливы». Вряд ли Владимир Семёнович согласился бы таким посылом. Да и форма стихов мало похожа на оригинал.

У Александра Коржа за настораживающе велеречивыми определениями вдруг, - прямо от души: «Я понимаю, что ушла./ И зверь за дальней сопкой воет»! Понравилась и «Гроза» - и смыслом, и формой. Порадовало и то, что «встык» - на украинском – «Мандри».

Тонко понял и высветил «Женскую месть» Николай Москалец. Хотя в иных стихах многовато дидактики. Например, в строчках «Тёплых одежд»: «Зиме три месяца блистать,/Чтоб в декабре опять восстать» - и простоватые рифмы, да и смысл, как минимум, двойственный…

Спорно и утверждение Виктора Невского о том, что «К сатире склонен русский дух…/К чужому горю слеп и глух(?)». Хотя и знания, и умение Автора – налицо.

Уже привычно по-доброму удивляет Людмила Некрасовская. Ритм, выбранный ею для «Собора святого Вита» весьма удачно способствует одухотворённости стихов. Мудрые и точные наблюдения в таких строках: «Ведь женщина, рождающая сына,/ Уверена всегда, что мальчик Бог»(!). И завершает подборку маленький шедевр формы и смысла – игры с гласными: «Я запуталась в гласных: прощанье,/ а может - прощенье?»

Единственное место, которое меня, старого и преданного поклонника её творчества, насторожило. Это уже ставшее банальным – «… мне до боли жаль тех, кто ещё не видел…» («Рим»). Хотя, конечно, - и Пушкин публиковал не одни только шедевры…

На жаль, деяка зневага відчувається у рядках Миколи Пшенишняка: «Скажіть:/Ви в бур*янах байдужості зросли/Чи не переступили ще її порогу?..» - Іншого не дано? Хіба?

Явно неординарный Автор – Владимир Скуратовский. При наличии неоправданных сбоев ритма в некоторых стихах, - имеются и совершенно гениальные «вещи» - «Привет, мой старый двор!». Очень талантливы, хотя и в ином ключе – «Осенний сонет» и «Ночь ледяную стужу сберегла».

И тут же, вслед, с удовольствием отмечаю: глубоко прочувствованы и также талантливы стихи Татьяны Смирновой!

За ними завжди актуальне одкровення Наталії Федько: «Мене колись уб'ють мої знання…»!

А ось у Олени Швець-Васіної, є, як на мене, аж надто сміливий рядок: «Час зведення хатинок, чи замкІв». Тут наголос на останньому складові. Хоча логічніш, здавалося б, поставити його на першому. А якщо дійсно малися на увазі не зАмки, а замкИ, то хіба ж їх «зводять»?

Спорно и утверждение русского стихотворения «Дебют». Почему это на «е2» - «надёжнее»? Да ещё в дебюте?! Это же равносильно смерти. Ничего себе – «надёжнее» - ?!..

Весьма интересны прозаики Альманаха.

Очень понравилось эссе Владимира Аверьянова. Оно о проблемах творчества вообще, и на компьютере, в частности. О мнимой безнаказанности авторов. И, конечно же, - …о женщинах и… хризантемах. И даже – о котах-ниндзя. Автор привлекает глубиной и бескомпромиссностью самооценок, житейской мудростью и общей культурой, которую, как известно, «не спрячешь». В чём-то он напомнил мне Сомерсета Моэма…

Хорошее знание предмета и крепкий слог отличает прозу Юрия Гашинова. Замечательный пример иным коллегам…

Явный признак мастерства – зрелый диалог демонстрируют Валентин и Юлия Гнатюк. Похвально и отрадно их обращение к реальным истокам пра-Украины…

Романтизовваний нарис про Крим – у Зінаіди Кравченко-Дубовської – ще й українською!

Волнующий дуэт легендарного отца Галины Кругляк им её самой, - подготовившей публикацию «Операции «Кросс», которую курировал и задумал Иван Карпович Кругляк. – Хотелось бы продолжения…

В общем, неплохо выстроены неоромантические миниатюры Александра Кутняка. Но встречаются и неоднозначные выражения. Так, Лирический Герой (ЛГ) «упал на колени… обнял за плечи… гладил по спине». Напрашивается одно из двух предположений. Возможно(?) у ЛГ нечеловечески длинные руки? А если – обычные, то ЛГ фактически бы задушил Героиню!.. Не избежал Автор и уже весьма ходульного образа ангелов-женщин с крылышками «за спиной» (хотя где бы им ещё и быть?!).

Миниатюра «Лёнька-вождь» скорее напоминает статью, в которой неладно выпирает чужеродное здесь словцо «мандрируя». Интересно, но странно сравнение памяти с отражением «в(?) весле»(?). равно как и то, что «трава и цветы … зиждились (?!)». И уж точно спорно, что «каждому (?) в радость брести мелководьем по камню… подобно брусчатке(!?!)». Или ещё: «Гребцы попрыгали (?!) на свои места» - выбивается из общего стиля. Ну а уж то, что «в … пространстве всё…устаканилось» - неуместный «Моветон».

Однако, в общем – не только «имеющий хоть каплю воображения» (а у Автора его – Океан!), но и явно склонный к широким философским обобщениям, А. Кутняк не случайно смог увидеть в небе крыло!

Откровенно-таки потрясающий еврейский юмор дарит читателю Юрий Полисский! Искромётны миниатюры Веры Трифоновой!

Более чем просто похвально то внимание, которое уделено в Альманахе ушедшим друзьям…

Так, гарні слова знайшли колежанки Еліна Заржицька і Олена Швець-Васіна на згадку про Ольгу Афанасьєву.

Замечательное вступление Юрия Гашинова, посвященное памяти легендарного Владимира Гаухмана. «Какие прекрасные лица у нами спасенных больных!», «Не надо быть похожими…», «Чем ближе доходишь дол сути,/ Тем большая чуткость нужна», «Встретился шут или гений с изломом брови и крыла» и автобиографичное – «Я себе не принадлежу» - очень тонкие стихи. Перечитывая В.Гаухмана, подумалось, что ирония не только «оружие незлых». Может быть, ирония – язык Богов?!..

Спасибо Михаилу Жеки – что обратил наше внимание на рано ушедшего Евгения Романова. Но, увы, ни сколько-нибудь подробного показа его творчества, ни причин трагедии автор не приводит! Зато – большое стихотворение самого М. Жеки, посвящённое Е. Романову. Но который вряд ли употреблял столько бранных слов подряд: «Старый тополь – гад», «береза с тополем – скоты», «ветер, сволочь», «Да и люди не лучше»(?!)

Несколько общих соображений.

Удачно выбранный объём «Форума» позволяет полнее выявить наличие таланта у его авторов. И, что особо отрадно, такой же формат сохранён и для ушедших друзей.

В отличие от многих изданий, Альманах не погнался за дутой славой раскрученных иностранных, иногородних авторов. Но смог отрадно выделиться своими, гораздо более способными писателями!

Вероятно, есть и у Вас недочеты, и даже недостатки. Но уверен, что Вы их знаете лучше меня. Единственно, что, возможно, было бы нелишне: выделить «гостям» отдельный раздел.

В порядке обсуждения вариантов менеджмента. Может быть, следовало бы пойти на печатание с продолжением. Особенно – остросюжетных «вещей». Это сделало бы внимание к Альманаху ещё неослабнее. И не только самоокупаемым, но и прибыльным!

Новых успехов, друзья и коллеги!
Ваш почитатель
Александр Приймак
(Харьков).