Произведение Андрея Кончаловского, фильм - "Белые Ночи почтальона Алексея Тряпицына", удостоено Серебряного Льва на Венецианском кинофестивале....
Реклама, с фрагментами фильма и музыкой Эдуарда Артемьева, создавала какой то мистический настрой и ожидания чего-то "запредельного" и настоящего,
желание увидеть, прочувствовать эту "тайну" оставалось на протяжении всего фильма..
Но.. Всё заканчивается и остаётся разочарование ...
Архангельский край, заповедный, сказочный,
здесь не было крепостного права и отсюда пошли сказания Былинные,
С.Г.Писахов и Б.В.Шергин расчудесно передали местный говор, богатый и красочный,
художники писали картины, удивительные, дивные ..
Речь местных жителей распевна, с шутками, да прибаутками,
пословицы живут естественно и органично в разговоре.
Бытовые рукотворные произведения домашнего обихода украшают музеи :
берестяная утварь, Северо-Двинские, Мезенские прялки, Каргопольская игрушка, кузнечное дело, литейное.
Северное письмо икон, роспись Храмов - "Небеса", самобытны, неповторимы ..
Край богатейший, культурный слой на поверхности...
Природа удивительна и прекрасна..
Ещё сохранившееся Деревянное Зодчество дополняет её.
Андрей Кончаловский художник-мастер и большой профессионал,
природа, люди - материал, которыми он живопишет...
Так и фильм создавался : широкими мазками , быстрыми штрихами .
При просмотре, почему то, вспомнилась картина " Крик", художника - экспрессиониста, Эдварда Мунка, где кратко, "гротесково" выявлен ужас и гибель, неизбежность происходящего,
Совпадение такого творческого настроя в фильме присутствует.
Божественная природа, почти сказочная, былинная.... и человек, никчемный, не созидающий, потерянный,
хуже муравья, ползущего вверх по травинке, за которым наблюдает "Лёха".
А Он, с глазами - небесами, всё, как бы видит, всё уразумеет, да поделать ничего не может, только помогает "всем и вся", как только может.
Метафора - образы, как зацепки, для "расколдовывания" сюжета фильма:
Лёха - Алёша Попович из Трёх Богатырей,
Тряпицын, по пословице :"Не будь тряпкой....",
Это, конечно, домыслы....
Однако...
И повторы и однообразие, с постоянно работающей первой программой с запредельным Миром Моды.
Воспоминания о былом, разрушенном, ставшим печалью,
убогий быт, не созвучный с его былым, настоящим....
И глаз, невольно, отдыхает на "домотканных" половиках, почти музейных....
Всё это наводит на разные размышления, разрушение делается очевидным....
В этом, вероятно, и значительность фильма,
по штрихам определять настоящую живую действительность.
Кадры с "обездоленностью женской" сразу сменяются воинственными мужиками и сшибающим всё и вся вертолётом..
Им, мужикам, как-будто и не до женщин!
Человек, с его проблемами, подобен муравью, его не слышат и не замечают
И не Он главный в этом Мире, а
"система - махина", мощная, сильная и ...равнодушная.
Музыка Эдуарда Артемьева, создающая тот самый настрой, почти метафизический, благодаря чему и смотришь фильм, в ожидании чего то ещё недосказанного, не показанного...... Она гениальна!
И остаются в памяти сказочные водяные заросли, волшебно притягивающие к себе, сквозь которые двигается Ладья.
Это Она, вместе с героями , и делается главной в поисках ожидания чуда :
Волшебной Кикиморы , Лешего,
это они живут в генетической памяти поморов и верящих в их Силу.
Конец.....
Герои повернулись спиной к Миру, не принимающего их.
Они не слышат и не видят фантастический взлёт Космической ракеты,
для них недоступный Мир стал обыденным,
он чужой, нереальный.
"Крик" - Норвежский Художник Эдвард Мунк \1863-1944г.\
Картина хранится в Национальной Галерее столицы, Осло.
Признана самым выразительным полотном ЭКСПРЕССИОНИЗМА.
Существует четыре варианта.