Динамщица из кнукима

Вячеслав Еремкин
«ДИНАМЩИЦА»  из КНУКиМа
Новелла

    В начале 2000-х была какая-то черная полоса в жизни. На Телефильме перестали делать передачи. И платить перестали. Халтуру найти становилось все трудней – слишком много студий развелось. И с эфиром начались проблемы. И тут в разгар безработицы – звонок от старого приятеля, с которым я был знаком еще со студии Довженка.
   - Чем ты , - спрашивает, - занимаешься? Что-то снимаешь, или дурью маешься?
   - Скорее, это – второе. А что?
   - А не хочешь подработать на ниве просвещения? Только это временно, на год. Кафедра операторов ищет преподавателя – компьютерные технологии читать.
   - А я –то к ним каким боком?
   - Ну, ты же монтируешь свои передачи.
   - Это разные вещи: самому монтировать или лекции студентам читать. Там же теория.
   - Да ты не заморачивайся насчет этого. Никто с тебя теорию не будет спрашивать. Им и практик сгодится.
    И я согласился. Нескольким группам читать монтажные программы. А потом мне еще навесили Фотошоп читать фотографам. Все это потянуло на полставки. А чтобы было более-менее прилично по зарплате, навесили на меня еще и лабораторию. Заведовать якобы. Я не знал, что это такое, и поэтому согласился. А зря. Оказалось, если операторам надо было читать 2 раза в неделю по паре часов, а фотографам – всего раз в неделю, то присутствовать в лаборатории, где что ни день – какой нибудь курс дикторов или режиссеров обязательно что-то снимал, надо было ежедневно и 6 дней в неделю. Где тут уже заказчика искать. Но приятель, который меня сосватал, успокаивал:
   - У тебя знаешь, сколько будет халтур от студентов – денег не будешь считать.
   Ничего, подумал я, где наша не пропадала. Попробую еще пожить на преподавательских хлебах. Вон сколько моих коллег по Телефильму вообще сидят без куска хлеба.
   В мои обязанности, как заведующего лабораторией, входило помогать дикторам и ведущим в ваянии их курсовых и дипломных работ. Они приходили ко мне по очереди, давали свою учебную кассету, и зачитывали перед камерой заранее отрепетированный текст. Потом с этим текстом и другими видеоматериалами они шли в другую лабораторию к монтажникам, и там уже заканчивали свою работу – сюжет или очерк для представления кафедре. Заочники, те, вообще, должны были привозить курсовую уже в готовом виде. Но, поскольку они все без исключения - лентяи и разгельдяи, то частенько приезжали с незаконченными работами: без наложенной музыки, без дикторского текста или с грубыми ошибками монтажа. Тогда они трясли кошельком перед операторами или монтажниками в надежде соблазнить их и спасти их работу за свои копейки. Я, иногда, таким образом, подрабатывал по два преподавательских оклада за сессию.

   Однажды подходит ко мне от методистки заочников одна молодая дама и очень просит в свободное время отснять ей материал для курсовой работы. Положение у нее было «аховое»: не сданные зачеты, не допуск к экзаменам, и не сделанный курсовой. Ясен пень, ее бы по результатам этой сессии отчислили   за такие «успехи». Обещала она  мне за съемку 300 гривней – сумму, по тем временам, не маленькую. Туфли, помню, тогда стоили 50-60 гривней. А это в пять раз больше! Есть за что уцепиться. Кроме того, думал я,  работы там не очень много: один день на выезде и одна съемка в павильоне. Я так понял, что про монтаж она уже с кем-то договорилась.
   Работала эта дамочка в драм театре гримершей. И поэтому, может, решила   сделать сюжет на материале, который знала не понаслышке. Сценария она, конечно же, не писала. (Как же, все у меня и так в голове!). Рассчитывала, что для отчета она по монтажным планам что-то напишет…   Ну, мое дело маленькое: говори, что снимать, я снимаю. Взял я на день камеру из павильона и поехал с ней после обеда в театр.
   Ну, я думал,  как приедем, за пару часов от снимем, и я еще камеру успею в институт завести. Где там были мои расчеты! Она потащила меня  по всем гримеркам, по всем коридорам и во все закулисы. Везде ей нужно было заснять сногсшибательный кадр, везде она на фоне, и везде один и тот-же «стендап» - это когда она крупным планом перед камерой и что-то вещает ужасно мудрое. Причем, текст она придумывала на ходу, часто сбивалась, и приходилось снимать сначала. А съемки за кулисами – это вообще мрак. В прямом смысле этого слова. Там же принципиально ни одной лампочки нигде нет. Люди ходят на ощупь, спотыкаются. Хорошо, хоть я догадался взять один фонарь - киловаттник «Свет 1000» . Он меня только и выручал. Если бы не он, мы бы вообще ничего за кулисами не сняли. А в конце к нам еще и стал приставать завхоз с вопросом: «А вы согласовали съемки с директором? Ваш прожектор выбьет у нас все пробки! Не жгите так свет – погорит проводка». 
   В разгар съемки к моей «заказчице» присоединилась подруга. Тоже, видимо, из театральной братии, - вроде бы, костюмерша. И начала совать нос в процесс, как заправский режиссер: ставила мизансцену, смотрела, как выглядит кадр со стороны камеры. Когда надо было перемещаться на другой план, придумывала еще один, совсем уж немыслимый кадр. И требовала, неприменно, три дубля. Я уже не выдержал и говорю:
   - Вы монтажнику запишите свои данные,  Пусть поставит Вас в титры, как режиссера-постановщика.
    Она даже не почувствовала иронии. Обещала записать. Может, она у нас в КНУКиМе училась, на режиссуре? И для нее это была своеобразная практика… Это бы многое объясняло. Я же не стал особо допытываться. Я хотел побыстрей отснять. А эта самозваная «режиссерша»  меня доставала. Когда «заказчица» говорила:   « Ну, зачем это?», подруга шипела на неё: «Ты подумай, дурочка, когда еще тебя ТАК будут снимать. Надо брать по полной. Мы еще и фотографии из удачных кадров понаделаем». Видимо, она хотела выжать из съемки все. И даже фотографии процесса.. Слава богу, в дальнейшем эта тема не возникала.

    До ночи засняли все, что она только успела напридумать.   Еще полдня она сидела в павильоне за столом и никак не могла прочитать единственную подводку к сюжету. Наконец, и это осилила.
   - А когда вы смонтируете? – спрашивает она меня с невинным таким видом.
Я остолбенел.
   - Я, вообще-то, монтировать тебе не собирался. – сказал я. – Мы, насколько я помню, договаривались только за съемку.
   - Ой, а я думала, что мы договорились за все…  Вы меня так подводите…
   - Я могу тебе и смонтировать, - сказал я. - Но это - уже совсем другая работа.
   - Я же вам прилично плачу и так…
   Тут я окончательно охренел. Она думает, что она меня купила с патрохами.
   - Давай считать, - сказал я . – Полдня съемок это 50 баксов, как минимум. Это тебе скажет любой оператор. Вот уже 250 гривней. А еще сьемка в студии.
   - Я думала, это бесплатно.
   - Было бы, если бы ты училась на стационаре. А заочники арендуют студию на общих основаниях. И платят за нее деньги в кассу. Хочешь в кассу?
   - Но, сколько там   насчитают? У меня   денег нет.
   - Я даже  не знаю сколько, - сказал я. – Но, если хочешь, позвоним в бухгалтерию и узнаем.
   Она, конечно, не захотела. Вместо этого начала плакать, что живет с бабушкой, мама на заработках, папа их бросил. И так натурально она говорила, что мне ее стало жалко.
   - Ладно, приноси завтра материал. У меня между 2 и 4 парами окно. Что-то тебе смонтируем.

   Но это еще не все.
    Соглашаясь монтировать, я думал, что она сядет со  мной рядом, откроет свой сценарий (которого у нее, как оказалось, нет), и мы будем по сценарию подбирать  видео под ее дикторский текст. Между 2 и 4 парами приходит эта красавица (конечно же, ближе к четвертой паре, а не сразу после второй), и с невинным видом заявляет:
  - А вы еще ничего не сделали? А я думала, приду уже посмотреть готовую работу…
   - Но ты же мне не оставила ни сценария, ни монтажного плана.
   - Ой, а у меня его нет. Я еще записку не оформляла…
   - И как я мог что-нибудь сделать: с чего начинать, под какие слова подбирать зрительный ряд?
   - Я сейчас вам все набросаю.
   Она садится и начинает мне диктовать:
  - Значит так. Пишите. Сначала показываем сам театр. Потом фойе с гардиробом. Потом гримерки. И меня, как я иду по коридору.  Потом мой «стендап», потом интервью с актером ( помните, мы его снимали), а потом кусочек спектакля и мой заключительный «стендап» в гримерке. 
   Я все записал, взял материал домой, и дома за пару часов порезал его и смонтировал. Как получилось, конечно.
   На следующий день она уже ждала меня у павильона.
   - Ой, у меня через пять минут предпросмотр. Вы уже смонтировали?
   Я завел ее в  лабораторию, показал на компьютере, что  получилось.    Она   смотрела,  стоя за мной и упершись бедром в мое плечо. Я не отодвинулся. Она наклонилась и тихо говорит:
   - Вы такой симпатичный мужчина. Даже не знаю, как буду с вами рассчитываться…
   - У тебя есть варианты?
   - Варианты всегда есть. Если двери вашей лаборатории закрываются.
Я скосился. Смотрю, она не улыбается. Значит, всерьез предлагает. Меня что-то остановило. Хотя соблазн, каюсь, был большой. Больно фигуристая дамочка была. Но побоялся. Я тогда еще дорожил даже такой работой. Знал, что слухи в академической среде разбегаются, быстрее, чем круги по воде.
   - Нет, говорю, - у меня сейчас плотный график.
   - Неужели не найдется пяти минут?
   - Спасибо за честь. Но лучше деньгами.
Она достала деньги, и с большим сожалением рассчиталась…

    Но это еще не все.
   Где-то через день она находит меня в аудитории после лекции и говорит:
   - Вы меня так подвели… Вы не представляете, как вы меня подвели. Я думала, что вы профессионал, а вы…  Мне на просмотре поставили «двойку». И сказали все переделать. Теперь я вынуждена идти к монтажникам и снова платить деньги.
   Ну, думаю, может, действительно, я что-то "нахомутал" в этом 3-х минутном сюжете. В спешке же делал.
   - Преподаватель сказал, что именно его не устраивает?
   - Нет, он сказал, что все переделать. Я не знаю, что делать. Ну, как мне подойти к монтажникам. У меня уже нет ни копейки. Что им пообещать, чтобы они переделали? Придется идти в деканат и все объяснять.
    Это меня испугало не на шутку. Не хватало мне еще неприятностей с деканатом. Пришьют еще «использование служебного положения в корысных целях». Попробуй, отмойся потом. Этого мне  не хватало...
   - Знаешь что, дорогая. На вот твои денежки и рассчитайся с монтажниками. А ко мне дорогу забудь.
   Она схватила деньги и выскочила за дверь. Там ее ждала подруга.
   - Ну, как? – услышал я их разговор за неплотно закрытой дверью.
   - Ты не поверишь, все до копейки. Как только я упомянула деканат…
   - Вот видишь, я не зря говорила. Теперь рассчитаемся с ребятами. Пусть поменяют пару планов для проформы. И останется еще на сапоги к Новому году…
   Дальше я не слышал, потому что они уже далеко отошли по коридору. Начали заходить другие студенты со следующей группы. Я сидел остолбеневший. Что делать: догнать их и пристыдить? Выяснить, были ли вообще какие-то претензии, или они меня просто разыграли?  И что ты скажешь. Старый ты болван. Было так противно, что парализовало волю и способность критично мыслить. Я понял, что это был заранее спланированный развод молодых аферисток.

   Но это еще не все.
Когда я получил от нее деньги, обрадованный я побежал к той методистке, которая ее ко мне посылала. Ну, и в пылу любезности прямо спросил, какая часть гонорара ее устроит в качестве отката. Чтобы не прерывалось сотрудничество. Она тут же перешла на шепот:
   - Что вы, что вы… Это просто любезность. Жалко студентов, они же не знают, к кому обратиться…
   Я тут тоже проявил великодушие и в знак благодарности спросил, какое кофе она пьет. Или предпочитает коньяк? Она засмущалась еще больше и говорит:
   - Я давно мечтаю иметь для кофе фарфоровую коллекционную чащечку.
   - Намек понял, не дурак. Завтра у вас есть пары?
    И я купил ей эту чашечку, самую дорогую. И подарил. Уже за деньги из семейного бюджета.   Вот, ведь, как пришлось.  Не зря говорят: «Бедному жениться – ночь коротка».
Хотел легко подработать, а влетел в убытки.

   И это еще не все…   
   Я с этой барышней – заочницей еще раз пересекся. Как-то захожу в лабораторию, а там мой помощник  монтирует ей дипломную работу. И старается – аж гай шумит. Я у него спрашиваю:
   - Ты эту дамочку хорошо знаешь?
   Он смеется:
   - С некоторых пор…  И то, местами…
   - Имей в виду: она – "динамщица". Если она тебе что-то пообещала, это не факт, что заплатит. А если и заплатит, то потом отберет обратно. Скажет, не качественно смонтировано.Вот увидишь...
   - Со мной этот номер не пройдет, сказал ушлый помощник. – Я у нее взял это... предоплатой.
   - Так отберет же твою предоплату. Под угрозой деканата.
   - Не отберет, потому что взято натурой. И до сдачи диплома будет взято еще.
   - И ей понравилось? Ну, рассчитываться...
   - Еще бы… Аж стонала.
   - Значит,  дурак ты, и уши у тебя холодны. Она тебя уже поимела и поимеет еще… В прямом и переносном смысле. А ты, небось, подумал, что это ты её?
   Он подумал и сказал:
   - А и правда… Лучше было бы деньгами.

   Все, да не все.
   Хотелось бы так рассказ и оставить. Есть положительный (относительно), но недалекий  автор, есть не совсем положительная, но хитрая "динамщица", которая кидает мужиков направо и налево. Но, к сожалению, белым и пушистым в этой истории я себя представить не могу. Вернее, могу, но что-то мешает. И это правда. Я не удержался и мелко отомстил "динамщице". Когда помощник набирал для ее работы титры, он ошибся  и пропустил одну букву «в эпизодах». И получилось почти неприличное слово. Эти титры редко кто внимательно читает. Я прочитал. И смолчал. Пусть и она, хоть немного, перед госкомиссией покраснеет.