Как не бывает

Юлия Олейник
На взгляд обывателя (а все, кто смотрит телевизор, не имея отношения к производству программ, априори зачисляются мной в обыватели, и обижаться тут глупо), монтаж сюжета происходит так: приходит корреспондент к монтажёру, приносит тщательно расписанный текст, отсмотренные до рези в глазах исходники*, и начинают они священнодействовать, совещаться, выбирать планы, спорить о красоте картинки... и в итоге мир получает СЮЖЕТ! Сюжет, где все планы на своих местах, где кадры сменяют друг друга в полном соответствии с принципами драматургии и монтажа, где царит вечная любовь и единороги счастливо носятся по изумрудным лужайкам.
Так не бывает.
И сразу в лоб: смонтировать можно что угодно и в какие угодно сжатые сроки.
Делается это так (практически любой новостной сюжет).
Режиссёр по громкой связи бурчит, что у меня будет... ну, предположим, материал об открытии какой-нибудь развязки. И делает этот материал корреспондент N.
За час до эфира N. пытается расшифровать синхроны. Текста сюжета нет. Я закачиваю исходники, понимаю, что это пулы**, и что одни в 4*3, другие в 16*9. Кое-где нет звука. Кое-где нет баланса белого.
За сорок пять минут до эфира N. набрасывает синхроны***. Таймкоды**** не совпадают. Ищу сама, добавляя в ноосферу новые матерные выражения.
За полчаса до эфира N. создаёт текст. Несёт к шеф-редактору на приём. Я судорожно собираю видео и синхроны, причём видео вслепую по автохронометражу*****. N. забегает и кричит, что его почти приняли.
За двадцать минут до эфира у N. всё-таки приняли текст, выкинув половину и добавив половину, нигде не учтённую. Соответственно, все мои  предмонтажи идут лесом.
За пятнадцать минут до эфира N. записывает звук, причём постоянно ошибается в спешке и перечитывает. С брызгами яда собираем по звуку, выясняется, что перебор двадцать секунд. Пока N. судорожно соображает, что бы сократить, я закидываю звук уже пофиг какой картинкой, лишь бы не было чёрных полей и микропланов******.
За десять минут до эфира N. безжалостно сокращает половину синхронов. Теперь недобор, да и хрен бы с ним.
За пять минут до эфира сюжет смонтирован. Отсматривать некогда, кидаем в оцифровку. N. подсознательно ждёт вызова к главному редактору, я - к главному режиссёру.
Сюжет прошёл в эфир. Все пошли курить.


Сноски и пояснения.
*исходник — материал, отснятый оператором или присланный информагентством. Из него и монтируют сюжет
**пул — видеоматериал (преимущественно официального характера), снятый одним телеканалом и "розданный" остальным. Так же это названия "объединения" журналистов, специализирующихся на перемещениях вместе с политиками ("кремлёвский пул")
***синхрон — говорящий человек в кадре, интервью.
****таймкод — временной отсчёт ("мотор" - 00.00.00.00. "снято" - 01.32.45.21 значит съёмка шла час тридцать две минуты сорок пять секунд и двадцать один кадр.)
*****автохронометраж — вычисленная специальной программой длительность текста
******микроплан — брак по видео, нечаянный захват небольшой части соседнего плана длиной от кадра до двадцати четырёх обычно. Смотрится очень грязно в эфире.