на Троицу

Маргарита Школьниксон-Смишко
На Троицу к Розе приехала Матильда и привезла опять цветы. 31. мая Роза пишет Марте Розенбаум:

«...Матильда привезла мне кучу цветов, и я сегодня старательно их посадила. Целые клумбы незабуток и анютиных глазок, которые я вечером поливаю.»

Но Розина болезнь, в которой она призналась и Соне Либкнехт*, не прошла, поэтому ей осталось только просить у её посетительниц прощения:

«                1.07. 1917
                Пятница утром
Моя милая Матильда!
Вы же на меня не сердитесь?! Вы же понимаете, что я каждую минуту счастлива, которую мы можем вместе провести, но... Моё «но» вы должны уже знать и принимать в расчёт, не правда ли? Ваши Марешель-розы заполнили вчера своим сладким запахом всю комнату , я лежала до 10 часов на диване и мечтала, потом, не зажигая свет, легла спать. Сейчас лучшие дни года, когда сумерки не кончаются, и птицы вечером не могут успокоиться; ещё пол-десятого ( что значит по-птичьи пол-девятого) пищал один неспокойный. Сирень светло мерцала из сумерек, и воздух был таким неподвижным, что казалось, всё застыло в напряжённом ожидании чего-то. Мне не хотелось отходить от раскрытого окна, я бы всю ночь у него простояла, чтобы ненасытно пить эту свежесть. Доброе утро, моя милая Матильда, хорошей вам поездки, и продолжайте меня любить, не смотря ни на что. Ваша Р.»

* 23 мая Роза писала Соне Либкнехт: «Моё внутреннее равновесие и хорошее настроение, к сожалению, могут при малейшей тени, на меня падающей, пошатнуться, и тогда я начинаю неописуемо страдать, только у меня такоя привычка, что я тогда умолкаю. Дословно, Сонечка, я тогда не могу слова вымолвить. Например, в эти последние дни, у меня было такое чудесное настроение, я радовалась солнцу, и вот в понедельник меня пронзил ледяной штурм — я не знаю «зачем» и «почему» - вдруг моё солнечное настроение превратилось в мрачное стенание...Через пару дней меня посетит Матильда, надеюсь, смогу к этому времени прийти в себя.» Но ей, как видно, этих дней не хватило. А ведь нужно было поговорить и о делах, например, о новых процессах, которые на неё завели, и о приближающемся дне рождения Клары Цеткин.

5 июля Кларе Цеткин должно было исполниться 60 лет. Роза могла только советами принять участие в подготовке этой круглой даты. Ещё 29.05. она советует в письме Луизе Каутской подарить Кларе книгу по греческой философии, Марте она позже предложит тоже подарить Кларе второй том Голсуорси, а сама сначала хотела подарить книгу Родена « Искусство Разговоры мастера, собранные Паулем Гзеллем». Достать книгу она попросит Соню Либкнехт, но потом вспомнит, что ведь с Францией идёт война, поэтому исполнить просьбу покупки такого автора будет трудно. Эту книгу ей одолжила Соня, но подарить её Кларе, значило бы лишиться этой книги, поэтому Роза просит Соню купить что-нибудь на её вкус, например, Мадонну Дюрера.
Воистину, друзья Розы снабжают её замечательными книгами и цветами, всем, что она попросит, но Роза страдает и не понимает почему. Может быть потому что идёт война?
Потому что она вынуждена «сидеть сложа руки», когда в России революция? Будет предпринята попыткадля её освобождения, воспользоваться Розиными метриками, ведь она родилась в той части Польши, которая относилась к России. Но власти её не выпустят, а наоборот, ещё поглубже запрячут.