1. Личность
По мнению публициста и философа Василия Розанова цель жизни – в жизни, а не в её цели: надо радоваться жизни в настоящее время, а не перестраивать её ради будущей радости. Думается, что это лишь часть истины. Вся истина полнее: надо радоваться и одновременно совершенствовать жизнь.
Розанов светится тусклым фонарём во мраке жизни.
Жизнь для Розанова – червивый плод!
Розанов – философ обыденности.
Розанов не выметает мусор из русского дома, а скорее захламляет его религиозной ветошью.
Розанов полощет совесть в луже российской действительности.
2. Демонизм
Розанов – мальчишка, играющий в прятки с чёртом.
В душе Розанова ёрничает бес, заигрывающий со святостью!
Розанов – философский «ужастик», пугающий ангелов хвостатым чёртом!
Находясь в обществе неприятных людей, Розанов наперекор всему и всем бравирует сатанизмом.
Когда Розанов «юродствует» на людях, в его глазах танцуют чёртики, приглашающие в свой хоровод ангелов.
Розанов отравляет общественную атмосферу «святой» пошлостью, дьявольским «простодушием»: этим он пытается обратить внимание публики на свою неординарную особу.
Одиозный Розанов по-распутински соединяет воедино православие и сексуальность.
Розанов растаптывает писательскую репутацию философской беспринципностью.
3. Литература
Розанов любит себя и свои мысли через наигранное самоуничижение.
По выразительной силе литературного языка Розанов вполне сопоставим с Герценом, хотя в идеологическом отношении они – антиподы.
Розанову доставляет удовольствие ковыряться в собственной душе. В этом он подражает Льву Толстому!
В книгах Розанова Толстовское самоедство доводится до крайних пределов: он с мазохистским наслаждением вырывает из себя «святую греховность».
Розанов – колючий ёж, которого нельзя взять на руки и приласкать, как это делает Толстой с Николаем Лесковым!
Розанов – дерзкий Ницше в религиозной и семейно-бытовой сфере.
Писатель Розанов и художник Врубель – падшие ангелы в русском искусстве.
Розанов – «опавший лист» русской словесности.
Розанов – пронзительно кричащий галчонок на краю гнезда русской литературы.
Розанов публицистической лужей разливается у подножья русского литературного Олимпа.
4. Семья
По собственному признанию Розанова, его душа – «путаница». Надо уточнить: в публицистике, а не в личной жизни.
Для Розанова всеобщее счастье – скорее ад, чем рай, семейное – скорее рай, чем ад.
Во главу угла взглядов на жизнь Розанов ставит семейное благополучие и личное счастье.
Розанов отделяет друг от друга такие понятия, как личное счастье и духовная радость: счастье может улетучиться, духовная радость – не исчезнет!
Розанов – ангел в семье и сатана на улице: защищает домашний очаг и оплёвывает общество!
Двоежёнец Розанов попеременно ходит под ручку с ангелом и дьяволом.
Розанов любит, разрушая любовь, и ненавидит, разрушая ненависть: философ мечется между любовью и ненавистью к людям, к православию, к России!