М. Ю. Лермонтов. Тема поэта и поэзии

Личности талантливые, незаурядные всегда размышляют о своём предназначении и ищут тот путь, который позволит им наилучшим образом приложить свои силы и талант на пользу обществу, стране, чтобы послужить истине, добру и справедливости.

Для молодого поэта примером послужил гениальный Пушкин, доказавший своей жизнью и творчеством, что он не относится к людям, которые «к добру и злу постыдно равнодушны». «Свободный, смелый дар» Александра Сергеевича был направлен на служение обществу, стал достоянием Отечества. Можно сказать, что программу творчества, близкую той, какая была у Пушкина, создаёт для себя и Лермонтов.

М.Ю.Лермонтов – один из тех поэтов, кого мы относим к «взыскательным художникам», поэтому он имел право упрекать в бездеятельности не только «толпу», но и представителей поэтического цеха. В стихотворении «Поэт» он указывает на проблему, связанную с зависимостью «собратьев по перу» от денег и власти, когда творец утрачивает свободу и «своё назначенье», как кинжал, служивший некогда в качестве оружия и ставший впоследствии «игрушкой золотой», украшением на стене в доме хозяина. Очень важно, считает Лермонтов, чтобы поэт не променял на золото силу таланта, имеющего власть над сердцами и умами современников, чтобы «мерный звук... могучих слов воспламенял бойца для битвы».

Огромное значение придаёт Лермонтов влиянию поэтического слова на человека, сравнивая стихи с «чашей для пиров» или «фимиамом в часы молитвы». Если произведение творца несёт в себе «отзыв мыслей благородных», витает над толпой, «как божий дух», то оно играет роль «вечевого колокола», то есть тревожит сердца, заставляет людей мыслить, принимать решения, действовать. И главное – поэтические произведения должны нести в себе истинные ценности, чтобы не стать обманными блёстками, которыми некоторые поэты заменяют «простой и гордый... язык». Вспоминая пословицу о том, что «не бывает пророков в своём отечестве», Лермонтов советует не бояться быть осмеянным, чтобы избежать большего зла, чтобы  не  покрыться «ржавчиной презренья».

В произведении «Журналист, читатель и писатель» в форме диалога представлены рассуждения «работников пера» и тех, кому предназначено оценивать их творчество, то есть читателей. Журналист считает, что светская жизнь вредит писателю, гораздо лучше быть в уединении или даже в изгнании, когда ничто не мешает вдохновенно трудиться. Но писатель, иронически изображённый Лермонтовым, не знает, о чём писать, чтобы быть угодным читателю. Потребности  у многих читателей весьма высокие, так как они не хотят, чтобы стихи были пустыми и бесчувственными, а слова – бессмысленными. Читатель задаёт вопрос:

Когда же на Руси бесплодной,
Расставшись с ложной мишурой,
Мысль обретёт язык простой
И страсти голос благородный?

Оказывается, требования читателя настолько строги, что и критические статьи журналистов он называет «грязной водой», в которой «и желчи едкой даже нету». Его не впечатляют жалобы журналиста на условности света, на безвкусие отдельных людей, на несправедливую оплату труда. Он уверен, что «живое, свежее творенье» создают те, кто «одарён всевышним богом». И в данном произведении Лермонтов на стороне читателя, так как не приемлет позицию писателя, не желающего навлекать на себя злость и ненависть толпы своими «пророческими речами». Но вряд ли был такой писатель пророком в действительности.

Настоящий пророк, несмотря на трудности своего призвания, остаётся верным предназначенью, не способен отступать, трусливо подчиняться толпе в угоду мелким страстям. В стихотворении «Пророк» Лермонтов нарисовал судьбу поэта-пророка в обществе. Нелегка, чаще всего, участь человека с высоким чувством долга, который осознаёт ответственность за своё творчество, понимает, что писателю и поэту важно предвидеть, «как слово наше отзовётся». Поэт с активной жизненной позицией должен быть готов к непризнанию и, возможно, к осуждению:

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Побег в целях уединения от общества или вынужденное одиночество в результате изгнания проблему не решают, и от поэта-пророка требуется мужество, готовность к самопожертвованию. Жизнь в нищете и без поклонников творчества, когда стихи только «звёзды слушают», выдержит далеко не всякий творец. От общества же поддержки ждать не следует, так как «старцы детям» с насмешкой будут говорить:

Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!

Носить гордое имя Поэта, помнить которого будут в веках, стихи которого высоко оценят потомки (в редком случае и современники), сможет тот, кто выдержит и гонения, и травлю, и нищету, и непризнание толпы.
М.Ю.Лермонтов не скрывал, что сильным быть далеко не всегда удавалось. В стихотворении «Монолог» он писал:

К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем?

Поэт признавался, что успешно бороться со слабостью, разочарованием или унынием зачастую также не получалось:

И сердцу тяжко, и душа тоскует...
Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,
Средь бурь пустых томится юность наша...

Но внутренние сомнения на пути исканий всё-таки приводят к решительным выводам, что «жизнь скучна, когда боренья нет»:

Мне  нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал...

Об этом замечательном качестве своей беспокойной души М.Ю.Лермонтов написал в стихотворении «1831-го июня 11 дня», в котором отразились многие его философские раздумья. И мир узнал, какие мысли о будущем тревожили поэта, будто предчувствующего раннюю гибель:

Мне жизнь всё как-то коротка
И всё боюсь, что не успею я
Свершить чего-то! жажда бытия
Во мне сильней страданий роковых...

Талант молодого поэта был в расцвете, силы и желание творить, писать были велики:

Всегда кипит и зреет что-нибудь
В моём уме...

И Лермонтов мечтал при жизни получить признанье, ведь он с полной ответственностью относился к избранному делу, очень надеялся, что кто-нибудь скажет:

...отчего не понял свет
Великого, и как он не нашёл
Себе друзей, и как любви привет
К нему надежду снова не привёл?
Он был её достоин.

Этими словами и хочется закончить тему, так как М.Ю.Лермонтов стихами своими подтверждает, что достоин самой высокой оценки творчества. А та  ступень, та цель, которую поставил себе поэт в программных произведениях, была им, конечно, достигнута. У него нет стихотворения с названием «Памятник», но творчество поэта XIX века М.Ю.Лермонтова является для россиян национальным достоянием, и по отношению к памяти о нём вполне можно сказать: «К нему не зарастёт народная тропа».


Рецензии
Здравствуйте Зоя!Ведь каким способный учеником оказался Михаил Юрьевич,ему бы ещё пожить и он Александра Сергеевича,мне кажется,затмил бы.А на днях я узнал,оказывается Аркадий Гайдар в какой-то степени потомок Лермонтова,почему его творчество тоже было очень даже значительным,рядом с ним никого не было в написании книг для детей.Если это действительно так,то всё же хоть какое утешение,что след протянулся и в наше время,но Егор Тимурыч испортил всё впечатление о своих предках,и долго ещё не простит ему народ Российский какое предательство они с Ельциным совершили,и уже об этом двух мнений быть не может.Извините Зоя,что редко к Вам захожу,но у меня есть причина-уж Вас я очень внимательно всегда читаю,а для этого надо находить и время отдельно и соответствующий настрой.И Вам желаю вдохновения творческого и удачи!

Сергей Шежемский   27.10.2016 18:39     Заявить о нарушении
Сергей, спасибо за Ваше мнение. Я наших поэтов всех очень высоко превозношу: они одарены талантом и Россию любили!
А Егору Гайдару моя подруга дала точную оценку: этот деятель даже деда своего не пощадил, тот от дел внука в гробу переворачивается.
Сергей, читать сейчас и у меня редко получается, туговато со свободным временем. Но изредка всё же выхожу на странички к знакомым авторам.
Всего вам хорошего!

Зоя Орлова   07.11.2016 10:58   Заявить о нарушении
Зоя Здравствуйте и спасибо,что в такой день написали мне.Я Вас очень понимаю,что рвут на части читатели,отвлекают от подлинного творчества,но это издержки популярности,потому как тянутся люди к незамутнённому источнику,чтобы,когда сделано всё возможное против нас,в это наше время не сбиться окончательно с пути.А то выступил намедни Константин Райкин,про какие это он ужасы цензуры говорил,тем более чем-то ему напомнило 37 год.Когда его Папа,действительно настоящий артист,выступал со своими ироническими миниатюрами в Кремле перед Сталиным и другими членами правительства,то товарищ Сталин первый поднимался и ему аплодировал.А если при Советской Власти и была приёмка спектаклей Государственной комиссией,то в ней,как правило и находились авторитетные артисты,которые стремились не зарубить новое,а помочь коллективу его поднять на высокий идейный уровень.Это сейчас делай,что хочешь,тебе и слова никто не скажет,потому и расспустились все.Я вот тоже стал бы вылезать со своим сомнительным произведением при Советской Власти,у меня даже и мыслей таких не было бы,когда дела поважней существовали-строил бы на заводе военные корабли,и не страдал бы от этого.А Вас ,Зоя,я в другой день почитаю и поздравляю с двойным сегодня ПРАЗДНИКОМ-С Годовщиной Великого Октября,и Началом Освобождения Москвы от
фашистских оккупантов!

Сергей Шежемский   07.11.2016 22:32   Заявить о нарушении
И Вас с Праздником, Сергей! Для нас важно, чтобы помнили о дорогом прошлом, о стремлении к справедливости и равноправию.

Согласна с Вами, что стенания К.Райкина нелепы. Просто раздражает это требование свободы для безнравственных и пошлых действий. Я уверена, что ЦЕНЗУРА НУЖНА, поскольку общество человеческое далеко не идеально и не настолько совершенно, чтобы доверять каждому "творцу" и давать право даже подлым и циничным людям влиять на души молодого поколения. К.Райкину всё равно, он не учитывает, что есть люди, не желающие видеть пошлость и интимные сцены в спектаклях, слышать мат со сцены или другие мерзости. Эти господа, ратующие за отсутствие цензуры в творчестве (то есть простор и беззаконие для их безудержных фантазий), путают свободу со вседозволенностью, забывают, что должны они считаться и со свободой окружающих, а не только добиваться полного беспредела ДЛЯ СЕБЯ лично.
А.С.Пушкин напоминал таким индивидуалистам, к чему ведёт эгоистичная борьба. Цыгане изгнали из табора Алеко, убившего Земфиру: "Ты для себя лишь хочешь воли!" То же самое происходит сейчас с личностями, типа Райкина, поскольку они не желают считаться с нашей свободой и правами. Мы хотим воспитывать детей и внуков в лучших традициях русского народа, а эта "богема" предлагает нам принять европейские ценности.
В трудные времена живём, Сергей: борьба кругом беспощадная.
Спасибо Вам за неравнодушие.

Зоя Орлова   08.11.2016 10:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.