М. Ю. Лермонтов. Мир природы и мир человека

Зоя Орлова
Для романтической поэзии характерны произведения, в которых автор стремится уйти от реальной действительности или в мир грёз, или в мир природы, которая располагает к философским раздумьям. Тематика таких стихотворений разнообразна: о взаимоотношениях человека и природы, о смысле жизни и вечности природы, об одиночестве, бесприютности человека и так далее.

Проявлением юношеского максимализма можно считать стихотворение «Парус», в котором поэт-романтик рисует морской пейзаж и восхищается мятежностью смелого паруса. Автор использует аллегорию, поэтому образ-символ (парус) у него одухотворён: он может грустить при расставании с родным краем, отправляясь в неизведанный мир. Поэт задумывается над вопросами:

Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?

Действительно, отправляться в рискованное, опасное путешествие может не всякий человек, поэтому в образе паруса воплощена идея о сильной, мятежной и свободолюбивой личности, которая «счастия не ищет и не от счастия бежит». Морской пейзаж, всегда вдохновлявший романтиков, позволяет оттенить неординарный характер «паруса»: он одинок в безбрежных просторах, его не страшат ни туман голубого моря, ни шторм. А когда бушующая стихия успокаивается, парусу это неинтересно:

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...

Прекрасная картина, которая порадовала бы любого мореплавателя. Но не героя стихотворения:
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Тайна человеческой души, не понятой обществом личности, также волновала Лермонтова, и многие его произведения объединены темой разобщённости с людьми человека, у которого, в то же время, есть взаимопонимание с природой. Это стихи «Утёс», «На севере диком стоит одиноко...», «Выхожу один я на дорогу...» и другие.

Своеобразно раскрывается Лермонтовым и патриотическая тема. Его стихотворение «Родина» открывает читателям особенность «странной любви» к отчизне. Оказывается, он любит природу родных мест, а не славу России, не власть и не государство. Поэтому задушевными и тёплыми являются слова о просёлочных дорогах, о крестьянских деревеньках и о картинах, какие открываются взору:

Люблю дымок спалённой жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь жёлтой нивы
Чету белеющих берёз.

Те степные просторы, которые для многих людей связаны с тоскливым настроением, Лермонтову очень нравятся и вызывают чувство гордости при виде величия родины:

Но я люблю – за что, не знаю сам –
Её степей холодное молчанье,
Её лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек её, подобные морям...

В 1837-м году, находясь под стражей после написания стихотворения «Смерть поэта», Лермонтов создаёт свою философскую пейзажную миниатюру «Когда волнуется желтеющая нива...». В тональности произведения угадывается желание уйти от гнетущей реальности на свободу, к природе. Основное настроение, которым пронизано стихотворение – это умиротворённость души человека при его общении с природой. Ощущение гармонии, духовного слияния с окружающим миром даёт счастливые, незабываемые мгновения.

Первое четверостишие говорит о времени, которое считается порой созревания даров природы, то есть об осени. Во втором нарисована чудесная картина весеннего расцвета, и в третьем изображены прелести летнего общения с природой. Каждый из пейзажей даёт не только отраду измученной душе, но приводит к философским раздумьям о себе, о мире, о счастье. Человек, осознавший ценности жизни, получивший горький опыт утрат и поражений, становится более мудрым, зрелым. При мыслях о закономерном течении времени он невольно приходит к выводам о превосходстве духовного начала над земной обыденностью.

Лирический герой стихотворения – натура эмоциональная и поэтическая, так как во время «погружения» в природу он отмечает многие милые мелочи:

...прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зелёного листка...

...росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо качает головой.

Герою, как и многим людям, знакомо чувство сладостного полусна, в который погружаешься под лепет студёного ключа. «Таинственная сага про мирный край» помогает уйти от тревог и тяжёлых дум в мир грёз, она исцеляет душу: «Тогда смиряется души моей волненье...». Поэт признаётся, что способен «постигнуть счастье на земле». А если человек уходит от суеты мирской, наслаждаясь духовной пищей, он становится ближе к богу, по мнению Лермонтова.

Таким образом, данное стихотворение становится своего рода гимном свободе души, для которой даже тюремные стены не являются преградой. Ведь поэтическая натура может очутиться на лоне природы мысленно, в собственном воображении.

М.Ю.Лермонтов коснулся также темы сохранения природы, хотя в девятнадцатом веке о бережном отношении человека к окружающему миру говорили немногие. В стихотворении «Три пальмы» он нарисовал ужасающую картину человеческого варварства. Оазис в пустыне – это чудо природы, которое, конечно, должно было послужить людям, принося радость и пользу. Это понимали даже пальмы, не желавшие бессмысленного процветания только ради себя. Они жили ожиданием встречи с человеком, чтобы укрыть его под своей тенью, напоить чистейшей водой родника. Но когда люди пришли в этот райский уголок, то всё уничтожили, оставив после себя пепелище и пустыню.

Поэт сам глубоко прочувствовал утрату жизни природы, украшающей человеческий мир, поэтому цель произведения «Три пальмы» – напоминать людям о том, как велико значение гармоничного сосуществования человека и природы.
Многие стихи М.Ю.Лермонтова, посвящённые миру человека и миру природы, любимы  ценителями поэзии.