Художник Корзухин и священник Удинцев

Галина Магницкая
                Литературно-историческая версия

Предыстория
Не скрываю - испытываю особый интерес и расположение к лицам духовного сословия. Неудивительно, что увидев «Портрет священника П.В.Удинцева», выполненный художником Алексеем Ивановичем Корзухиным, сразу же насторожилась. Кто это? Не так много довелось видеть мне изображений иереев, написанных к тому же в XIX веке. Не принято было запечатлевать лики духовенства. Да и кто мог это сделать в провинции за исключением крепостных художников, как правило, бывших самоучками? Разумеется, определенную роль сыграла и фамилия портретируемого, поскольку Удинцевы значатся в моем родословии.

Пришлось полюбопытствовать. Вначале собрала сведения о самом художнике. К удивлению, оказалось их весьма мало, причем один источник как бы дублировал другой и отличались они лишь незначительными нюансами. Именно поэтому затрудняюсь привести самый весомый из них. Подчеркиваю, что вся информация почерпнута из источников свободного доступа, размещенных в Интернете. Именно поэтому не несу ответственности за невольно закравшиеся ошибки.  Исключение, пожалуй, составляет Георгий Борисович Зайцев (1929 – 2005), который защитил кандидатскую диссертацию на тему "Жизнь и творчество художника А.И. Корзухина". Его же перу принадлежит книга «Художник Корзухин» (1970) и довольно объемная статья «Екатеринбургские портреты А. И. Корзухина» (1978). Именно он идентифицировал портрет священника П.В. Удинцева. 

Сложилось впечатление, что в советский период действительности оценивали  творчество Корзухина как малозначимое, не достойное внимания. Внесли имя Алексея Ивановича в разряд художников второго плана, хотя ряд его произведений хранится в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, Государственного литературного музея и множестве иных менее известных. Полотна Корзухина экспонировались на Всемирных выставках в Лондоне (1862, 1872), Филадельфии (1876) и Париже (1878). Получилось так, что о художнике просто забыли. Да о нем одном ли? Таково отношение в нашей стране к культуре в целом. Радует одно. Стали меняться взгляды. Начался процесс возрождения преданных забвению имен и созданных ими художественных ценностей.

Вехи жизненного пути художника.
Вместо эпиграфа считаю возможным привести цитату из воспоминаний А.И.Донстера: «Всегда радушный, чуждый всякого чувства зависти к своим собратьям по искусству, он всегда готов был служить словом и делом на пользу каждого, кто приходил к нему. Алексей Иванович знал по горькому опыту, что такое жизнь. Единственной целью его жизни было искусство и работа».

Родился Алексей Иванович на Уктусском заводе, ныне входящем в состав Екатеринбурга в марте месяце 1835 года в семье крепостного промывальщика золота. Предстояло ему пойти по жизненному пути родителей. Однако вмешалось провидение. Дарование его проявилось в раннем детстве. В шестилетнем возрасте начал писать он иконы для приходской Преображенской церкви, продавая часть их на местном базаре. Население Уктуса составляло в те годы чуть более 1000 человек, поэтому ничего удивительного нет в том, что обратил на него внимание местный иконописец и взял к себе в ученики. К сожалению, старинный деревянный дом постройки конца XVIII века в котором проживал художник (по улице Гастелло, № 42) сгорел в 1997 году. Смотрел он на мир всего двумя оконцам. На его месте возведена ныне высотная новостройка. Подумалось, что нет теперь места, где бы оказалось возможным открыть музей А.И.Корзухина или прибить памятную доску.  Не нашлось на родине ни одного памятника поставленного в честь прославленного земляка. Остались нам в наследство лишь  живописные работы Корзухина, разбросанные по многочисленным музеям.

Думается, что лучше всего о художниках рассказывают созданные ими полотна. Чудом сохранился автопортрет, написанный Алешей Корзухиным в пятнадцатилетнем возрасте. Точно предвещая себе блестящее будущее, изобразил Алексей позади своей головы светлое облачко, как бы исходящей от него ауры. Серьезно и сосредоточенно смотрит на мир отрок. Портрет явно можно отнести к числу парадных: ослепительно-белая рубашка, поверх которой надет сюртук из дорогой ткани. Его ли? Видно, что великоват этот наряд молодому живописцу. Но ведь так хочется выглядеть достойно. Даже волосы, разделенные пробором, уложены в незамысловатую аккуратную прическу. 

Заинтересовался талантливым мальчиком начальник уральских горных заводов С.Ф.Глинка. Определил он Алешу в Горное училище. А в 1857 году отправился Корзухин в Петербург, поступил в Императорскую Академию Художеств, где познавал законы живописи в течение 5 лет. Подсчитала – за созданные полотна получил художник 6 серебряных и 2 золотых медали. После этого мог он конкурировать за большую золотую медаль, что давало право отправиться за границу за счет казны. Однако судьба сделала очередной зигзаг. В 1863 году в знак протеста против издавна бытовавшего решения начальства - выполнения конкурсной работы на заданную тему, в том году из эпоса «Пир в Валгалле», вместе с товарищами уходит он из Академии.

На следующий год становится Корзухин преподавателем школы Общества поощрения художников при одноименном Императорском обществе. В 1865 году получает звание художника 1-й степени за картину «Поминки на деревенском кладбище», а в 1868 – звание академика за полотно «Возвращение отца семейства с ярмарки». Однако самыми лучшими его работами считаются две картины – «Перед исповедью» и «В монастырской гостинице».

Действительно эти полотна можно назвать картинами-новеллами из жанра бытовой живописи. Обладал он редким даром переносить на полотно мельчайшие детали, придающие достоверность изображенной мизансцене. А насколько интересно выписан интерьер. Каждый обозначенный предмет говорит сам за себя, имеет свое четко определенное место. Глядя на картины, создается впечатление, что сам художник находится среди представленных персонажей и пристально наблюдает за происходящими событиями. Далеко вперед ушел Алексей Иванович от своих первых работ, состоялся как художник.

Мало нашлось сведений о его семье.  Известно, что жену его величали Амалией Андреевной. В семье росли сын и дочь Зинаида. Так, сохранился портрет сына, выполненный Алексеем Ивановичем карандашом на бумаге в 1872 году. Видим мы маленького чуть испуганного мальчика, сидящего на качелях и ухватившегося ручонками за веревки. Встретился мне еще один портрет, надпись под которым гласит – "Портрет дочери - Анны Алексеевны Корзухиной-Вер". Смотрит на нас молодая женщина с приятными чертами лица. Темное ее одеяние и головной убор создают вокруг милого лица некую атмосферу печали, настораживают. Не постигло ли ее горе какое?

Став невольным свидетелем убийства народовольцами императора Александра II, испытал художник тяжелое нервное потрясение. Ничего не проходит бесследно. С той поры Алексей Иванович много болел. Скончался Корзухин на 60-м году жизни и был похоронен на Никольском кладбище Санкт-Петербурга. Оказалось, что в 1940 году прах его перенесен в некрополь мастеров искусств при Свято-Троицкой Александро-Невской лавре.

Портрет
Выполненный в темных тонах сумрачным получился портрет священника Удинцева,  Усугубляет это впечатление серый, плохо прорисованный фон, на котором запечатлен погруженный в свои думы иерей. И нет ему никакого дела до окружающего бытия. Полная отрешенность от всего и всех. Лицо иконописное с длинным прямым носом, вьющимися волосами, спадающими до плеч, каштановой бородкой и усами. Взгляд устремлен в сторону. Выражение глаз задумчивое, скорее сосредоточенное. В подглазьях залегли  подсиненные тени. Не болен ли был батюшка?

Сложно исповедоваться такому иерею. Недоступен, непонятен он для простых прихожан. Возникает ощущение, что видит он человека насквозь, улавливает все потаенные мысли. Черное одеяние и скуфья завершают образ. Единственное радостное и оживляющее пятно – наперсный крест на красной ленте и, пожалуй, рука с тонкими пальцами, покоящаяся на богослужебной книге. Таким ли суровым и отстраненным был батюшка на самом деле или это восприятие его личности художником, сказать трудно.
 
Не известна точная дата написания сего портрета. Поставила я под знаком вопроса 1848 год на основании того, что именно в том году семья Корзухиных переселилась на Екатеринбургский монетный двор. Начиная с этого времени, более 10 лет Алексей Корзухин работал на Нижне-Исетском железоделательном заводе и Екатеринбургском монетном дворе. По всей видимости, не хватало уже времени для занятий живописью. Началась жизнь взрослая.

Смущает знатоков один факт. На фоне темных одежд иерея хорошо виден наградной наперсный крест за крымскую войну, учрежденный в 1856 году, который человек, умерший восемью годами ранее, носить определенно не мог. Известно, однако, что такой крест был у преемника о. Петра - Стефана Васильевича Удинцева. Правомерен вопрос: кто же в действительности изображен на портрете?! Если, как указано на картине, это священник Петр Васильевич Удинцев, то писался он тогда юным художником уже по памяти и дата его создания должна быть иной. 

Рассматривая работы Корзухина, не возникает никакого сомнения, что портрет священника и автопортрет созданы приблизительно в одно и то же время. Многое совпадает: техника исполнения, фон полотен и даже используемая палитра красок. Привлекают внимание опущенные плечи под массивными полупрорисованными одеяниями обоих портретируемых. И писал их, несомненно, начинающий художник, юный Алексей, пробующий свои силы и дарование в портретном жанре.

                ***
Начало поиска
Привели меня размышления о судьбе П.В.Удинцева непосредственно к месту появления на свет и последующему проживанию Корзухина – Уктусскому заводу, поскольку выполнены первые портреты явно до отъезда художника в столицу в 1857 году. Стояло то поселение на высоком берегу реки Патрушихи. На одной из вершин Уктусского кряжа построен был в 1712 году деревянный Свято-Николаевский храм для разбросанных поблизости селений. Именно в тех местах со временем возник город Екатеринбург. Однако ожидала храм судьба многих деревянных церквей старой Руси. Сгорел он в пожаре 1806 года. Очевидно, бушевало пламя сильно, если расплавился даже 40-пудовый колокол. Через год по благословению Пермского епископа Иустина был заложен новый уже каменный трехпрестольный храм в честь Преображения Господня. Сохранилась запись от тех времен: «Благословил я в Уктусском заводе церковный придел во имя Казанской Божией Матери протоиерею Николаю Вологодскому соборне по чиноположению церковному освятить».

Отрадно видеть, что вновь возвратился к жизни Преображенский храм. Светло и лучезарно сияет  белоснежная церковь и колокольня при ней в наши дни. Уверенно стоят
они на Земле. Тянутся своими куполами ввысь, радуя сердца прихожан.

Шаг первый.
В знаменитой Справочной книге Иакова Шестакова о выпускниках Пермской Духовной семинарии (ПДС) удалось вычитать следующие сведения: «1834 год. Выпуск VIII. Разряд второй – Петр Удинцев, священник села Уктус Екатеринбургского уезда». Именно эти данные послужили отправной точкой для начала поисков. Всплыло название села - Уктус. Неизвестный приобрел имя – Петр.

Шаг второй.
На сайте Преображенской церкви Екатеринбургской епархии оказалась размещенной информация о служивших ранее священниках Удинцевых, почерпнутая из Клировых ведомостей. Оказалось, что Петр Васильевич Удинцев «родился в 1809 году, окончил семинарию, в Уктусской церкви с 1834 года, законоучитель в Уктусской горной школе». Подтвердились сведения И.Шестакова. Появилось и отчество – Васильевич, что полностью совпадает с инициалами, обозначенными в названии картины

Там же приводится информация о втором Удинцеве, старшем брате Петра Васильевича - Стефане Васильевиче. Родился он в  1806 году, обучался в семинарии. В Уктусе служил с 1848 года. Имел бронзовый наперсный крест на Владимирской ленте в память войны 1853-56 годов.
 
Настораживает запись о том, что Стефан Васильевич начал службу в Преображенской церкви с 1848 года. К сожалению, не удалось установить, какова была численность прихода в тот год и, соответственно, какое число священников полагалось по штату. Не занял ли Стефан Васильевич место своего брата? А если это так, то где далее искать следы Петра Васильевича? По возрасту рано было ему выходить за штат. Остаются два варианта: был он перемещен к иному храму или скончался.

К тому же не оказалось старшего из братьев Удинцевых - Стефана в списках окончивших ПДС. Пропустили при составлении книги или учился в иной семинарии? Но нашелся некий Стефан, служивший диаконом при Петро-Павловском соборе города Перми. В 1833 году родилась у него и его жены Марфы Петровой дочь, нареченная 16 дня июня Агриппиной. Среди восприемников указаны «оному диакону брат Петр, обучается в Богословском классе ПДС и Пермской Духовной Консистории повытчика, титулярного советника Александра Топоркова дочь девица Мария».  На следующий год появляется в этой семье в ноябре месяце (18/21) дочь Екатерина. Интересно, что возникает еще одно действующее лицо среди восприемников -  «Брат диакона, ученик Семинарии низшего отделения Лев Васильев Удинцов»  и опять «Духовной Консистории повытчика, Титулярного Советника Александра Григорьева Топоркова, дочь Мария». Неизвестно пока – кто такая Мария Топоркова, дважды выступавшая в роли восприемницы при крещении детей Стефана Васильевича Удинцева. Важно, что появился третий брат – Лев. Но короткой оказалась его жизнь. В Метрической книге той же Рождество-Богородицкой церкви Перми за 1835 год сделана запись под № 41: «6 февраля умер Духовной Семинарии низшего отделения ученик Лев Васильев Удинцев, 16 лет, горячкой». Трагедия, иначе и сказать нельзя.

В восемнадцать лет вышла Екатерина замуж за учителя первого класса Афанасия Александровича Попова, 23 лет от роду, служившего при Далматовском Духовном Приходском Училище. Поручителями по жениху выступали:  Екатеринбургского Кафедрального Собора ключарь Михаил Кузовников и Екатерининского уездного суда Коллежский Регистратор Димитрий Стефанов Сильвестров; по невесте: Екатеринбургского училища Учитель Александр Васильев Удинцов, Кушвинского Троицкого Собора Диакон Евгений Васильев Бенедиктов. Кем названные лица доводились новобрачным, сказать затрудняюсь.

Одновременно возник еще один вопрос – если оба брата священники, а третий младший учился еще в ПДС, то по всей вероятности происходили они из духовного сословия. Кем был их отец Василий и где служил? Не смею предполагать о прямом родстве, поэтому сообщаю лишь как факт: в 1807 году окончил курс обучения в семинарии некий Василий Удинцев. Записан он «города Ирбити священническим сыном». Однако в какой именно церкви служил его отец, к сожалению, не указано. После окончания ПДС становится он учителем информаторского класса. А в 1811 году оказывается рукоположенным во священника к ирбитскому Богоявленскому собору, где, по всей видимости занял место скончавшегося старшего брата.  О его последующей судьбе сведения отсутствуют.

Дальнейшие поиски вновь привели в уездный город Ирбит. Неожиданно здесь обнаружился еще один Василий Удинцев, которого с определенной долей уверенности, скорее всего и можно рассматривать как отца братьев Удинцевых. Служил дьячок Василий Георгиев Удинцев (1772 – 1819) при Сретенской церкви. Жена его именовалась Ириной Ивановой, а среди детей на 1833 год перечислены: Александр (уволенный в 1817 году в приказнослужители по духовному ведомству), Стефан (посвященный во диакона в 1831 году), Петр (обучающийся в высшем отделении ПДС), Иоанн (обучающийся в низшем отделении ПДС) и Лев (обучающийся в высшем отделении ПДУ). По сути дела все дети дьячка получили соответствующее духовное образование уже после его смерти. Скончался дьячок ирбитской Сретенской церкви  Василий Георгиев Удинцев ранней весной – Марта 4 числа 1819 года. Было ему всего 49 лет. Многих преждевременно унесла зловещая болезнь – чахотка. Был отпет многотерпец « с приготовлением Протоиереем Михаилом Хомяковым соборне». Ранее установлено, что у о. Василия были сыновья Стефан, Петр и Лев. Согласно данным  приведенной выше Ревизской сказки (РС) за 1833 год появляется Иван, бывший моложе Петра на 2 года. В Справочной книге Шестакова указан Иван Удинцев, покидающий ПДС в 1836 голу, ровно через 2 года после Петра Удинцева. Возможно, что речь идет именно об Иване Васильевиче Удинцеве.

Шаг третий.
Сохранилась Клировая ведомость Преображенской церкви Уктуса за 1872 год. Примечательным является ее завершение, где проставлены подписи членов причта: «Священник Стефан Васильев Удинцев подписует
Диакон Иоанн (фамилия не ясно) подписует
Первый псаломщик Александр Микишев подписует
Второй псаломщик Александр (фамилия не ясно) подписует».
«Подписует» Стефан Удинцев, а о Петре Васильевиче упоминаний не содержится.
Следовательно, не было его в этом году при Преображенском храме.

Чуть ранее обозначенной даты, вплоть до 1869 года служил при той же Преображенской церкви дьячок Никандр Стефанов Удинцев, как оказалось – один из сыновей  священника Стефана Васильева.  Осталась после его смерти просфорней в составе того же причта жена – Анна Петровна, уволенная от должности много лет спустя - Декабря 24 дня 1896 года, надо полагать, что по старости.

Шаг четвертый.
В Приложении к Адрес-Календарю Пермской епархии за 1885 год приведены сведения о лицах, выбывших из духовного звания за 20 лет, с 1864 по 1884 годы. Весьма информативное издание. Среди перечисленных клириков обозначен Стефан Васильевич Удинцев как заштатный священник Уктусской церкви, скончавшийся Августа 6 числа  1874 года в возрасте 67 лет. Поставлена еще одна точка. Можно очертить даты жизни Стефана Васильевича: 1806 – 1874 годы. Отпущено было прожить пастырю срок немалый, поэтому неудивительно, что вышел он за штат, прослужив на Уктусе около 25 лет.

Шаг пятый.
В 1877 году настоятелем Преображенской Уктусской церкви записан Словцов Михаил Петрович, окончивший курс семинарии в 1868 году. В Пермских Епархиальных Ведомостях (ПЕВ) за 1887 год приводятся следующие сведения: «Перемещены: Уктусского села священник Михаил Словцов к Ирбитской Сретенской церкви». Можно было бы не акцентировать внимание на этом событии, но в Вознесенской церкви города Ирбита в те годы служил Аристарх Дмитриевич Удинцев, имеющий непосредственное отношение к моему родословию. Пересеклись пути двух пастырей. И думаю, что не раз вели они разговоры об устусских братьях-священниках Удинцевых

Шаг шестой.
Далеко не всегда полученные сведения располагаются в хронологическом порядке. Чуть позднее удалось узнать о составе семьи о. Петра Удинцева. В недрах ГАСО нашлись Метрические книги Уктусской Преображенской церкви, в которых записаны данные о появлении на свет пятерых детей Петра Васильевича: двух дочерей и трех сыновей. Женой его обозначена Елизавета Дмитриевна. Так в конце ноября месяца 1837 года родилась дочь, нареченная Августой, в апреле 1839 года сын Василий, а в сентябре 1840 года – сын Александр. Восприемниками во всех случаях выступали одни и те же лица: «Смотритель Бергеншварен Христофор Христофоров Томпсон и Уральского Горного Правления чиновника 9-го класса дочь девица Елизавета Григорьева Удинцева».

Стала старшая дочь Августа женой священника Ивана Марковича Флоринского, служившего настоятелем при Покровской церкви села Першинского.  Далеко пришлось перебраться ей из родных мест.

Разобраться не так-то просто, поскольку  ранее клирики воспроизводили услышанное в церковных книгах своими словами. Из-за этого чины зачастую превращались в имена. Читать же нужно – Берггешворен (Берг-гешворен), что означает должностное лицо, находящееся в непосредственном подчинении от бергмейстера и наблюдающее за ходом работ внутри рудника, как правило, имеющего горный чин XII класса. А далее становится он Гиттенфервалтером – это горный чин X класса. Быстро продвигался неизвестный Христофор Христофоров Томпсон по служебной лестнице. Наибольшую же важность имеет указанный Григорий Васильев Удинцев, дочь которого Елизавета трижды выступала в роли крестной матери. Кто он? Не брат ли выше обозначенного священника Петра Васильева или просто имеет место совпадение отчеств и фамилий?

Ранее богаты были детьми семьи клириков, причем многие из них быстро покидали сей мир. Вот и сын Александр скончался в марте месяце 1841 года в возрасте 6 месяцев. Устрашающе звучит причина смерти – от «худобища».

При крещении следующего ребенка в 1842 году, сына Григория, восприемниками указаны: «Гиттен Фервалтер Христофоров Томсон и Надворного Советника жена Елизавета Григорьева Крыловских». Опять тот же Томсон и, по всей видимости, вышедшая замуж Елизавета Григорьевна, ставшая Крыловской.

Дочь Юлия родилась 1 июня 1846 года. Акцент резко сменился. Крестными родителями девочки стали: «Шадринский мещанин Иоанн Иоаннов Чуриков и купеческая жена Анна Феодорова Чирышева».

Шаг седьмой.
Иногда поступают сведения об интересующей персоне косвенным путем, при чтении различных сборников, содержащих родоведческую информацию.

Оказалось, что у отца Петра Удинцева была еще одна дочь, что указано в публикации Л.С.Соболевой, повествующей о родословии профессора Уральского университета  Ивана Алексеевича Дергачева: «Жена Иоанна Дергачева — Таисия Петровна (урожденная Удинцева) скончалась в 1906 г. На сохранившихся фотографиях предстает статная, красивая женщина. Она всегда поддерживала мужа и достойно воспитывала своих детей. Ее отец, Петр Васильевич Удинцев, выпускник Пермской семинарии, в 1834 г. служил законоучителем Уктусской горной школы, а в середине XIX в. работал в Кушвинской заводской школе. По сведениям Ивана Алексеевича, родственником его бабушки был Дмитрий Аристархович Удинцев, муж сестры Мамина-Сибиряка — Елены Наркисовны Маминой». Небольшая описка. Сестру писателя звали Елизаветой. В данном случае разделение на две самостоятельных линии произошло в третьем поколении духовного рода Удинцевых, начиная с сыновей Михаила Парфеновича (Ивана и Ефима). Ветвь Ивана дала род Удинцевых, а Ефима – Дергачевых. В целом же можно сказать, что в личном архиве семьи ныне здравствующих Удинцевых имеется переписка между И.А. Дергачевым (1911–1991)  и Б.Д. Удинцевым (1891 – 1973), поскольку оба интересовались своими предками.

Об этом же факте упоминается в статье М.А. Дергачевой, посвященной архиву знаменитого уральского профессора. К тому же нашлось  еще одно общее увлечение, скорее научный интерес – творчество Д.Н. Мамина-Сибиряка.

Любая информация, почерпнутая не из архивных фондов, требует обязательной проверки, причем неоднократной. Убедилась на собственном, можно сказать горьком опыте. Удалось установить, что венчались в храме Уктусского завода Мая 28 числа 1865 года "учитель Екатеринбургского Духовного училища студент ПДС Иоанн Алексеев Дергачев, 26 лет и девица Таисия Петрова Удинцева Уктусского селения дочь умершего священника Петра Удинцова, 17 лет.
Поручителями по женихе выступали: Канцелярский Служитель Екатеринбургского Государственного банка Василий Павлов Павлов же, бывший студент ПДС Виктор Михайлов Наумов; по невесте: отставной Канцелярский Служитель Василий Стефанов Удинцов и Екатеринбургского Духовного училища учитель Константин Наумов".

Однако оказалось, что не переводился Петр Васильевич в Кувшинский завод. Скончался батюшка 23(погребен 24)Июля 1848 года в возрасте 39 лет от холеры. Через пять дней в мир иной отправилась и матушка Елизавета Дмитриевна Удинцева, которой шел всего 31 год. И опять же причиной смерти названа холера.
При погребении присутствовали Екатеринбургского Новотихвинского монастыря священник Андроник Адрианов Ляпустин с дьячком Андреем Маминым и пономарем Феофилом Максимовым. Похоронили их  на приходском кладбище. Поэтому и появился на заводе новый священник Стефан Васильевич, занявший место усопшего брата. Петр Васильевич никогда не служил при храме Кушвинского завода. В 50-х годах XIX века пастырем числился Петр Матвеевич Удинцев, женой которого записана Анна Васильева.
Вот так и появляются ошибки. Два Петра Удинцевых, но с совершенно различной судьбой. Вместе с тем думается, что для истории важно сохранить все имена.

Не напрасными оказались данные поиски. Протянулась тонкая ниточка от случайно обнаруженного портрета уктусского священника к семейству профессора И.А. Дергачева, а затем к ныне живущим представителям рода Удинцевых. Данное обстоятельство как бы подчеркивает, что многочисленные духовные линии рода Удинцевых имеют единые корни.

И что особенно важно отметить. Начал службу при Преображенской церкви молодой иерей Петр Васильевич Удинцев в 1834 году, а ранней весной следующего года появился на свет младенец, нареченный Алексеем.  По всей видимости, именно отец Петр и крестил будущего художника Корзухина.  Так что, несомненно, между двумя героями моего повествования существовала прочная духовная связь.

Закончить данное повествование приходится двумя вопросами, поскольку не уверена - ведают ли нынешние клирики Преображенской церкви Екатеринбурга о сохранности портрета их предшественника? Знают ли работники Нижнетагильского музея о судьбе священника с хранящегося в музее полотна.

Распутать клубок сложных семейных переплетений обширного клана Удинцевых помогла Людмила Викторовна Рябухо, человек настойчивый, истинно увлеченный генеалогией.


Коллаж:
Верхний ряд - А.И. Корзухин. Автопортрет. 1850 (слева); А.И. Корзухин. Портрет священника П.В.Удинцева. 1848? (справа). Холст, масло.  64.5 x48.8 см
Нижний ряд – Фотография А.И. Корзухина работы Генриха Иоганна Деньера; Портрет дочери Анны Алексеевны Корзухиной-Вер. 1881. Масло, картон. 33х27 см.