Сёстры Идельсон в Москве

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Фальк. Портрет Азарх-Грановской, 1929 г.


Разумеется, приехав в Москву, Фальк стал постоянно бывать у сестёр Идельсон – Раисы и Александры.

Все отмечают, что «до самого возвращения Фалька в СССР Раиса Вениаминовна мало того что регулярно получала из Парижа письма, но и отвечала на них. А по тем временам это было ох как опасно. Даже то, что их переписка проходила строжайшую цензуру и в любой момент могла быть расценена как «шпионаж», обоих не останавливало. В квартире на улице Кирова царил культ Фалька, распространявшийся на всех членов семьи Идельсон».

Раиса уже не была замужем за художником Александром Аркадьевичем Лабасом. У него была другая жена. Вместе с ней он жил в той же квартире, что и сёстры Идельсон. Квартира стала коммунальной.

Раиса со своим четырёхлетним сыном Юлием жила с сестрой в двух комнатах. После приезда в СССР она работала в отделе голландской живописи Государственного Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

По воспоминаниям, которые оставил её сын Юлий:

«Моя мама очень занята.  Работает консультантом в Музее изобразительных искусств им.А.С.Пушкина, кажется, в египетском отделе.  Иногда водит меня туда любоваться саркофагами, вазами, картинами».

Но затем, как пишет Юлий Лабас, она сменила место работы.

«В 1936 году мама перешла на работу в Всесоюзный дом народного творчества им.Н.К.Крупской - ВДНТ, Армянский пер. д.13, где проработала до пенсии (1964 г.). Преподавала живопись заочно. Ученики со всего Союза слали бандероли со своими работами.  Она отвечала консультациями, отпечатанными на машинке».

К сожалению, рисовать ей тогда было просто некогда.

Раиса Вениаминовна больше замуж не выходила: растила сына, помогала сестре.

Александра Азарх-Грановская преподавала актерское мастерство в еврейской театральной школе при ГОСЕТе, а потом заведовала там кафедрой актерского мастерства. Через два года после возвращения Александра Вениаминовна по дороге домой из театра попала под трамвай и осталась без ноги. Раиса за ней ухаживала.

"А потом работала на протезе. За мной присылали машину", - вспоминала она.

Естественно, ее волновало, как она будет справляться с движением на сцене: ведь без ноги не могло быть и речи о показе. Она была упорна:

"Это заставило меня придумать путь, как объяснить необходимость того или иного движения, в том или ином ритме, в зависимости от той или иной исполняемой роли, от поставленной задачи только словами, но настолько ясно, чтобы меня понимали, чтобы это могло заменить показ".

И это удалось! Забегая вперёд, скажу, что она выпустила четыре спектакля (в том числе "Семья Оппенгейм" и "Блуждающие звезды"), обучила множество актеров, работавших впоследствии в разных городах страны. Ее ученики часто собирались у нее дома: пели, декламировали стихи, играли. Она жила искусством - её всегда интересовали театр, живопись, поэзия, музыка.

Продолжение следует: http://proza.ru/2014/10/21/321