Девочка-тинейджер, позвони на пейджер

Алек Иванов
Давно ли все это было? Ведь произошло на наших глазах, при жизни одного поколения! А уже глубоко забыто, и если рассказать нынешней молодежи – глаза вытаращат.

Пейджинговая связь. У каждого уважающего себя «нового русского» в кармане лежала маленькая пластиковая коробочка с экраном. Обычно экран вмещал в себя 1-2 строки текста, но самые крутые имели четырехстрочные пейджеры. Чтобы связаться с обладателем пейджера, надо было поднять телефонную трубку и позвонить в компанию-оператора (у нас наиболее распространенной оказалась «Вятская пейджинговая связь»), назвать номер абонента и продиктовать короткое текстовое сообщение. Далее оператор пересылал полученный текст на абонентское устройство – собственно, пейджер. И разбуженный громким писком «новый русский» читал следующее: «Вован, срочно приезжай на стрелку. Паша Лютый».

А тем временем появились и первые сотовые телефоны. Стандарт #250 как-то обошел наши палестины, сразу в моду вошел стандарт NMT450. «Трубки» производства Benefon и Nokia весили как кирпичи, выглядели как кирпичи и имели размеры кирпича. Сим-карт в них не предполагалось – номер телефона программировался сразу в аппарате. Году в 1997 такой телефон наша кировская фирма купила за 17 000 рублей. Великолепный Benefon Spica мог использоваться только для звонков, даже функция SMS в нем почти не была реализована. Какие фотокамеры, какие медиа-плееры, вы о чем? Зато он не ломался, а таким телефоном легко можно было убить.

Я, конечно, сталкивался с сотовой связью, служа в армии. Даже слышал, что появились телефоны с сим-картами. Но в руках сей девайс не держал. Свой первый телефон купил, приехав в родной Киров. Году так в 2002. Это был сильно подержанный «Эрикссон», который сломался еще по пути домой. Продавец очень не хотел возвращать деньги, но насилие победило, и мне вручили супер-аппарат. Nokia 3110. Честно – по качеству связи этот доисторический телефон до сих пор побеждает любой навороченный айфон или его аналоги. У него был только один недостаток – «дохлая» батарея. А так… если бы мне сейчас вернули мой первый телефон, оставил бы его себе, не раздумывая. Эта «трубка» ловила даже там, где вообще не было никакой связи.

Да, а оператор в городе на тот момент был лишь один – «Мегафон». Подключение стоило 750 рублей, причем отдать эти деньги надо было просто так. Никаких тебе «положим на счет». Счет пополнять предстояло отдельно, а минута разговора дешевле доллара не стоила. Год? 2003-й. Очень скоро в Кирове появился оператор МТС со своим агрессивным проектом «Джинс», потом пришли «пчелы»…

Пейджеры исчезли сразу, как только появились первые телефоны с возможностью отправки SMS. Еще несколько лет «Вятская пейджинговая» по инерции дергалась, но дни ее были сочтены. Никто уже не хотел диктовать девочке-оператору сообщение, которое проще было набрать самостоятельно. Сотовая связь ворвалась в нашу жизнь. И заметьте, еще не было даже намека на мобильный Интернет, еще не было смартфонов, планшетов и прочего разврата. Это сегодня молодежь не представляет себя без круглосуточного доступа в Сеть. А тогда… Тогда все только начиналось.