Тайна иконы Младенца Иисуса с Богородицей

Марьша
                Эта икона моей бабушки- Поповой (Хромовой) Домники Аустиновны. И не просто икона, это - благословление на брак с  моим дедушкой – Поповым Николаем Васильевичем. Тайна заключается в том, что моя бабушка совершила паломничество за этой иконой после сговора и помолвки в 1900 году.  Так было установлено священниками  Православной Церкви еще в начале 17 века. А чтобы на венчании  получить благословение  иконой, нужно было совершить  паломничества за благословением. Венчание провел священник Феодоровской церкви Тамбовской Духовной Консистории Темниковского уезда 1-ого Благочинного округа  Иоанн Ремизов.О чем произведена запись в Метрической Книге в 10-ый день  ноября 1900 г.
 
             Куда моя бабушка совершила паломничество? Откуда эта икона? Я найти ответ не смогла! Мной были просмотрены в интернете  300 тысяч икон Богородицы с Младенцем. Я посещала  иконные лавки в Москве, Саранске в поисках ответа на трудный вопрос, просмотрела  разную литературу, но ответа так и  не нашла.
           Обычно Богородица изображена на иконах с красным мафорием — четырехугольным покрывалом, символизирующим земные страдания Матери Божьей.
            На иконе моей бабушки и Младенец, и Богородица изображены с необычными венцами на голове. Эти венцы  чем-то похожи на головные уборы женщин западной Украины, Белоруссии, Польши, Чехии, Словакии. Я  занималась поиском иконы в монастырях этих стран, но ответа так и нет.

          Безусловно, все читатели знают, что иконами благословляют христиан. Многие знают, что христианство на Руси ввёл Киевский  князь Владимир Красное Солнышко еще в 988 году при крещении  на Херсонесе. Этот храм  сохранился до настоящего времени в Севастополе.
           Как  насаждалось христианство на Руси, знают многие. А, если не знают, то можно найти ответ в интернете:
«Христианство насаждали огнем и мечом, но об этом христиане стараются не вспоминать. Папа Римский попросил прощение за костры инквизиции, а наши попы молчат и утверждают, что ничего подобного на Руси не было, хотя известно множество примеров «православной» инквизиции».
 
              И  проводилась христианизация россиян с Запада на Восток, и дошла до территории нынешней Мордовии. Самые ранние документы о крещении мордвы датированы началом XVI века. Методы христианизации  мокши  на территории  Мордовии, которые в предшествующий период применялись в крае,  носили  ярко выраженный насильственный характер, что  естественно вызывало негативную реакцию народа. Даже реальное противодействие. Так, в 1573 году мордва изгнала со своих земель монахов Шацкого Чернеева Николаевского монастыря.      А в 1656 году архиепископ рязанский Мисаил был убит в Шацком уезде при попытке «мордву, и татар в святое крещение приводити». 

           Потерпев неудачу с быстрой  христианизацией народа,  правительство и его местные органы усилили нажим на мордовскую  знать края. Местным феодалам было что терять, и чаще всего они принимали новую веру под страхом попасть в немилость, а то и под прямые репрессии: " ... А буде они не крестятся, — и им сказать, что они сосланы будут в Богороцкой на пашню" (из  отписки  Темниковского воеводы Николая Спафария в Москву).

          Христианство было воспринято мордвой как «чужеродная» религия. Мокшане поклонялись стихиям, и все  божества  были женского рода: богиня - ветер, богиня - вода, богиня – солнца, богиня – луна, богиня - нивы,  богиня – леса и т.д. Преклонение стихиям не простое, ибо стихии несли смерть, беды, голод. И поэтому   очень трудно было воспринять БОГА на липовой доске! Какую беду может принести  раскрашенная доска? Или какую помощь может принести липовая раскрашенная доска? По этой причине мокшане не  признавали христианство  за веру и целыми  селами отказывались креститься.    

           Так, в Атюрьевском  районе Мордовии есть  село Каргонь шяй, что в переводе на русский язык означает  Журавлиный водоём. И село так называлось по тому, что каждую весну  на этот водоём прилетали журавли  на радость взрослым, и детворе, а осенью строились клиньями и улетали в тёплые края.  Крестьяне этого села  не признавали христианство. Отказывались от крещения и старейшины села    приняли решение отказаться от крещения категорически.

              Поскольку  христианство было государственной  религией России, то царские губернаторы со священнослужителями проводили крещение, призвав в помощь царскую Армию и полицейскую службу. Причем, крещение проводилось ни в церкви, а в обычных водоёмах и при любой погоде. Вот и было принято решение священнослужителями   окрестить  крестьян деревни Карьгонь шяй глубокой  морозной осенью в водоёме для журавлей. Когда  журавли уже улетели, а водоём покрылся первым льдом.
               Всадники на лошадях нагайками выгоняли из домов мужчин, стариков, женщин и детей! Всех согнали в водоём. Я не буду описывать ужас этого крещения, ибо каждый поймет, что крещение в ледяной воде не вызывает восторга. Людей заставляли окунаться в воду под молитвы попов.
              Не  стоит углубляться в историю, чтобы понять, что после такого «крещения» умерла от простудных заболеваний половина села.
             И для пущего назидания это село переименовали из Журавлиного водоёма в Мордовские козлы!

             Это  село просуществовало с  названием Мордовские Козлы   почти 3 столетия до прихода Советской власти, когда название села немного изменили,  и село стало называться Мордовские Козловки.
            С отказниками от крещения не церемонились и давали названия сёлам, отказавшимся от крещения, безобразные названия. Так, мокшанская деревня с названием Пакся Карьгоня, что в переводе обозначает Полевые Журавушки, из-за отказа от крещения было переименовано в Польское Сучкино. Были ли там поляки или нет, я пока не смогла установить.
           Чтобы не затруднять свои мысли от переименования  сёл «некрещенцев», соседнее село  переименовали в Лесное Сучкино.

            Я не стану описывать все издевательства.  Меня могут перечислить к лику еретиков. Хочу добавить, что прошло много времени. С тех пор утекло много воды,  прошли дожди,  смывшие с лиц мокшан и с их душ боль и страдания, которым их подвергли ради обряда крещения.               
Мои прадед и прабабушка были крещены при рождении и обвенчаны в церкви. Да и все мокшане и эрзяне – верующие люди! Недаром в Мордовии построены и восстановлены  многие, многие храмы.
   Были крещены мои дедушка Николай Васильевич и бабушка Домника Аустиновна. А вот их венчание связано с тайной этой иконы Младенца с Богородицей!
Да сейчас редко кто в Мордовии вспомнит о божествах - стихиях, ведь все стали христианами.

              С тех пор, как провели христианизацию мокшан, священники строго бдели, чтобы на второй день после рождения детей несли на крещение в церковь. А уж если кому-то на думалось выходить замуж, соверши паломничество в монастырь, избранный священником! А иначе не быть свадьбе и брак  не может считаться богоугодным делом.

             И проходили пешком невесты (по – мокшански  - максомка) многие сотни километров в монастыри России и не только. Шли в Саров,  Загорск, Киев, на Афон, и во  многие другие монастыри за заветным благословлением.
          А, чтобы точно найти указанный священником монастырь, невест сопровождали мудрые вдовицы.
          И не было в ту пору не убийств, не изнасилований, ни наркотиков, ни спайсов. И исполнялись Заповеди Божьи: накорми странника, вдову и сироту. И у всех хватало хлеба на странников! Были и места для ночлега.
         
         А икона моей бабушки, хоть и выполнена литографией, для меня бесценная память о прекрасных людях – моих дедушку и бабушку.
            Я обращаюсь к писателям сайта за помощью, возможно, кто-нибудь скажет название этой иконы? Может кто-то сможет раскрыть эту тайну?
             Этим вы принесёте огромную радость моей душе. А значит – и своей душе!