Слова

Ирина Фурман
- Осторожнее! – До меня доносится грубый голос разгрузчика, принимающего товар с огромного судна. – Только разбейте мне что-нибудь, я вас….
Поворачиваюсь в его сторону, с интересом наблюдая за гигантскими коробками, которые под его чутким руководством аккуратно опускаются на землю и друг на друга.
В течение какого-то времени, разгрузчик раздает указания своим коллегам, после чего кричит – «перекур» - отходит от судна, усаживается на массивный кнехт и закуривает.
- Простите, пожалуйста, - несмело обращаюсь к нему я, подходя ближе. – А можно вопрос?
Мужчина смачно затягивается, сплевывает и хмуро смотрит на меня.
- Чего тебе? – Наконец, интересуется он своим хриплым басом.
- А что у вас в коробках? – Задаю я, мучающий меня вопрос.
Он бросает быстрый взгляд на судно и кивает в сторону ящиков:
- В тех-то?
- Ага, - киваю я, тоже не отрывая взгляда от груза.
- А почему интересуешься? – С подозрением в голосе спрашивает разгрузчик.
- Да вы не подумайте, - тут же начинаю оправдываться я. – Я ничего такого… я просто…мне просто показалось, что вы как-то очень по-особенному относитесь к этому грузу, поэтому и спросила. Интересно, что там…
Мужчина ухмыльнулся.
- Интересно ей, как же. А знаешь, что с любопытной Варварой на базаре случилось из-за любопытства-то?
- Знаю, - тихо отозвалась я, невольно потянувшись к носу.
- И все равно хочешь знать, что там?
- Хочу…
Он затушил сигарету, поудобнее устроился на кнехте и покачал головой, будто удивляясь моей глупости.
- Вот ведь… - пробормотал мужчина. – Ну, ладно. Скажу, только, если пообещаешь сохранить в секрете.
«Неужели контрабанда», мелькнула в голове тревожная мысль. Но я тут же отогнала её прочь и ответила:
- Клянусь.
Еще несколько секунд он, прищурившись, смотрел на меня, словно решая можно ли мне доверять, а потом произнес:
- Ладно, так уж и быть. В этих ящиках слова.
В первую секунду мне показалось, что он меня разыгрывает.
- Что, простите?
- Что-что? Слова! Не слышишь что ли? – Раздраженно пробасил он.
- Но…постойте…разве это возможно? – Растерянно спросила я, а потом меня посетила неожиданная догадка, и я улыбнулась. – Ах, вы, наверное, имеете в виду книги?
- Да какие книги? – Отмахнулся мой собеседник. – Говорю же – слова. А были бы книги, я бы так и сказал.
- Но как же так? – Удивилась я. – Слова, они же… - я сделала жест руками, словно хотела пощупать воздух, - неосязаемые…
- Да ну? – Разгрузчик чуть склонил голову на бок, пристально посмотрев на меня. – Так уж и неосязаемые?
- Неосязаемые, - подтвердила я.
- Осязаемые. Еще какие осязаемые! Вот, если тебе парень в любви признается, ты что почувствуешь?
- Ну, - задумалась я, - радость, наверное.
- Вот. А если я тебя «идиоткой» назову, то что?
- Мне будет неприятно, - ответила я, начиная понимать, о чем он говорит.
- Ну вот, - удовлетворенно произнес мужчина. – А ты говоришь - неосязаемые. А они, вон, сколько эмоций вызывают, слова эти.
Я немного помолчала, с сомнением глядя на ящики.
- И все-таки я не понимаю, как вы их перевозите?
- Ну, как? Просто. Сортируем по коробкам: признания к признаниям, нежности к нежностям, а потом в ящики и на борт.
- А потом куда?
- А дальше по назначению. Где нужнее, туда и шлем.
- Безумие какое-то… - пробормотала я.
- Нет, это не безумие, - махнул рукой разгрузчик. - А знаешь, что настоящее безумие?
- Что?
- То, что люди не по назначению слова используют. Разбрасываются ими направо и налево. А со словами, с ними, знаешь, как осторожно надо. Вылетит, и всё – финита ля комедия. Не вернешь сказанного. А слово, его, держать нужно. Вот ты свое слово держишь?
- Я…ну…стараюсь, - его испытующий строгий взгляд заставил меня покраснеть.
- Вот. А нужно не стараться, а держать, - для пущей убедительности мой собеседник даже поднял вверх палец, а потом добавил тихо-тихо, - а то потом больно бывает.
Мы замолчали. Разгрузчик устремил взгляд на водную гладь – удивительно спокойную в этот пасмурный день, а я думала над его словами. Мне стало стыдно за все те обещания, что я давала, не подумав, а после не исполняла. Стало обидно за каждое неискреннее слово, за каждое обидное, за каждое несправедливое.
- А что делать, если не смог сдержать слово? – Наконец, решилась нарушить тишину я.
- Ну, ясно что – прощения просить. Только искренне, от всего сердца.
- А простят?
- А это и неважно. Главное, чтобы ты для себя урок вынесла и больше не бросалась словами попусту, - ответил он, а потом резко встал. – Ладно, некогда мне тут с тобой разговоры разговаривать. Работа не ждет.
- Спасибо вам, - сказала я.
- На здоровье, - ответил он. – Всего доброго, - и мой собеседник развернулся, чтобы вернуться к судну, но мой голос заставил его обернуться вновь.
- А еще я…обещаю…, - начала, было, я, но вовремя прикусила язык, - я постараюсь всегда держать свое слово.
Он ничего не ответил, только улыбнулся и чуть склонил голову, в знак одобрения, после чего быстрыми шагами направился к кораблю.
Я еще немного постояла на пристани, наблюдая за тем, как один за другим, на землю опускаются ящики с бесценным грузом и думала, что уже никогда не забуду этого дня.