Полюбить Раскольникова

Рой Рябинкин
 
«Нелюдь. Из Дневника начальника уголовного розыска»,
Георгий Лахтер,
http://www.proza.ru/2009/05/24/561


 Как это ни парадоксально, но автор должен любить или хотя бы жалеть своего отрицательного героя!
 
Милицейский протокол или дневниковые записи тогда  станут художественной прозой, когда проникнут в тёмные закоулки человеческой души, опустившейся до насилия и детоубийства.

 Я высказал эту мысль Георгию Лахтеру  год назад, однако он и его читатели продолжают колесовать героя рассказа "Нелюдь. Из дневника начальника уголовного розыска", не делая попыток разобраться в его внутреннем мире.

 Героя! Да, героя, ничем не хуже того же Чингисхана, персонажа одноименного романа трилогии Василия Яна или других персонажей сказаний и эпосов, имена которых стали нарицательными, олицетворяя  насилие и зло.

 Автор творит свои миры подобно богу, а у бога нет нелюбимых созданий. Бог милосерден к своим творениям, даже утратившим человеческий облик, и оставляет любому из них  возможность быть понятым  и прощённым!

Мы жалеем Сокольника (другие имена: Бориско, Збут, Соловник), сына Ильи Муромца, русского по крови, ордынца по духу - врага Руси, пролившего моря русской крови.

 Читатель с пониманием осмысливает жизненную трагедию Григория Мелехова, безжалостного казака-рубаки, волею гения Шолохова, не вызывающего отвращения, а лишь желание понять, как из человека выкристаллизовывается машина для убийств себе подобных.

 И хоть в конце романа герой Шолохова, уставший убивать, вполне мог утонуть в море пролитой им крови, автор оставляет его в живых. Живым, но без души.

 Убей он его и читатель с облегчением закрыл бы книгу и забыл о нём, как в данном случае в рассказе Г. Лахтера - нет человека - нет и проблем!

 Оставив типичного героя живым, мы тем самым понуждаем читателя размышлять над явлением, искать причины и пути решения проблем насилия и бездуховности.

  Однако Георгий Лахтер с первых строк заклеймил Энвера уродом и до конца рассказа не нашёл для него ни одного слова сострадания. Он не раскрыл причин, почему сердце героя его очерка очерствело до такой степени, что перестало откликаться на голос совести - голос Бога.

 Я как-то задал себе вопрос: если Спаситель уверял, что прощен будет всякий, искренно раскаявшийся в содеянном - даже согрешивший семидесятижды, то это  не для  красного словца было провозглашено? Это - мораль высших сил?

 Чтобы научиться любить и прощать ВСЕХ, нужно сначала полюбить и простить себя. Однако многие живут с чувством глубокого отвращения к себе и окружающему миру.

 Показать метаморфозы живой души, ее развитие или деградацию - сверхзадача писателя.

 "Энвер с детства хромал на левую ногу. Да и внешне был не красавец: угрюмый взгляд, вытянутая челюсть, редкие зубы, спина дугой".

 Вашего героя хочется убить еще ребёнком, с таким отвращением и без капли жалости вы описываете его в детстве.

Отвращение окружающих  сопровождало его с младенчества:

"Сам он к людям не тянулся, а те урода сторонились".

Душа не рождается чёрствой, она грубеет от враждебного окружения.

Насилие - истинное зло. Все мы - жертвы насилия, даже те, кто его совершает.

 Всегда есть скрытая причина, сделавшая невинную от рождения душу способной сотворить зло. Ребёнка насиловал и жёг не один Энвер, а мы, всем бездушным миром!

 А ведь, Гюго так проникновенно выписал образ урода Квазимодо, что до сих пор о нём слагают песни, и  Достоевский посвятил целый роман душегубу Раскольникову...


(Рецензия опубликована  на сайте русскоязычного журнала "Чешская звезда").