Михаил Лермонтов глазами Сергея Параджанова

Киноклуб Сапаров
   Многочисленные авторские проекты интеллектуального киноклуба SAPAROV посвящены эстетике и художественному миру великих кинорежиссеров ХХ века: Акира КУРОСАВА, Ингмара БЕРГМАНА, Луиса БУНЮЭЛЯ, Микеланджело АНТОНИОНИ, Сергея ПАРАДЖАНОВА, Карла ДРЕЙЕРА, Жана-Люка ГОДАРА, Фрица ЛАНГА, Пьера Паоло ПАЗОЛИНИ, Сатъяджита РЕЯ, Стэнли КУБРИКА, Сергея ЭЙЗЕНШТЕЙНА и других.

            ***      ***         ***       ***       ***

Петербургский интеллектуальный киноклуб  SAPAROV
Музей Сергея ПАРАДЖАНОВА в Ереване
представляют в программе
«Любимые фильмы Иосифа БРОДСКОГО»
перфоманс,посвященный 200-летию со дня рождения М.Ю.ЛЕРМОНТОВА «И звезда с звездою говорит…»

Уникальная экспликация двух «лермонтовских» проектов гения поэтического кино Сергея ПАРАДЖАНОВА

ДЕМОН  1971-1978
АШИК-КЕРИБ 1988
Бонус: фильм Ирины Евтеевой ДЕМОН 2004

1. - АШИК-КЕРИБ  1988
Реж. Сергей ПАРАДЖАНОВ(при участии Давида Абашидзе)
Светлой памяти Андрея ТАРКОВСКОГО посвящается
В ролях: Юрий Мгоян, Софико Чиаурели.
Приз «Феликс-88», спецприз МКФ в Стамбуле
 
    Cергей ПАРАДЖАНОВ –один из самых непредсказуемых гениев  мирового кино. Его последняя прощальная лента «АШИК-КЕРИБ» - истинное волшебство.
     Необычайно красивый, изысканный фильм о любви снят по сказке другого мятежного и загадочного гения М.Ю. Лермонтова.
     Эта дивная история, найденная в бумагах поэта, спустя пять лет после его смерти, как известно. была подсказана Лермонтову в Тифлисе Мирзой Фатали Ахундовым, у которого, между прочим, Лермонтов брал уроки «татарского языка».
     «Ашик-Кериб» - сюжет персидско-азербайджанского происхождения (кстати, удивительно, что русских поэтов всегда манила Персия – вспомним А.Пушкина, М.Лермонтова, С.Есенина, В.Хлебникова…)
      Но вообще-то сюжетный мотив «Муж на свадьбе своей жены» -  один из самых распространенных и неистребимых в мировой литературе и мифологии. Приходят на ум «Одиссея» Гомера, «Декамерон» Джованни Боккаччо, новелла Мопассана «Возвращение» и многое другое.
     «АШИК-КЕРИБ» - гимн всепобеждающей любви, вызвавший к жизни не только балет Б.Асафьева  и оперу Р.Глиэра, но и пленительный фильм Сергея ПАРАДЖАНОВА, ставший его завещанием.

               

2. – ДЕМОН    1971-1978

(Литературный и режиссерский сценарий фильма)

     Многочисленные эскизы костюмов и живописные коллажи к фильму выполнены Сергеем ПАРАДЖАНОВЫМ в драматических обстоятельствах 1971-1978 годов.
     Немногие знают, что всегда восхищавший Сергея ПАРАДЖАНОВА М.Ю.ЛЕРМОНТОВ становится одним из центральных героев его творчества еще в 1971 году, когда он приступил к работе над фильмом «Демон».
     ПАРАДЖАНОВ справедливо полагал, что «Демон» - великое создание лермонтовского гения -  остается непонятым и недооцененным нашими современниками. В этом он был вполне солидарен   с другим своим кумиром – Михаилом Врубелем, сказавшим когда-то:
« Демона» не понимают – путают с чертом и дьяволом, тогда как «черт» по-гречески значит просто «рогатый», а дьявол – «клеветник». А «демон» значит «душа» и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения  обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе».
   Добавим для полноты картины, что в платоновской «Апологии Сократа» добрый «демон» суть «гений».
     Между прочим, по масштабности и философской значимости образа «Демон» М.Ю.ЛЕРМОНТОВА сопоставим с «Фаустом» И.-В.ГЕТЕ.
     Заинтересованный в создании ПАРАДЖАНОВЫМ фильма «Демон» всесильный руководитель Гостелерадио Сергей Лапин  определил редактором будущей картины многоопытного и  авторитетного В.Б.Шкловского.
     Удивительно, но этот дерзкий проект стал непосредственным развитием ошеломляющих образов-символов вершинного создания ПАРАДЖАНОВА, быть может, главного мирового кинособытия 60-х годов – легендарной ленты «Цвет граната».
     Параджановский сценарий «Демона»  - целый мир завораживающих живописных символов. многосмысленных и как бы произрастающих сквозь лермонтовский текст. Разумеется, это шокировало литературного редактора В.Б.Шкловского: «...Дорогой Сергей! К сожалению, мы не можем снять немую ленту. Люди должны говорить,..»
     На это категоричный ответ ПАРАДЖАНОВА:«...Ненавижу словесный кинематограф, где говорят... говорят... говорят!»
      Замысел Сергея ПАРАДЖАНОВА, вскоре подвергшегося жестокому и необоснованному тюремному заключению, так и не был воплощён на экране. И тем не менее,  спустя тридцать лет -уже после смерти автора - в отечественном кино появилась оригинальная «бессловесная» интерпретация  лермонтовского «Демона».

 

3. –  ДЕМОН. 2004 г.
Режиссер, автор сценария и художник-аниматор Ирина ЕВТЕЕВА.
В ролях: Зара Мгоян, Владимир АДЖАМОВ, Алексей БАРАБАШ, Светлана СВИРКО и др.
Композитор Андрей СИГЛЕ.
Оператор-постановщик Генрих МАРАНДЖАН
    Разумеется, Ирина ЕВТЕЕВА отнюдь не последовательница  или ученица ПАРАДЖАНОВА, но именно в её волшебной анимации поэтическое слово ЛЕРМОНТОВА нашло  зримое кинематографическое воплощение.
      Приходится признать, что в мировом киноискусстве существует приметная ниша, занятая Ириной ЕВТЕЕВОЙ.Нравится вам  это, или нет, но так, как она не работает никто.
     Извечную противоположность фотографического образа, якобы  исключающего непосредственное вторжение художника, и пикториализма, то есть «рукотворчества» - такой работы с материалом, которая неминуемо несет на себе следы вмешательства авторской индивидуальности - ЕВТЕЕВА преодолевает ошеломляюще простым и непосредственным образом:  накладывая руки на фотоизображение.
    В результате возникает нечто, чему до сих пор даже не придумали адекватного наименования.
               

             7 октября 2014 г.