Верочка. Прогулки с братом

Серафима Лежнева Голицына
   На фотографии боковой двор Толстовского дома.   

   Верочке было, наверное, около пяти лет, когда её стали отпускать на прогулку вдвоём со старшим братом Мишей.

   Миша учился в школе, кроме того, он был мальчиком, и родители девочки были спокойны - есть кому заступиться за Верочку, когда она гуляет с братом во дворе.

   Дети, жившие в огромном Толстовском доме, гуляли в левом внутреннем дворе, где для них была устроена небольшая детская площадка. Никаких развлечений для детей  типа качелей - каруселей на площадке не было. Не было даже песочницы и деревянной горки, которая обычно стоит на детских площадках круглый год.

   Иногда папа шёл гулять с Верочкой после работы. Тогда она брала с собой алюминиевую столовую ложку вместо совка, и увлечённо копала этой ложкой в земле дальнего газона. Почему-то на этом газоне не было травы, он упирался в глухую стену из красного кирпича. Наверное, на месте площадки был раньше дом, его сломали, и осталась эта стена без окон. Вспоминая сейчас эту стену, Верочка почему-то представляет её местом, пригодным для расстрела красных комиссаров, как это часто можно увидеть в фильмах про революцию.

   Днём, после обеда, Верочка отправлялась на прогулку с братом. Часто они возвращались домой, когда уже начинались сумерки, но дома за них не переживали, они же гуляли вдвоём, и время тогда ещё было очень спокойное, никто не слышал о том, чтобы крали детей. И во дворе у них всегда гуляли только свои люди, жившие в этом доме.

   Брату не интересно гулять на детской площадке вместе с малышнёй. Выходя на прогулку с младшей сестрой, Миша шёл всегда в одном и том же направлении - прямо за детской площадкой стоял дом, где жил его друг. Вернее, это был не дом, а часть того же большого дома, в котором они жили. Говорили, что в левом боковом дворе Толстовского дома находились небольшие квартиры с низкими потолками, маленькими кухнями и без ванных комнат, которыми располагали квартиры во всех основных частях этого дома, правда, без горячей воды. Старшие люди рассказывали, что до революции в боковом дворе жил бедный люд, эти квартиры строились в основном для прислуги.

   В таком скромном доме "для прислуги" и жил друг брата Олег. Именно к нему направлялся брат, выходя на прогулку вместе с Верочкой. У брата с Олегом, по-видимому, было много интересных дел, потому, что брат задерживался у Олега надолго. Всё это время Верочка проводила на лестнице парадной. Верочка никогда не видела Олега. Брат не брал её с собой, идя к другу. Однажды Верочка спросила брата, почему ей нельзя пойти вместе с ним к Олегу. Брат коротко объяснил ей причину:

   - Как ты себе это представляешь? Я прихожу к другу с младшей сестрой, которая ничего не понимает в наших делах. Тебе там будет скучно. Поэтому я не беру тебя с собой.

   Парадная у Олега была тёмная, с крутой узкой лестницей. Брат позволял Верочке провожать его до дверей квартиры Олега, и Верочка подозревала, что ему было страшновато подниматься по тёмной лестнице одному.

   Дальше всё повторялось по одному и тому же сценарию. Брат просил спуститься Верочку на несколько ступеней, чтобы его друг не увидел, что его провожала младшая сестра.

   Верочке казалось, что она ждала брата на лестнице часами. Зимой в парадной сильно топились батареи, Верочке было жарко в её шубке, и она маялась в ожидании, когда брат наконец-то выйдет из квартиры своего друга и поведёт её домой. Стоять долго на лестнице было тяжело, и Верочка обычно сидела на ступеньке на пол пролёта ниже, чем жил Олег. На лестнице было темно, но Верочка не боялась - по этой лестнице почему-то почти никто не ходил. Квартир в парадной было мало. Иногда, истомлённая жарой, девочка засыпала, сидя на ступеньке.

   Однажды Верочка так же дремала, ожидая брата, сидя на нижней ступеньке лестничного пролёта между двумя этажами. Её разбудила какая-то женщина, которая начала расспрашивать о том, почему она сидит в тёмной парадной одна.

   - Я жду своего брата, - спокойно сказала Верочка в ответ.

   - А где твой брат? - не отставала женщина, лицо которой не было отчётливо видно в полумраке парадной.

   - Мой брат пошёл навестить своего друга, - пояснила Верочка.

   - Что же твой брат оставил тебя здесь одну?

   - У мальчиков свои дела. Мне не интересно играть с ними, - с достоинством сказала девочка в ответ.

   - Скажи, в какой квартире сейчас твой брат?, - потребовала у Верочки женщина, - я позову его, и он отведёт тебя домой.

   - Я не помню, в какую квартиру ушёл брат, - солгала Верочка, надеясь на то, что ей поверят, ведь она маленькая, и может поэтому ничего не знать.

   - Тогда я стану звонить во все квартиры, пока не найду твоего брата. Маленьким девочкам нельзя сидеть одним на тёмных лестницах, - женщина продолжала стоять рядом с Верочкой, и непонятно было, что нужно сделать, чтобы она ушла.

   Верочка не хотела говорить, в какой квартире находится её брат. Она представила, как сейчас его будут ругать за то, что он оставил её на лестнице одну.

   - Тогда я сама отведу тебя к твоим родителям, - сказала женщина, крепко взяв Верочку за руку.

   - Я не пойду домой без брата, - твёрдо сказала Верочка. Легко было представить, как всполошились бы папа, мама и бабушка, узнав, что брат Миша оставляет Верочку ждать его на тёмной лестнице.

   Верочка разговаривала с женщиной, которая не хотела оставить её, когда дверь на втором этаже отворилась, и в лучах света из передней квартиры появился брат Миша.

   - Вот мой брат, - Верочка потянула свою руку назад, и женщина её отпустила.

   - Что ж ты, мальчик, оставляешь свою сестричку одну?, - спросила у Миши женщина.

   Верочка взяла брата за руку, и они вместе стали спускаться по лестнице вниз.

   Дома, как всегда, спросили:

   - Как вы сегодня погуляли во дворе?

   - Хорошо, - как обычно, ответила Верочка.

   Почему-то у Верочки очень рано стали проявляться такие качества, как солидарность со своими. Поэтому она никогда не рассказывала родителям и бабушке, как они с Мишей "гуляют во дворе".
21.10.17:01.