МУЗИС А.И.
1963г.
Огибая Байкал уходит на восток великий транссибирский тракт. Он соеди-
няет Сибирь с Амуром-батюшкой, краем издавна заселенным русскими лю-
дьми.
Начинаясь невдалеке от Байкала несет на север свои могучие воды река
Лена, путь также издавна ведомый русскому люду. Уже в 1632 году казак
Петр Бекетов основал здесь Якутский острог, ныне город Якутск.
Но между верховьями Лены и Амура лежал неизведанный край, хаос гор и
речных потоков, бескрайней тайги и беспредельных болот, край быть может
богатый, но наверняка не заселенный.
В 1866 году известный путешественник-географ князь-революционер Петр
Алексеевич Кропоткин впервые поднялся от Лены вверх по Витиму. Угрюм-
рекой назвал впоследствии эту реку Шишков. И она действительно была уг-
рюма. Бесчисленные пороги, перекаты, заломы, отмели, глухие незаселенные
берега.
Кропоткин писал, что за время путешествия только на реке Муе они вст-
ретили небольшое поселение якутов, которые года за три перед этим приш-
ли сюда с верховий реки Куянды (Конды).
Прошло менее ста лет. По берегам Угрюм-реки, которой в одиночестве
плыли Пашка Громов и Ибрагим, выросли большие благоустроенные посел-
ки: Муя, Толмачевское, Боргалино, Неляты. По водам Витима и Муи сколь-
зят катера, баржи, вспенивают воду острыми носами моторные лодки, пока-
чиваются причаленные к берегам плоты и барки с грузами.
Но плавание по Витиму - дело по-прежнему трудное. Особенно по сред- -2-
нему Витиму.
Прорвавшись у Многообещающей косы сквозь Южно-Муйские горы, Ви-
тим устремляется к центру Муйской котловины. Здесь, словно натолкнув-
шись на невидимую преграду, река делает 25-километровую петлю и снова
продолжает свой стремительный бег на север. Ширина ее у Конды достига-
ет 1120 м. Усиленный водами притоков, Витим в паводок несет через Не-
лятский створ до 11 тысяч куб.м. воды в секунду! Плывешь по Витиму на
лодке - впереди горы, за кормой горы. Широкая гладь воды, низкие берега
островов. Море!
Но время паводка на Витиме речники ждут с нетерпением. За Южно-Му-
йскими горами на Читинском автотракте стоит большое село Романовское.
Сюда свезено огромное количество грузов. Как только пройдут большие
дожди, словно прорвав запруду, по Витиму начинается сплав. Его откры-
вают плоские и широкие самоходные баржи. Наполнив берега гулом мото-
ров, они проходят мимо скалистых утесов, мимо плоских зеленых остро-
вов - одна, другая, третья... - стремительные как миноносцы. За ними тяже-
ло урча спускаются маленькие "БМК" и 150-сильные килевые катера. Они
тянут караваны барж. Берега Витима гудят долго и однотонно, а катера,
волоча 100-тонные баржи, появляются в узких "воротах" Южно-Муйских
гор и уже через несколько минут оставляют их далеко позади.
Скользят баржи по реке, которая когда-то была Угрюмой. От Многообе-
щающей косы, где ведутся изыскания под створ гидроэлектростанции, к
поселку Спицино, где еще в 1940 году проектировщиками БАМпроекта
установлен столб с надписью "СТАНЦИЯ ВИТИМ". Скользят мимо То-
лмачевского и Нелят - основных жизненных центров Муйской котловины,
мимо Боргалино, одного из заготовительных пунктов лесхоза, и вот уже -3-
впереди темный барьер Северо-Муйских гор. Витим прорывает их, уст-
ремляясь на север. Но с неохотой пропустив речные воды, горы оставили
преграду плывущим по реке караванам. Парамский порог! На отрезке дли-
ной около двух с половиной километров вода кипит как в котле. Сравне-
ние с бурлящим кипятком абсолютное, полное. Вся поверхность реки на
протяжении порога покрыта мощными бурунами. Нет ни одной живой, ти-
хой, гладкой поверхности. Трудно представить себе, где здесь может прой-
ти катер или лодка. Только окажись на этом участке - тебя подбросит сни-
зу, ударит сбоку, потащит в сторону.
Но сплавщики не торопятся. Несколько выше Парамского порога стоит
зимовье Парамское. Здесь заглушили свои моторы катера, пришвартовали-
сь к берегам барки, замерли плоты, или "сплотки", как их называют мест-
ные жители: десятки тысяч кубометров древесины, сотни и тысячи тонн
грузов.
В поселке людно. Все ждут. Чего? Ждут, когда спадет вода. Странное и
противоречивое сочетание. Для того, чтобы пройти через шиверы на Юж-
но-Муйском участке Витима целая флотилия стояла наготове, ожидая ког-
да вода поднимется. За несколько дней паводка из Романовского на Мно-
гообещающую косу, в Толмачевское, Мую, на Таксимо и другие пункты
среднего Витима пришли горючее, продукты, автомашины, транспортеры,
буровые станки и даже большой килевой катер, ранее плававший по Бай-
калу. Теперь все они ждут, когда уровень воды в Витиме снизится. Знают
- поспешишь, никого не насмешишь, будет не до смеха. Только туристам
из Новосибирска не терпится. У них кончается отпуск, да и вообще - мо-
лодежь народ нетерпеливый.
- Долго еще? - то и дело спрашивает высокий темнобровый парень в си-
нем тренировочном костюме и кедах, явно не выдержавших трудностей -4-
забайкальских переходов.
- Метра три еще должно упасть, - отвечает ему старый сплавщик.
- Нечего сказать, транспорт!
Чернобровый критически оглядывает сгрудившиеся у поселка "несме-
лые" катера, на что старый сплавщик отвечает ему:
- А ты, мил-человек, сюда годков двадцать пять назад заглянул, когда и
катеров не было. Или еще ране. До двадцатых годов здесь, однако, даже
барки не ходили. Одни сплотки да шитики, лодки такие...
- Да как же на них плавали? - удивляется чернобровый, забыв сказать де-
ду, что двадцать пять лет назад он только родился.
- А так и плавали, - в тон ему отвечает старик. - Вниз самосплавом,
вверх - по берегам шестами толкались.
- А через пороги, через шиверы?
- Артелями сбивались, по берегу волоком перетаскивали...
- Вода падает, - говорит кто-то на берегу. - Вон валун, с утра не было, а
сейчас показался.
Вода на Витиме падает также быстро, как и поднимается. Уже на следу-
ющий день ее уровень опускается на 1.5 м. Песчаные отмели и острова
"вылезают" из Витима прямо на глазах. В Боргалино не присмотрели за
плотами и некоторые из них к утру "обсохли", то-есть оказались на песча-
ном острове. Лодки на берегах оказались тоже на 1.5 м выше воды - как на
одной линии.
И наступает день, когда катера и баржи отрываются от причалов. Их бег
через порог стремителен, молниеносен. Белая скатерть вспененной воды
и позеленевшие от злости лысины валунов остаются позади, не задев за
днища судов. Со стороны это кажется чудом, но подобное "чудо" повторя- -5-
ется теперь каждый год...
Муйская котловина и обрамляющие ее горы - самый трудный участок
Витима. Муйская котловина подобна мышеловке - впустит, но не выпус-
тит. И тем не менее уже сейчас Витим связывает Бодайбо с великой тран-
ссибирской магистралью. Пусть эта связь еще во многом зависит от кап-
ризов реки, пусть плавание здесь пока все еще требует от сплавщиков ис-
ключительного мастерства и мужества. В ближайшие 20 лет все изменит-
ся. Встанут на Витиме восемь гидроэлектростанций - от Романовки до
Мамы. Уровень воды поднимется. Опасные шиверы и пороги уйдут на
глубину. А быть может и еще до того, как поднимутся белые стены запру-
ды, пойдут через пороги не ведающие преград быстроходные и большег-
рузные суда на воздушной подушке. Человеческая мысль не знает преде-
ла. Он покоряет космос, можно ли сомневаться что и Витим будет поко-
рен окончательно.
Но когда, путник, ты поплывешь на комфортабельном теплоходе по бы-
вшей Угрюм-реке, когда ты увидишь по ее берегам благоустроенные горо-
да и поселки, услышишь смех и веселую песню, вспомни и тех, кто про-
водил катера через пороги, строил электростанции, добывал руду. Они
заслуживают памятника и нет большей награды человеку, чем благодарная
память о его труде.
Просьба оставлять комментарии!