Витим - река судоходная...

Виктор Музис
                МУЗИС А.И.
                1963г.

   Огибая Байкал уходит на восток великий транссибирский тракт.  Он соеди-
няет Сибирь с Амуром-батюшкой,  краем  издавна заселенным  русскими лю-
дьми.
   Начинаясь  невдалеке от Байкала  несет на север  свои могучие воды  река
Лена,  путь  также издавна ведомый  русскому люду.  Уже в 1632 году казак
Петр Бекетов основал здесь Якутский острог, ныне город Якутск.
   Но между верховьями Лены и Амура лежал неизведанный край, хаос гор и
речных потоков, бескрайней тайги и беспредельных болот, край быть может
богатый, но наверняка не заселенный.
   В 1866 году известный путешественник-географ князь-революционер Петр
Алексеевич Кропоткин впервые поднялся от Лены вверх по Витиму. Угрюм-
рекой назвал впоследствии эту реку Шишков. И она действительно была уг-
рюма. Бесчисленные пороги, перекаты, заломы, отмели, глухие незаселенные
берега.
   Кропоткин писал,  что за время путешествия  только на реке Муе они вст-
ретили небольшое поселение якутов,  которые года за три перед этим приш-
ли сюда с верховий реки Куянды (Конды).
   Прошло менее ста лет.  По берегам  Угрюм-реки,  которой  в одиночестве
плыли Пашка Громов и Ибрагим, выросли большие благоустроенные посел-
ки: Муя, Толмачевское, Боргалино, Неляты. По водам Витима и Муи сколь-
зят катера, баржи, вспенивают воду острыми носами моторные лодки, пока-
чиваются причаленные к берегам плоты и барки с грузами.
   Но плавание по Витиму  - дело по-прежнему трудное.  Особенно по сред-  -2-
нему Витиму.
   Прорвавшись у Многообещающей косы сквозь Южно-Муйские горы, Ви-
тим устремляется к центру Муйской котловины.  Здесь,  словно натолкнув-
шись на невидимую преграду, река делает 25-километровую петлю и снова
продолжает свой стремительный бег на север. Ширина ее у Конды достига-
ет 1120 м.  Усиленный водами притоков,  Витим в паводок несет через Не-
лятский створ до 11 тысяч куб.м.  воды в секунду!  Плывешь по Витиму на
лодке - впереди горы,  за кормой горы.  Широкая гладь воды, низкие берега
островов. Море!
   Но время паводка на Витиме речники ждут с нетерпением. За Южно-Му-
йскими горами на Читинском автотракте стоит большое село Романовское.
Сюда свезено  огромное  количество  грузов.  Как только пройдут большие
дожди,  словно прорвав запруду,  по Витиму начинается сплав.  Его откры-
вают плоские и широкие самоходные баржи.  Наполнив берега гулом мото-
ров,  они проходят мимо  скалистых утесов,  мимо плоских  зеленых остро-
вов - одна, другая, третья... - стремительные как миноносцы. За ними тяже-
ло урча спускаются маленькие "БМК" и 150-сильные килевые катера. Они
тянут караваны барж.  Берега Витима  гудят  долго  и однотонно,  а катера,
волоча 100-тонные баржи,  появляются в узких  "воротах"  Южно-Муйских
гор и уже через несколько минут оставляют их далеко позади.
   Скользят баржи по реке, которая когда-то была Угрюмой. От Многообе-
щающей косы,  где ведутся изыскания под створ гидроэлектростанции,  к
поселку Спицино,  где еще  в 1940 году  проектировщиками  БАМпроекта
установлен  столб с надписью  "СТАНЦИЯ ВИТИМ".  Скользят мимо То-
лмачевского и Нелят - основных жизненных центров Муйской котловины,
мимо Боргалино,  одного из заготовительных  пунктов лесхоза,  и вот уже   -3-
впереди  темный барьер  Северо-Муйских гор.  Витим прорывает их,  уст-
ремляясь на север.  Но с неохотой пропустив речные воды, горы оставили
преграду плывущим по реке караванам. Парамский порог! На отрезке дли-
ной около двух с половиной километров  вода кипит как в котле.  Сравне-
ние с бурлящим кипятком абсолютное,  полное.  Вся поверхность реки на
протяжении порога покрыта мощными бурунами. Нет ни одной живой, ти-
хой, гладкой поверхности. Трудно представить себе, где здесь может прой-
ти катер или лодка. Только окажись на этом участке - тебя подбросит сни-
зу, ударит сбоку, потащит в сторону.
   Но сплавщики не торопятся.  Несколько выше Парамского порога  стоит
зимовье Парамское. Здесь заглушили свои моторы катера, пришвартовали-
сь к берегам барки,  замерли плоты,  или "сплотки", как их называют мест-
ные жители:  десятки тысяч кубометров древесины,  сотни  и  тысячи тонн
грузов.
   В поселке людно. Все ждут. Чего? Ждут, когда спадет вода. Странное и
противоречивое сочетание. Для того, чтобы пройти через шиверы на Юж-
но-Муйском участке Витима целая флотилия стояла наготове, ожидая ког-
да вода поднимется.  За несколько дней паводка из Романовского на Мно-
гообещающую косу,  в Толмачевское,  Мую, на Таксимо и другие пункты
среднего Витима пришли горючее, продукты, автомашины, транспортеры,
буровые станки и даже большой килевой катер,  ранее плававший по Бай-
калу. Теперь все они ждут, когда уровень воды в Витиме снизится. Знают
- поспешишь, никого не насмешишь,  будет не до смеха. Только туристам
из Новосибирска не терпится.  У них кончается отпуск,  да и вообще - мо-
лодежь народ нетерпеливый.
   - Долго еще? - то и дело спрашивает высокий темнобровый парень в си-
нем тренировочном костюме  и кедах,  явно не  выдержавших  трудностей    -4-
забайкальских переходов.
   - Метра три еще должно упасть, - отвечает ему старый сплавщик.         
   - Нечего сказать, транспорт!
   Чернобровый  критически  оглядывает  сгрудившиеся у поселка  "несме-
лые" катера, на что старый сплавщик отвечает ему:
   - А ты,  мил-человек,  сюда годков двадцать пять назад заглянул, когда и
катеров не было.  Или еще ране.  До двадцатых годов здесь,  однако, даже
барки не ходили. Одни сплотки да шитики, лодки такие...
   - Да как же на них плавали? - удивляется чернобровый, забыв сказать де-
ду, что двадцать пять лет назад он только родился.
   - А так  и плавали,  -  в тон  ему  отвечает старик.  -  Вниз  самосплавом,
вверх - по берегам шестами толкались.
   - А через пороги, через шиверы?
   - Артелями сбивались, по берегу волоком перетаскивали...
   - Вода падает, - говорит кто-то на берегу. - Вон валун, с утра не было, а
сейчас показался.
   Вода на Витиме падает также быстро, как и поднимается. Уже на следу-
ющий день ее уровень опускается  на 1.5 м.  Песчаные отмели  и  острова
"вылезают" из Витима  прямо на глазах.  В Боргалино  не присмотрели  за
плотами и некоторые из них к утру "обсохли", то-есть оказались на песча-
ном острове. Лодки на берегах оказались тоже на 1.5 м выше воды - как на
одной линии.
   И наступает день, когда катера и баржи отрываются от причалов. Их бег
через порог стремителен,  молниеносен.  Белая скатерть вспененной воды
и позеленевшие  от злости лысины валунов  остаются позади,  не задев за
днища судов. Со стороны это кажется чудом, но подобное "чудо" повторя-    -5-
ется теперь каждый год...
   Муйская котловина  и обрамляющие ее горы  -  самый трудный участок
Витима. Муйская котловина подобна мышеловке - впустит, но не выпус-
тит. И тем не менее уже сейчас Витим связывает Бодайбо с великой тран-
ссибирской магистралью.  Пусть эта связь еще во многом зависит  от кап-
ризов реки, пусть плавание здесь пока все еще требует от сплавщиков ис-
ключительного мастерства и мужества.  В ближайшие 20 лет все изменит-
ся.  Встанут на Витиме  восемь гидроэлектростанций  - от  Романовки до
Мамы.  Уровень воды поднимется.  Опасные  шиверы  и пороги уйдут на
глубину. А быть может и еще до того, как поднимутся белые стены запру-
ды,  пойдут через пороги  не ведающие преград быстроходные и большег-
рузные суда на воздушной подушке.  Человеческая мысль не знает преде-
ла.  Он покоряет космос,  можно ли сомневаться что и Витим будет поко-
рен окончательно.
   Но когда, путник, ты поплывешь на комфортабельном теплоходе по бы-
вшей Угрюм-реке, когда ты увидишь по ее берегам благоустроенные горо-
да и поселки,  услышишь смех  и веселую песню,  вспомни и тех, кто про-
водил катера через пороги,  строил  электростанции,  добывал руду.  Они
заслуживают памятника и нет большей награды человеку, чем благодарная
память о его труде.




                Просьба оставлять комментарии!