Как Николай I Гитлеру досадил

Владимир Репин
Бездарным политиком был Николай,
Войну проиграл, Севастополь оставил.
Хватает ошибок, порой через край,
Но всё-таки есть исключенье из правил:

Победой в последней войне мировой
Россия обязана и Николаю –
Железнодорожной своей колеёй;
И тут анекдот про нее не стреляет*.

Велел он иную принять колею,
Чтоб кайзеру сделать её бесполезной,
Чтоб армию бросить не мог он свою
До самой Москвы по дороге железной,

Чтоб те императоры и короли,
Что бредят разгромом великой державы,
Использовать впредь никогда не могли
В российских пределах родные составы.

И вот в сорок первом для армии «Центр»
Не семьдесят в сутки пошло эшелонов,
А двадцать от силы, ведь нету совсем
Под ту колею паровозов, вагонов.

Без топлива танки вмерзали в поля,
Пехота с тоской вспоминала сосиски,
И враг буксовал, Николая кляня
С его колеёй непростою российской.

_______________________

*) 
– Государь, какую колею класть будем? Как в Европе или больше?
– На куй больше!
Воля государева – закон. И инженеры добавили к ширине колеи 89 мм.

_______________________

Дальновидный Николай, детально изучив технические данные предполагаемых к строительству железных дорог, потребовал уширения российской колеи по сравнению с европейской (1524 мм против 1435 в Европе), справедливо опасаясь, что неприятель сможет приехать в Россию на паровозе. Это через сотню лет существенно затруднило снабжение немецких оккупационных войск и их манёвр из-за нехватки локомотивов для широкой колеи. Так в ноябрьские дни 1941 года войска группы «Центр» получали только 30 % военных грузов, необходимых для успешного наступления на Москву. Суточный подвоз составлял только 23 эшелона, когда для развития успеха требовалось 70.

К началу января 1942 года противнику путем большого напряжения удалось перешить часть железных дорог на европейскую колею. В полосе действий 9-й и 4-й германских армий были перешиты обе колеи на линии Минск—Смоленск—Вязьма, одна колея перешивалась на железнодорожных участках: 1) Вязьма—Можайск, 2) Смоленск—Рославль— Брянск, 3) Брянск—Орел.
Однако для эксплуатации этих линий пришлось перебрасывать из Германии не только подвижной состав, но и работников железных дорог. Доставленный подвижной состав, сильно устаревший в конструктивном отношении и изношенный, отличался большим разнообразием: паровозы, обслуживавшие пути, были преимущественно германские, в то время как вагонный парк в преобладающем количестве был собран из оккупированных европейских стран.
Пропускная способность перешитых дорог небольшая: на двухпутных железных дорогах она не превышала 20-25 пар поездов в сутки, на однопутных — около 15 пар поездов.
Кроме того, сказывались частые налеты партизан, почему на ряде участков движение поездов производилось неполные сутки...

http://www.1942.ru/book/msk/index3.htm