Положим жизнь за асфальт?

Лариса Мирошникова 2
http://imho.gazeta.spb.ru/13117-0/
 Noname

Сегодня, 10:15


 


нет комментариев

Комментировать


 



Город растет. Город строится. Город прокладывает и ремонтирует дороги. Городу нужен асфальт. Но ценой ли человеческого здоровья и в конечном итоге жизней? В одном из микрорайонов Санкт-Петербурга АБЗ очень близко соседствует с жилыми домами. Нормально ли такое соседство? Логика говорит - нет, а вот государственные инстанции, которые контролируют деятельность таких предприятий, утверждают обратное.

Фото жительницы дома №100 к. 1 Варвары Русецкой: "Вот так выглядят мои окна.То что изнутри, покрыто копотью,которая не отмывается даже нашатырём. А когда споласкиваешь тряпку остаются радужные разводы в воде и осадок из асфальтной крошки".

      
Не нравится мне позиция многих жителей нашего микрорайона (и не только нашего) относительно борьбы за правду, справедливость и даже за их же собственное здоровье и, в конце концов, жизни. Позиция вполне понятная и обусловленная временем – «А, чего бороться – все равно ничего не добьешься». Но так ведь быть не должно!

Жили мы были в нашем райском микрорайоне на окраине тогда еще Ленинграда, в народе он всегда назывался Городок. Все было прекрасно – рядом Невский лесопарк, набережная Невы, вид на Речной вокзал с большими белыми теплоходами. Недалеко была птицефабрика, в разное время то работавшая, то нет, но особо она никому не мешала. Был еще завод ЖБИ (железо-бетонных изделий), немного временами пыливший при разгрузке щебня, но это тоже особо не доставляло никому неудобств. Но вот настало новое тысячелетие: птицефабрика снова закрылась, ЖБИ обанкротился. И под шумок на место ЖБИ, который всегда находился через дорогу от жилых домов, пришло производство асфальта АБЗ №1.

Почувствуйте разницу – бетон и асфальт. Особенно эту разницу быстро почувствовали жители дома № 100 к. 1 по Октябрьской набережной. Говорят, пик асфальтового кошмара пришелся на 2005-2006 годы. Окна, выходящие на завод, быстро покрылись трудноотмываемой копотью, а стойкий запах битума в квартирах стал обычным явлением. Кроме того, разгрузка щебня шла высокими темпами, и пыль с пирса также стала беспокоить жителей.

Жители дома писали письма в администрацию района, вследствие чего у предприятия, наконец, появились очистные сооружения – рукавный фильтр «AMECO», который должен был исключить атмосферные загрязнения на 99,1 %. Только вот вопрос возникает, используется ли он? А может быть менять его давно пора?

Лично я обратила внимание на ароматы завода в 2008 году. До этого я уверена была, что предприятие на углу Октябрьской набережной и проспекта Большевиков – все тот же ЖБИ. Первой мыслью было, что непонятная вонь - запах выхлопных автомобильных газов. Но позже вспомнила, что он очень похож на тот запах, который чувствуется при укладке асфальта на дорогах. Оказавшись однажды у ворот завода, я прочитала надпись на табличке: АБЗ№1. И тут мне все стало ясно. Но я не знала, как подойти к решению проблемы. Что пришло на ум сразу же – написать письмо президенту РФ, это я сразу же и сделала. От его администрации пришел ответ со смыслом «нет в вашем микрорайоне предприятий, делающих подобные выбросы в атмосферу».

Еще ранее меня стал беспокоить странный аллергический ринит. Теперь уже периодически доходит до астматических приступов удушья. А ведь запах битума может к раку плевры приводить и к другим тяжелым последствиям.

Писем и заявлений за все это время было написано много: В Комитет по природопользованияю, в Роспотребнадзор, заявление в администрацию Невского района с подписями жителей, руководству завода, заявление в природоохранную прокуратуру. Я начала общаться с юристом Экологического юридического центра Бэллона и очень ему благодарна за дельные советы.

На сегодняшний день сильные выбросы происходят в основном по утрам с 4 до 5 утра, в выходные – когда не работают службы, могущие зафикировать их. Возможно, многочисленные проверки по моим (а может быть и не только моим) заявлениям и письмам поспособствовали тому, что хотя бы дневные выбросы прекратились. Но даже и так, ночью невозможно открыть окно для проветривания, и даже если окно (пластиковое) закрыто, запах проникает в комнату.

Вот что говорят на эту тему жители нашего дома, и домов, находящихся в непосредственной близости от завода:

Валентина Ивановна Божкова: «Не знаю, откуда эта вонь, с 5 ТЭЦ или с асфальтового завода, но воняет давно. Особенно сильно ночью. Я рано встаю. Открываешь окно, чтобы проветрить, а там дышать нечем. Кошмар конечно!»

Варвара Русецкая, жительница дома№100 к. 1: «Мы жильцы дома 100 к 1. Окна выходят прямо на завод, живём на первом этаже. Дышать невыносимо, форточку не открыть, особенно летом в квартире стоит характерный запах асфальта, копоть на окнах и плавучий кран, коротый постоянно отгружает щебень в камазы, создаёт ужасную пыль. Пыль так же оседает на окнах и проникает в квартиру. Всё это происходит круглосуточно и даже очиститель воздуха непомогает.

Если не ошибаюсь, где-то в 2001 г. началось это безобразие.

Мало того что дорога под окнами, так ещё и завод. В 1996 году, когда мы переехали, так хорошо было: только заброшенная птицефабрика - запаха не было никакого.

В 2005-2006 был очень сильный запах асфальта. Муж ещё в дорожной организации работал: домой приходил, и роба так же пахла. Он ещё говорил: «что на работе запах, что дома».

Ирина Смальцер, жительница дома №100 к. 2: «Мы живём в доме 100 к 2. Ночью часто встаю к ребёнку, и вонь стоит в квартире страшная.

Особенно чувствуется контраст, т.к. живём полгода на даче. У нас двое маленьких детей и мы опасаемся за их здоровье: это ещё маленькие не окрепшие организмы. Почему они должны дышать этой гадостью? У мужа 2 года назад начался аллергический насморк. Чего ждать дальше от такого соседства?»

Комитет по природопользованию, письмом от 12.08.2013 №323/12-1-2-1 мне сообщил, что данное предприятие входит в список объектов, подлежащих федеральному экологическому контролю. Эта новость с одной стороны порадовала, а с другой нет. У них все на контроле – хорошо, только почему этот контроль не фиксирует никаким образом загрязнения, явно вредящие здоровью населения?

Вот о чем написал мне юрист Экологического юридического центра Бэллона, Артём Алексеев:

«Санитрано-защитная зона для предприятий асфальто-бетона на стационарных заводах согласно СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 должна быть 500 м. Это конечно рекомендуемые нормативы. Но по существующей практике санитарно-защитная зона, т.е. разрыв от края пром. площадки до жилых и иных социальных зданий, утверждается решением главного сан. врача региона и определяется на основании либо рассчетных параметров (роза ветров, планируемые объемы выбросов, удаленность от жилой застройки и т.д.), либо путем лабораторных измерений в случае жалоб на деятельность предприятия».

А управление Роспотребнадзора в свою очередь сообщает, что лабораторные замеры проводились 06.08.2009г. и главный сан.эпид. врач по району установил для производства №4 АБЗ№1 размер санитарно-защитной зоны от границы территории промышленной площадки: в западном направлении – 35 м, в северном и северо-восточном направлениях – 239 м, в юго-восточном направлении – 360 м, в юго-западном и южном направлениях – по границе набережной Невы.

Наш дом, 94 к.4. Расположен приблизительно в 300 м от завода. Дом 100 к.1 и дом 100 к. 2 – метрах в 50 от него. Но даже если бы и были соблюдены установленные размеры санитарной зоны, не слишком ли это мало, даже 360 м – максимальный размер? Ведь запах в некоторых случаях ощущается до Народной улицы – это не менее 2 км. Где же искать правду? Может быть, надо спросить сначала у тех, кто установил такие правила определения размеров санитарной зоны? Вопрос остается открытым. А я буду продолжать бороться, во всяком случае, спать спокойно руководству завода не дам. Ведь собирались городские власти переносить промышленные предприятия за черту города. Вот пусть и переносят, в первую очередь те, которые наносят явный вред здоровью жителей.


Мирошникова Лариса