Разные евреи

Брук Меир
Евреи - уникальный народ.
Весь мир понимает, что у евреев есть особая миссия. Но очень мало кто, включая самих евреев, понимает в чем эта миссия заключается.
Но мы точно знаем, что евреи очень разные и нам очень тяжело приходить к "единодушию" и "единомнению".
Обычно эта разноголосица воспринимается как недостаток и большинство обсуждающих эту тему - просто "ворчат" на евреев, не пытаясь глубже анализировать суть проблемы.
Но - мы действительно разные и на это есть разные причины.
Во-первых, Вс-вышний провел евреев по самым разным странам и культурам и когда евреи из разных стран оказываются вместе - разнообразие нам гарантировано.
Наиболее яркий "букет" еврейских культур в Израиле и в Америке - от немецких до эфиопских.
В бывшем Советском Союзе - кроме ашкеназских (европейских) евреев присутствовали горские (с Кавказа) и бухарские (из Средней Азии).
И нам легко понять природу различий евреев, вытекающую из влияний культуры народов, которые "приютили" евреев.
Но культурные корни - это не единственный фактор, влияющий на разнообразие.
Совсем недавно я "имел головную боль".
В нашей синагоге я уже десять лет веду группу, в которой мы каждую субботу проводим насыщенные занятия. И у нас "выковался" костяк учеников, которые "возмужали", стали понимать и обсуждать глубокие вещи из иудаизма, а также психологии, мистики, антропологии и др.
Каждый год к нам приезжает с лекциями и книгами один из самых интересных русскоязычных авторов - Пинхас Полонский.
Его подходы всегда "задевают за живое", но по-разному.
На его лекциях аудитория по самым "горячим" темам делится на две части.
Обычно у процентов восьмидесяти "горят глаза" от энтузиазма осмысления услышанного. Люди с нетерпением ждали приезда Пинхаса и сидели счастливые и даже окрыленные от тех новых горизонтов, которые открывал лектор.
Но также было процентов двадцать аудитории у которых также "горят глаза", но по другому поводу - от возмущения. Они активно отвергали идеи автора и с середины лекции часть "оппонентов" ушла домой, будучи очень недовольными.
И некоторые из них на трапезе после моего урока попытались высказать мне претензии - по какому праву у нас в синагоге "глаголют крамольные речи".
И я понял, что у нас у евреев есть "встроенный" механизм разногласий и весьма жесткий.
Если мы обратимся к Торе, то увидим, что Б-г делает так, что у праотца Яакова рождаются двенадцать абсолютно разных сыновей, основателей двенадцати колен.
И умение находить общий язык - давалось им очень тяжело.
Самый талантливый и любимый отцом сын Яакова - Йосеф чуть не был убит (!) братьями и был продан в рабство.
Тора подчеркивает, что в природе евреев - быть разными.
И наша задача - не просто "ставить диагноз", но найти смысл того зачем Б-г вложил в нас это разнообразие.
Только когда мы поймем глубинный смысл - мы сможем перейти от внутренней вражды к продуктивному подходу при котором различия станут источником созидания.
Один из ответов - есть евреи с фокусом "внутрь" в сугубо еврейские темы и есть евреи с фокусом "наружу" в окружающий мир.
И самое неправильное, когда один лагерь - не воспринимает другой. Оба лагеря - чрезвычайно важны и для самого еврейства и для мира.
При этом во внутриеврейском (религиозном) лагере есть система авторитетов, которая поддерживает/защищает систему.
А вот еврейство, которое "рвется спасать мир" работает без "надзора авторитетов" и поэтому не застраховано от ошибок, волюнтаризма и происков тех, кто может манипулировать евреями-романтиками.
В идеале - нам надо разработать механизм "защиты" этих романтиков и защиты мира от "издержек".
***
И наконец идея рава Кука о том, что евреи, которые увлеклись нееврейскими системами - нашли в них "искры святости", которыми необходимо обогатить сам иудаизм.
Эту теорию развивают в том числе рав Шерки, Пинхас Полонский и наш проект "Свет Авраама".
И чрезвычайно важно понять, что разные евреи тянутся к разным искрам и именно благодаря еврейскому многообразию ("имени двенадцати колен") мы можем охватить самые разные искры.
И отдельный еврей - может быть энтузиастом одной искры и противником тех, кто увлекается другими искрами.
Поэтому нам нужны законы "еврейской демократии", дающие возможность "разрабатывать искры" и нужны кураторы-интеграторы, которые сведут полученные искры в цельную картину "обновленного" иудаизма.