Интервью. Поэзия - это путь...

Валентина Лефтерова
Интервью

Поэзия – это путь. Или мост…
Но всегда движение…

         В мае 2005-го редакцию журнала «Эксперимент» посетили студенты одного из столичных вузов, будущие журналисты, литераторы. Встреча стала продолжением знакомства, завязавшегося в Москве год назад. Студент факультета журналистики Вячеслав Свирин взял интервью у главного редактора журнала для «Студенческой               
       газеты», а позднее дал согласие на перепечатку в нашем журнале. Предлагаем его    
       твоему вниманию, читатель.

      - Валентина Георгиевна, как Вы помните, год назад мы обсуждали проблемы журнала, успехи юных авторов. За этот период что-то изменилось в Вашем экспериментальном издании?
    
- Разве в наше время возможны большие перемены? В таком деле, как наше? Да ещё – позитивные? В жизни скромных, «маленьких» людей они случаются редко. Перемены - в крупных городах, там, где большие амбиции, деньги…
       
Нет, мы пока на той же ступеньке энтузиастов, стопроцентно зависящих от меценатов… Спасибо, конечно, что есть люди, помогающие издавать журнал...

       - С трудом верится! И знаете, почему? Вы запомнились оптимистом. Но вот вдруг читаю в двенадцатом номере – почти сигналы SОS! Имею в виду обращение к главе города, и подобные материалы...
      
- Да, была сделана маленькая очередная… нелепость, обращение к «власть предержащим». Хоть я и не настолько наивный человек, и понимала, что это, скорее всего, безрезультатно. Но были мнения читателей журнала, почитателей, авторов, их мы и напечатали… Думалось тогда, что общим мнением мы несколько сильнее, чем я одна в противоборстве за юношеский «Эксперимент»...

       - Помню, как ребята-студенты, от которых впервые услышал об «Эксперименте», восторженно рассказывали о самом проекте: напечататься в 15-17 лет - для них – было на уровне фантастики! В 2002-ом, 2003-ем… Как вдруг выходят в свет их стихи, рассказы… Читаются друзьями, обсуждаются… Получен такой творческий импульс!
       
- Признаться, когда журнал придумался и учреждался, - я тоже не предполагала, что в нашем городе, регионе столько пишущей молодежи, творческих людей! Это прозрение пришло позже. Сначала был робкий (а, может, и не очень робкий) именно мой шаг: сделать небольшое издание, где можно выражать свои запоздалые, почти уже затухающие, не бесполезные мысли, вытесняемые (в те годы) из реальности всеобщими воплями: - Пиво, сигареты, секс! –

От этого можно было задохнуться, и мне хотелось закричать во всеуслышание: - Поэзия! Стихи! Мысли! Чувства! – вот что нужно молодёжи, вот соломинка, способная удержать у края… Что я и сделала. С трудом, но, слава Богу, – удалось!..

        - Вы относите это к Вашим победам? Победили… дурные привычки?
       
- В чём-то – безусловно, да. Хотя глас «Эксперимента» долго был гласом вопиющего в пустыне. Впрочем, вопиющих… Ведь всё-таки посыпались звонки других пишущих. Как я им тогда была рада! ценила! Каждое слово одобрения, предложений к печати разного материала – стихов, заметочек… Позднее объявились пишущие прозу… Думаю, все мы вместе остановили в городе шквал массового скатывания подростков в такую безумную пропасть…

Не скрою, тогда я нарочно не стеснялась поднимать на щит то, что было так непривычно для местного обывателя. Но уже тогда наркотики так глубоко вкоренились в депрессивную реальность нашего городка, что именно это одолеть было не под силу…
       
Если же говорить конкретно о журнале, то тем, кто его читал, не трудно было заметить, как постоянно менялось лицо издания…
       
       - А такие внимательные читатели находились, чтобы замечать эти нюансы роста?
      
- Конечно, да! Наверное, их было немного, но они были. Познакомьтесь, например, с нашим автором Еленой Свирковой. Она и то прочтёт в публикации, что лишь меж строк просвечивает…

Библиограф ЦБС Бакатура Н.М. - одной из первых написала в местной газете такую психологически проницательную статью об «Эксперименте», что другие библиотекари вскоре имели возможность удивляться, откуда вдруг у подростков взялся интерес к журналу? Стали спрашивать на абонементе, в читальных залах… В том числе и родители подростков… Можно было только радоваться такому пониманию начинающего издания.
       
Подобных примеров много. Ксюша Шитова, например, из Дубны… Ей тогда было 11 лет, сейчас 13… Ознакомившись с журналом (почти случайно), вышла на «Эксперимент», как на… прожектор, указавший ей дорожку… Её мама стала, можно сказать, общественным помощником нашей редакции.  Тогда, впрочем, каждая дружелюбная протянутая рука была рукой помощи и поддержки… Я очень благодарна всем этим людям.

       - Но это всё, уважаемый главный редактор, из области «духа», морального становления издания. А как решалась финансовая сторона дела?  Без денег, как известно, журнала не издать…
      
- Да, Вячеслав, конечно. Радует, что вы, современные студенты - люди практичные, разбираетесь в… главном. Естественно, без средств - в полиграфии ни шагу. А нужно было выживать... Когда местные администраторы отказались помочь журналу, осенью 2001-го, «побившись рыбкой об лед», я вынуждена была отложить свою бесценную идею (так тогда оценивала её только я да отдельные, единичные, люди), уехать в Москву.

Пыталась отыскать приемлемые варианты заработка для себя. Ничего хорошего там не нашла, но я сотрудничала одновременно в трёх фирмах, куда была принята на разные испытательные сроки (со скользящим, свободным) графиком. Две из них были связаны с полиграфией. Если сказать точнее – это была работа менеджера по распространению, рекламе изданий и привлечению спонсорских средств. 
         
Этот небольшой период «притирки» в столичных фирмах дал понимание методов и способов, «механизмов» действия столичных компаний данного профиля. Это были, конечно, не крупные компании вроде «Аргументов и Фактов», а начинающие, проталкивающие свою какую-то идею на полиграфическом рынке Москвы. Я могла, как коллега, оценить их основные идеи. И оценила: либо как мало интересные, либо не перспективные (не для меня лично, а и в целом – по оригинальности, содержанию и т.д.). И это в то время, когда мною в Серпуховском регионе была брошена на полпути такая блестящая идея! Понимание этого и побудило вернуться весной 2002-го, чтобы продвигать «Эксперимент» дальше…

        - И?.. У Вас появились финансы?
       
- Нет, они были только в воображении. Но пути виделись. Поняв, что вся печать, за исключением очень крупных, устойчивых изданий, существует на спонсорско-рекламные средства, я решила обратиться к местным преуспевающим предпринимателям. То есть осуществить то, что год назад просто стеснялась делать: просить деньги у кого-то. Надо было только понять – у кого. К счастью, здесь мне помогли.

       - Кто? Счастливый случай?
         
- Почти так. Признаюсь, тогда я всё ещё верила в чиновников, и, не зная как подступиться к богатым людям, как вечный оптимист - отправилась к… представителю Президента в нашем городе за советами. Сказав, правда, себе, что это уж – в самый последний раз!.. Тогда этим представителем был господин Кукушкин из Серпухова. Он, правда, особого интереса к моим просьбам не проявил. Но в этом кабинете я встретилась с неординарной женщиной, его помощницей, Натальей Львовной Щукиной. Неожиданно она приняла решение способствовать журналу уже в первую минуту моей просьбы!

Я не поверила ни ушам, ни глазам своим! Уже семь месяцев у нас валялся подготовленный к печати четвертый номер журнала, издать который мы не могли из-за отсутствия денег,  и вдруг обещание решить вопрос в неделю… Я боялась спугнуть чем-нибудь этот счастливый случай! Наталья Львовна слово сдержала, и она, и её друзья спонсировали издание до марта 2004-го. Редакция до сих пор безмерно признательна этим людям.

       - То есть, теперь Вы имели возможность развивать свой «Эксперимент»?
      
- Это, конечно, громко сказано. Журнал просто имел возможность держаться на плаву. Что тоже было большим делом… А чтобы развивать – так для этого очень многого не хватало. Вам не рассказывали протвинские студенты, что мы умудрялись выпускать журнал, не имея своего компьютера? А так и было. Хотя весь макет изготавливался по компьютерной технологии. Но без компьютера!

Наконец, в ноябре 2003-го, опять же через Н.Л.Щукину, мы выпросили у строителей (УС-620) старенький, плохенький, хоть какой-то «Самсунг», чтобы использовать его для набора текстов и хранения архивов. Но появление даже такого компьютера дало толчок оживлению в делах. Вскоре мой сын-студент стал ходить на ночные приработки, чтобы подзаработать какие-то деньги, и, используя узлы старого компьютера, по частям, наполовину в долг, стал приобретать новый; одновременно изучал некоторые из основных  полиграфических программ, учился вёрстке…
      
У редакции нашлись посредники, которые помогли выйти на некоторых руководителей местных предприятий, предпринимателей, привлечь их к спонсированию издания… Благодаря чему удалось издать несколько номеров более высокого полиграфического качества…
   
       - А помещение под редакцию Вам так и не дали?
      
- Это была утопия – обращаться в горадминистрацию за какой-либо помощью. Хотя были мои хождения к Андреевой в «госимущество», письма к мэру, ответы зама Васильева «отказать», и т.п.  Дмитровский слишком хорошо меня помнит по 80-90-м годам: скандалистка, такие им не нужны. Таких не любят и опасаются…

       - А Вы… в самом деле… скандалистка?..
      
- Такова моя профессия... скандальная, критичная… Как и у вас... Я же всегда была из «остреньких» журналисток; даже в периоды, когда не работала в печати, всё оценивала с позиций журналиста. А как иначе? Профессиональное  сидит в тебе и работает. Такое чинушам никогда не нравится. Их же удел - всегда один: притеснять, а какие они «слуги народа» – мы хорошо знаем… По-моему, они всегда ненавидят не слепых, не глухих, не немых… Других чиновников видывать не приходилось…
      
      - Хочу задать, возможно, нелестный вопрос: Вы сегодня довольны журналом? Вас всё устраивает в нём, как, скажем, в региональном маленьком экспериментальном издании?
    
- В Вашем нелестном вопросе есть и нелестный ответ: естественно, нет. Я не менее других вижу наши минусы. Но я и не лезу из кожи, чтобы сделать показательное издание. Это в наших-то условиях? При нарочитом замалчивании журнала? Нет, я просто делаю то, что умею, что получается. В конкретно наших условиях… Высказываю собственные мысли, которые считаю нужным высказать. Печатаю мысли других. Пока не отказала никому, кто обращался. Что нужно еще?.. Да, у нас страдает оформительская часть: нет фотографа, художника. Но их присутствие требует затрат, средств на это у редакции нет.
         
Главная цель – донести до читателя наши мысли, э с т е т и к у  м ы с л и, всё другое для нас – роскошь. Я не могу одна дать читателю более этого. Такой недостаток журнала отношу на счёт тех, кто не хочет нас поддерживать, замечать, помочь. Кстати, думаю, ещё и из зависти. Поддержать журнал – значит, поддержать «выскочку» Леф... Да кто она такая? Откуда взялась? Человек без званий и регалий… Мы, бывшие партактивисты… мы… за нами… опять и снова… и т.д., и т.д.

Партноменклатура показала ведь удивительные свойства приспособления к любым обстоятельствам, она очень щепетильно-болезненна, или наоборот… болезненно-щепетильна. А мне в таких случаях нередко хочется отвечать им словами Талькова, помните, из песни «Друзья-товарищи»?

«Ох уж эти мне друзья-товарищи,
Все, все, все знающие,
С камушком за пазухой
И с фигой за спиной
И с одной на всех извилиной.
………………………………………
Мне говорили то, что я не то пишу…»  - и так далее.
         
Я свой скромный долг считаю почти выполненным: моя задача была побудить и пробудить. Это сделано, это удалось. И в городе, и в регионе, и даже за его  пределами. Наша с Вами уже вторая встреча разве не подтверждение тому?..

          - Да, всплеск поэтических проб возрос, это видно из публикаций…
       
- Не только это. Всплеск значительно шире, нам есть о чём рассказать. Но пока не время, когда-нибудь позже. Пока лишь подчеркну: поэзия, литературное творчество – это всегда путь. Или мост… Движение вперед. А что может быть важнее?
       
Для меня это кредо. Выбор. Для кого-то из наших авторов, уверена, тоже. Для многих пока (для юных) – неосознанный. Но коль они  обращаются к листу бумаги и перу -  значит, в том есть потребность, необходимость. В попытках взлёта.
      
Ощущение крыльев за спиной – великое дело. Я – за крылья!
Один из ста взлетит – уже «ура!». И «Эксперимент» - во имя этого...
      
        - Звучит убедительно! Успехов Вам, и окрылённости юным авторам!

Записал Вячеслав Свирин
2006г.