М. Ю. Лермонтов. Страдания одинокой души

Зоя Орлова
Творчество М.Ю.Лермонтова богато и разнообразно по своей тематике, но основным и ведущим является мотив одиночества. Если говорить об истоках того, что привело поэта к замкнутости на своих переживаниях, к желанию уединиться, то следует отметить факт биографии Лермонтова из раннего детства: он рано остался без матери (по причине её смерти), а затем и без отца (по воле бабушки). Ребёнок был разлучён с отцом, но сердце его никогда с этим не смирилось. В 1831-м году Лермонтов написал в одном из стихотворений:

Ужасная судьба отца и сына –
Жить розно и в разлуке умереть.

Как бы ни старалась бабушка сделать детство внука счастливым, не отказывая ему ни в чём, но избавить его от грусти не удалось. Мальчика преследовали болезни, а в юности он испытал несчастную любовь. Появились сложности в отношениях с окружающими, затем возникли  проблемы в связи с политической направленностью стихотворения «Смерть поэта». Ссылка, противостояние с властью, участь изгнанника – всё это способствовало формированию личности, отдалившейся от общества. В стихотворении «Как часто, пёстрою толпою окружён» Лермонтов отразил чувства человека, испытывающего желание уединиться, уйти от шумной, праздной толпы и «забыться» хотя бы в мечтах:

Так, царства дивного всесильный господин –
Я долгие часы просиживал один.

В последних строчках этого стихотворения содержится такой вызов, который не мог способствовать сближению поэта со светским обществом:

О, как мне хочется смутить весёлость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!

Отсюда такие последствия: «и скучно и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды». В исследованиях биографов М.Ю.Лермонтова нет сведений о его близких друзьях, которые могли бы помочь поэту в трудные времена. Видимо, отвлечь его от страданий и одиночества действительно было некому, и это приводило к разочарованиям, к мыслям о бесполезности желаний:

Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят – всё лучшие годы!

Если человек разочарован в любви, в страстях, в мечтах, тогда возникает такой ужасный для молодого человека вывод:

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, –
Такая пустая и глупая шутка.

Тема страданий одинокого человека, отвергнутого обществом, своеобразно звучит в стихотворении «Листок». Здесь под образом листка, используя приём аллегории, поэт подразумевает человека, гонимого «жестокою бурей», оторванного «от ветки родимой». О нелёгкой его доле сообщается в словах «засох и увял он от холода, зноя и горя». Но надежда жива, и есть желание найти приют в новом мире, обрести покой, тепло и дружбу. Однако для общества «чинары» и её «сыновей» листок остаётся чужим, ненужным. Казалось бы, судьба бедного странника и его мольбы должны были затронуть любое сердце, вызвать жалость и сострадание.

Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.
Один и без цели по свету ношуся давно я...

Но чинара жестока и надменна, она лишает странника последней надежды, напоминая своим высокомерием представителей высшего света. Листок, как и человек-пришелец, если он «сынам... свежим не пара», может оказаться непризнанным в обществе.

В стихотворении «Тучи» тема изгнанника, лишённого свободы в выборе места проживания, также передана в иносказательной форме и соединена здесь с темой бесправия человека в государстве. Человек завидует тучкам, которые «изгнать» невозможно, потому, что у них нет родины.

Особой лиричностью и музыкальностью отличается стихотворение «Выхожу один я на дорогу», написанное в 1841-м году. Это произведение проникнуто неосознанной тоской, в которой есть такие щемящие душу нотки:

Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Тёмный дуб склонялся и шумел.

И хотя Лермонтов постарался отринуть мысли о смерти, но ощущение необъяснимой печали остаётся:

Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

А «забыться» поэт желает от боли и страданий:

Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чём?

Прекрасный ночной пейзаж в начале стихотворения только усиливает чувство безысходности, он  контрастен  состоянию  героя:

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...

Но путник на дороге изображён снова в одиночестве. С помощью антитезы автор противопоставляет душевное состояние человека миру природы: всё хорошо во вселенских просторах и на земле, только человек бесприютен и несчастен.
Тема страданий одинокой души в творчестве М.Ю.Лермонтова доминирует, и этот пронзительный  мотив его поэзии не может оставить равнодушными тех, кто сумел понять и принять близко к сердцу чувства поэта.