И вновь Никита Михалков с одиозным фильмом «Солнечный удар».
Что это за такое явление тепловое, объяснять не надо. Каждый, практически, испытал на себе хоть раз. В большей или меньшей степени. Но, ударяет, до слёз, до исторических вкраплений, копошений - перелистываний. Аллегория дореволюционной России с её жаркими солнечными ударами любви, пароходами, курами, крыжовником, загнивающей набожностью, страстной чувственностью – восторженностью. И наступлением на пятки безбожного дарвинизма с гориллами-обезьянами. Иногда кричащими, иногда манящими, но убивающими всё и вся на победном пути. Начиная с красивого гордого павлина, попавшего под случайную пулю из хорового раскатистого матросского яблочка. И заканчивая миллионами человеческих жизней, униженных, растоптанных, расстрелянных, потопленных, уничтоженных в безжалостной исторической мясорубке.
Народный красочный лубок. Эпатажное театральное действо. Любимая лаковая матрёшка, красавица - сувенир для Запада. Ему в угоду. И подумалось бы, что пустая. Нет в ней вкладышей - задумок. Эротикой уже никого не удивишь. Вкус - искус приторных конфеток приелся до оскомины. Да и все капли – пот – слёзы, отчаянная работа – мощь поршневого механизма, имитирующего половой акт. Всё уже было и не раз в кинематографе. Но вдруг появляется перед зрительским взором обаятельный и светлый образ. Егорка – добрый, рассудительный, отзывчивый, честный, в чём-то наивный – душа будущей России. Который в одночасье становится её палачом, красным комиссаром.
И роковой жест в финальной сцене – рука, поднесённая к козырьку картуза с пятиконечной звездой. Ждёшь, надеешься, что герой перекрестится, или хотя бы снимет его. Но нет. Тот мальчик, внимательный, ответственный, старательный, верующий в Бога и исправно служащий Ему ребёнок, но одурманенный Дарвином и неподдельно страдающий от бацилл тлетворного учения, что все мы произошли от обезьяны.
Уже не мальчик, но муж хладнокровно натягивает фуражку новой власти на большевистский лоб. Баржа с прошлым России безжалостно ушла на дно моря его мечты. Но нет дна у истории. Есть память и глубина. Воздействие, поучение. И фрески в церкви. И искусство. И классика. Как терзаются герои вопросом: «Как это случилось… Почему?»
Почему мы остались в стороне от происходящего. Это актуально и в наши дни. Всё повторяется. Клевета и распри, и надежда, что страна большая. Нагадив в одном уголке, можно перейти в другой… и остаться безнаказанным. Прикрываться Буниным или отстаивать свое мнение, независимо от белых или красных цветов?
Увы, понимая заслуги и мастерство режиссера, не могла побороть собственной неприязни к нему, как человеку.
При каждой власти он был при кормушке. Обласканный женским вниманием, славой, деньгами. Можно задать вопрос, почему?
В свое время в подобном приспособленчестве обвиняли И. Эренбурга. Многие талантливые евреи были уничтожены великим и мудрым отцом всех народов, а тот жил и сочинял. Но поэт и прозаик, творчество которого уважаю, далёк во временном пространстве, а Михалков - вот он, рядом. Постоянно красуется то в церкви, то на сцене, то на форуме, то на съезде…
Куда позовут, там и выступает гоголем-моголем. И ведь тоже говорит осуждающе устами одного из героев про Некрасова, что тот был картежником и пьяницей, а призывал проложить грудью широкую и ясную дорогу в будущее. Упоминая плеяду русских классиков ни слова о Пушкине. Странно…
И это личностное, хотя и не мешает оценить режиссерское мастерство, на мой взгляд, все же пошедшее на спад, оставляет горькое болящее саднение в душе.
Картина, сделанная в угоду Западу, который даже и не удостоил ответным экивоком. Красивый, яркий лубок для базарного народного дня. Подходите, люди добрые, покупайте, не задумываясь. А задуматься есть над чем.
Раздирают страну и сегодня. Как раздирали, терзали сто лет назад. Не помнящие родства и своих исторических корней иваны. Но гордо мнящие из себя политиков-знатоков, законотворцев - мудрецов. Когда же мы отойдем от обезьян и вернёмся к родным пенатам? И летает, порхает газовым шарфиком неуловимая, непостижимая душа русская, открытая, любящая всех и вся. Куда несётся, по-гоголевски? Доверчивая, нежная, тонкая и необъятная.
А плакать, плакала. И потому, что натура женская эмоциональная. И потому, что слёзы очищают. И потому, что память должна остаться по жертвам человеческим, независимо от их жутких заблуждений, отступлений, веры или грехов. И аналогия напрашивается с днём сегодняшним. С трагическими событиями, происходящими на бывшей российской окраине. Фильм был снят в Одессе, до скорбных украинских происшествий. Льётся кровь, гибнут люди. История, увы, многих не учит и большинством не учится.
Игра актеров достойная, заслуживающая неослабного внимания. Режиссёрские находки – к месту, хотя во многом и повторяются из фильма в фильм. «Я свою Наталию узнаю по талии». Но так же повторяются буквы из алфавита. Не надо судить и придираться. Если откликнулось, отозвалось в сердце и вылилось на «бумагу», значит, не зря старался известный мэтр кино с коллективом, отрабатывая спонсорскую помощь верных и щедрых партнеров.
Карамелька. Сладкая карамелька с горчинкой, чуть не отобранная официантом в кабаке, но возвращённая мальчику по вопросительной просьбе.
А закончу любимым Буниным.
- Совсем разгулялись нервы! - сказал он, наливая пятую рюмку водки.
Темная летняя заря потухала далеко впереди, сумрачно, сонно и разноцветно отражаясь в реке, еще кое-где светившейся дрожащей рябью вдали под ней, под этой зарей, и плыли и плыли назад огни, рассеянные в темноте вокруг.*
Три часа пролетели незаметно. И свой солнечный удар я получила. Хотя и прикрывала голову любимой творческой шляпой.
продолжение http://www.proza.ru/2014/11/05/1436
* И. Бунин. Солнечный удар.