Солнечный удар. Как это случилось? Лубок и слезы

Ирина Ярославна
И вновь Никита Михалков с одиозным фильмом «Солнечный удар».

Что это за такое явление тепловое,  объяснять не надо. Каждый, практически, испытал на себе хоть раз.  В большей или меньшей степени. Но, ударяет, до слёз, до исторических вкраплений,  копошений - перелистываний.  Аллегория дореволюционной России с её жаркими солнечными ударами любви, пароходами, курами, крыжовником, загнивающей набожностью, страстной чувственностью – восторженностью.  И наступлением  на пятки   безбожного дарвинизма с гориллами-обезьянами. Иногда кричащими, иногда манящими, но убивающими всё и вся на победном пути. Начиная с красивого гордого павлина, попавшего под случайную  пулю из хорового раскатистого  матросского  яблочка.  И заканчивая миллионами человеческих жизней, униженных, растоптанных, расстрелянных, потопленных, уничтоженных в  безжалостной исторической мясорубке.

Народный красочный лубок. Эпатажное театральное действо. Любимая лаковая матрёшка, красавица - сувенир  для  Запада. Ему в угоду. И подумалось бы, что пустая. Нет в ней вкладышей - задумок.  Эротикой уже никого не удивишь.  Вкус - искус  приторных  конфеток приелся до оскомины. Да и все капли – пот – слёзы, отчаянная работа – мощь поршневого механизма, имитирующего половой акт. Всё уже было и не раз в кинематографе.  Но вдруг появляется перед зрительским взором обаятельный и светлый образ. Егорка – добрый, рассудительный, отзывчивый, честный, в чём-то наивный – душа будущей России. Который в одночасье  становится её палачом, красным комиссаром.

И  роковой жест в финальной сцене – рука, поднесённая к козырьку картуза с пятиконечной звездой.  Ждёшь, надеешься,  что герой перекрестится, или хотя бы  снимет его. Но нет. Тот мальчик, внимательный, ответственный,  старательный, верующий в Бога и исправно служащий Ему ребёнок, но одурманенный Дарвином и неподдельно страдающий от бацилл тлетворного  учения, что все мы произошли от обезьяны.
Уже не мальчик, но муж хладнокровно натягивает фуражку новой власти на большевистский лоб. Баржа с прошлым России безжалостно ушла на дно моря его мечты. Но нет дна у истории. Есть  память и глубина. Воздействие, поучение.  И фрески в церкви. И искусство. И классика.  Как терзаются герои вопросом: «Как это случилось… Почему?»

Почему мы остались в стороне от происходящего. Это актуально и в наши дни. Всё повторяется. Клевета и распри, и надежда, что страна большая. Нагадив в одном уголке, можно перейти в другой… и остаться безнаказанным.  Прикрываться Буниным или отстаивать свое мнение, независимо от белых или красных цветов?
Увы, понимая заслуги и мастерство режиссера, не могла побороть собственной неприязни  к нему, как человеку.
При каждой власти он был при кормушке. Обласканный  женским вниманием, славой, деньгами. Можно задать вопрос, почему?
В свое время в подобном приспособленчестве обвиняли И. Эренбурга.  Многие талантливые евреи были уничтожены великим и мудрым отцом всех народов, а тот жил и сочинял. Но поэт и прозаик, творчество которого уважаю, далёк во временном пространстве, а Михалков - вот он, рядом. Постоянно красуется то в церкви, то на сцене, то на форуме, то на съезде…
Куда позовут, там и выступает гоголем-моголем. И ведь тоже говорит осуждающе устами одного из героев про Некрасова, что  тот  был картежником и пьяницей, а призывал проложить  грудью широкую и ясную дорогу в будущее. Упоминая плеяду русских классиков  ни слова о Пушкине. Странно…
И это личностное, хотя и не мешает оценить режиссерское мастерство, на мой взгляд, все же пошедшее на спад, оставляет горькое болящее  саднение  в душе.

Картина, сделанная в угоду Западу, который даже и не удостоил ответным экивоком.  Красивый,   яркий лубок для базарного народного дня. Подходите, люди добрые, покупайте, не задумываясь. А задуматься есть над чем.
Раздирают страну и сегодня. Как раздирали, терзали сто лет назад. Не помнящие родства и своих исторических корней иваны. Но гордо мнящие из себя политиков-знатоков, законотворцев - мудрецов. Когда же мы отойдем от обезьян и вернёмся к родным пенатам? И летает, порхает газовым  шарфиком  неуловимая, непостижимая душа русская, открытая, любящая всех и вся. Куда несётся, по-гоголевски?  Доверчивая, нежная, тонкая и необъятная.

А плакать, плакала. И потому, что натура женская эмоциональная.  И потому, что слёзы очищают. И потому, что память должна остаться по жертвам человеческим, независимо от их жутких заблуждений, отступлений, веры или грехов. И аналогия напрашивается с днём сегодняшним. С трагическими событиями,  происходящими на бывшей российской окраине.  Фильм был снят в Одессе,  до  скорбных  украинских происшествий.  Льётся кровь, гибнут люди. История, увы,  многих не учит и  большинством не учится.

Игра актеров  достойная, заслуживающая неослабного внимания. Режиссёрские находки – к месту, хотя во многом и  повторяются из фильма в фильм.  «Я свою Наталию узнаю по талии». Но так же повторяются буквы из алфавита. Не надо судить и придираться. Если откликнулось, отозвалось в сердце и вылилось на «бумагу», значит, не зря  старался известный мэтр кино с коллективом, отрабатывая спонсорскую помощь верных и щедрых партнеров.

Карамелька. Сладкая карамелька с горчинкой, чуть не отобранная официантом в кабаке, но возвращённая мальчику по вопросительной просьбе.
А закончу любимым Буниным.
  - Совсем разгулялись нервы! - сказал он, наливая пятую рюмку водки.
Темная летняя заря потухала далеко впереди, сумрачно, сонно и разноцветно отражаясь в реке, еще кое-где светившейся дрожащей рябью вдали под ней, под этой зарей, и плыли и плыли назад огни, рассеянные в темноте вокруг.*

Три часа пролетели незаметно. И свой солнечный удар я получила. Хотя и прикрывала голову любимой  творческой шляпой.

 продолжение http://www.proza.ru/2014/11/05/1436

* И. Бунин. Солнечный удар.