Эвдемонизм

Патрикей Васильков
          ЭВДЕМОНИЗМ – философское направление, усматривающее конечной целью человеческого существования и мерилом всех вещей удовлетворённость жизнью, или счастье (по-гречески – эвдемония).
          «Человек создан для счастья, как птица для полета».
          «Рыба ищет где глубже, а человек где лучше».
          Эти и другие народные поговорки подтверждают тот неоспоримый факт, что каждый из нас является стихийным эвдемонистом. Однако, стоит эвдемонистическому подходу подняться на уровень философского дискурса, как он тут же наталкивается на непонимание и острую критику в свой адрес. Издавна существовало и существует поныне немалое количество противников того, чтобы стремление к счастью делать основополагающим принципом этики.
          Наиболее распространённой причиной неприятия эвдемонизма является однобокая трактовка этого понятия, когда его смысл вульгаризируется и окрашивается в негативные тона, сближаясь с такими понятиями как "утилитаризм" и "гедонизм". От ошибок подобного рода не застрахованы даже классики. Так, согласно Иммануилу Канту, эвдемонист – это человек, который "усматривает высшее определяющее основание своей воли только в выгоде и собственном счастье, а не в представлении о долге" («Антропология с прагматической точки зрения», 1798). По Канту, все эвдемонисты – это "практические эгоисты", люди, лишённые понятия о моральном долге, игнорирующие обязательные, общезначимые принципы человеческого общежития. Согласиться с подобным утверждением не представляется возможным.
          Рано или поздно становится очевидным, что коалиция философов-эвдемонистов, несмотря на все "внутрипартийные" разногласия о том, каким путём достигается счастье, обозначила верное направление мысли. Поистине, "все дороги ведут в Рим" – всяческие размышления о конечной цели бытия неизбежно ведут к признанию того, что таковой целью является удовлетворённость жизнью. Вопрос лишь в том, ЧТО считать главной предпосылкой такой удовлетворённости, или ВЫСШИМ БЛАГОМ.
          Очевидно, правы те, кто полагает, что высшее благо для человека – сознавать себя моральным существом (homo moralis), то есть, существом, подчиняющим своё поведение нравственному долгу, или закону совести. Всё остальное – семейное благополучие, богатство, успешность в профессии, здоровье и т.п. – меркнет перед этой главной предпосылкой удовлетворённости. Отвергая всяческую вульгаризацию эвдемонизма, следует провести строгую разделительную черту между понятиями "счастье" (на евангельском языке – "блаженство") и "житейское благополучие", памятуя о том, что можно жить вполне благополучно, но при этом чувствовать себя вполне несчастным.
          Трезвый взгляд на "житейское благополучие" даёт христианство. Согласно библейско-церковному вероучению, непосредственной причиной нашего пребывания здесь, на грешной земле, явилось изгнание некогда из Рая наших прародителей и необходимость искупления совершённого ими греха. Вспомним суровые строки Священного Писания, где Бог говорит Адаму: "За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься" (Быт. 3, 17-19). Таким образом, человеческому роду, пребывавшему до грехопадения в состоянии райского блаженства, суждено было испытать на себе нечто вроде контрастного душа. Наличие вышеупомянутой адамовой вины не просто создаёт трудности в достижении земного благополучия, но и делает эту задачу совершенно бесполезной. Человечеству, этому коллективному Адаму, необходимо "до последнего кодранта" искупить свою протоисторическую вину, пройдя через скорби, лишения и болезни [1]. В противном случае его ожидает незавидная участь космического сора (да простит мне читатель грубое сравнение). Наша житейская благоустроенность, рассматриваемая в таком, так сказать, пенитенциарном ракурсе, начинает напоминать валтасаров пир, сулящий гибель всего вакхического застолья [2].
          Предпосылка нашего счастья лежит исключительно в религиозно-нравственной сфере. "Нет на земле выше счастия, как познать Бога и прилепиться к Нему всею душою" – пишет святитель Игнатий Брянчанинов. Без присутствия Божия нет и полноценной нравственности, а удовлетворённость жизнью напрямую зависит от степени духоносности человека, или, если угодно, его освящённости, обоженности. Жизнь по евангельским заповедям, помощь ближнему, постоянная молитвенность, самоограничение в удовлетворении плотских желаний, – всё это формирует наш моральный облик и, тем самым, даёт ощущение подлинного счастья [3].
________________________________

[1] Ср.: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14, 22).
[2] К этой же мысли подводит нас евангельская притча о богаче и нищем Лазаре (Лк. 16, 19-31). Лазарь, испивший сполна горькую чашу страданий, после смерти оказался в Раю ("отнесён был Ангелами на лоно Авраамово"), а богач, вдоволь насладившись всеми благами жизни на фоне лежащего у его ворот нищего Лазаря, после смерти был низринут в геену огненную. Получается, что любой из нас, поймав вожделенную птицу житейского благополучия на фоне чьих-либо невзгод (а мир вокруг нас всегда преисполнен чужими невзгодами), готовит себе незавидную участь в посмертии – что называется, закладывает мину замедленного действия под собственную судьбу.
[3] Рекомендую прочесть в качестве дополнения к данной заметке поучительные высказывания преп. Варсонофия  Оптинского о христианском отношении к несчастьям в нашей жизни: https://pravoslavie.ru/60774.html