Глупое ожидание наитий...

Анатолий Шуклецов
Пример противоречий. Супруга поэта Роберта Браунинга говорит, что он ждёт вдохновения, работает урывками, иначе не может. Писал регулярно, по три часа каждое утро, утверждает друг. // Профан воображает, что для творчества надо ждать вдохновения. Заблуждение юнцов. Я далёк от намерения его отрицать. Напротив, это движущий импульс любой человеческой деятельности, и вызывается усилием, трудом. Игорь Стравинский. // Не бойся постоянной работы. Напрасно ждать попутного вдохновения. Оно приходит мгновенно и неожиданно, и неизвестно от чего. Николай Рерих. // Каждый, кто берёт Музу в жёны, умирает с голоду, тогда как избравший её любовницей, живёт припеваючи. Бенджамин Джонсон. // Я не начинал писать до 1806 года, пока не почувствовал в себе гениальности. Если бы в 1795 году какой-нибудь умник мне посоветовал: «Пиши ежедневно по два часа, гениален ты или нет», я не упустил бы десяти лет на глупое ожидание наитий. Стендаль. // До сих пор бытует мнение, что прозаик и поэт могут работать лишь в минуты вдохновения. Выдумка ленивых писателей, что годами бездействуют. Я убеждён: вдохновение приходит во время труда. Николай Островский. // Не жди вдохновения, начинай работать, как солнце встанет, кончай, когда оно заходит. Анна Голубкина. // Я никогда ничего не делал случайно, ни одно из моих изобретений не было плодом случая. Все они результат труда. Томас Эдисон. // Брось эти ожидания вдохновений. Перестрой себя на рабочий лад. Сделайся из дилетанта добросовестным мастеровым, тогда всё пойдёт отлично. Взлёты вдохновения дёшево стоят. Различие между ними и конечным продуктом в огромном количестве тяжёлой работы. Антон Чехов. // Вдохновение посещает эпизодически, а профессионально работать надо каждый день. Больше терпения! Не надейся на вдохновение, его не существует. Выполняй свой труд как честный рабочий. Огюст Роден. // Алексей Толстой иногда хвалился в ЦДЛ: вчера снизошло на меня. За ночь повесть кончил. И впрямь, готовая рукопись, язык, образы, характеры, как подобает большой прозе. «Ну, Толстой, ты гений!..» Редкие знали, что корпел два месяца, переписал четырежды, работая по-чёрному. // Божественного вдохновения в сочинительстве не бывает. Это чертовски тяжёлая работа, тут приходится попотеть. Томас Вулф. // Всё, что я делаю, есть результат обдумывания и изучения старых мастеров; о вдохновении ничего не знаю. Работай как проклятый, будет вещь. Эдгар Дега. // Молодым писателям я бы сказал: необходим порыв к работе. Одним вдохновением не прожить. Валентин Пикуль. // Я всегда советую не обольщаться вдохновением. Нельзя творить, как птица поёт. Надо планово строить, кирпич на кирпич. Работать надо! Муза переменчива, и полагаться на неё глупо. Иван Бунин. // Ах, вся эта ерунда насчёт вдохновения, спонтанности, эмоций. Написание стихов – абсолютно рациональный процесс, труд тяжёлый. Иосиф Бродский. // …желание писать, и ничего более. Иван Тургенев.