Мой дневник

Маришенька
Начинаю я «книгу» сию двадцатого марта две тысячи четырнадцатого года.

Очень много у меня было и есть блокнотиков, тетрадочек и записочек, и вот начинаю по сути дневник, но хочу называть - книга, свое регулярное записывание «всего и вся», что для меня интересно, важно и нужно.

Итак, сегодня я начала читать «На все воля Божия. О женском счастье и несчастье», автор протоирей Сергий Николаев. Купила я эту книгу в середине марта, в Печорах, на территории Псково-Печерского монастыря.

В этот день, семнадцатого марта, ярко светило солнце и лежал свежевыпавший снег. Проводив сына до КП в Острове, застыв со слегка поднятой рукой вслед, вдруг обернется... нет.., я с водителем Андреем (который живет на границе с Латвией), уехала в монастырь, что близ Эстонской границы. Билайн двух стран поприветствовал, и автоматически часы на телефоне были переведены на таллинское время. Вечером поезд домой, в Москву. Водитель приедет в 16-30 на площадь, где находится Церковь святой великомученицы Варвары (построена в 1779 году), и храм Сорока Мучеников Севастийских.

Тихо. Мирно. Спокойно. Гуляла по верху, у Михайловского собора. Одна. Вокруг никого. Понедельник. Даже следов на снегу нет. Часовенка. Стены монастыря. Задний двор. Включаю иногда видеокамеру. Затем спустилась вниз, через арку, к воде, к источнику. Встретила Николая и Олега (работники при храме), поговорили.  Они подсказали путь к арх. Адриану, а перед этим подошла к келье Мефодия. К арх. Адриану я в тот день не попала, но передала записку без ответа, через его келейницу. В записке написала в первую очередь о сыне (служба в армии, чтоб жив, здоров и невредим вернулся домой), о житие, о своей личной жизни. Очень кратко.

О Татьяне Сергеевне сказать хотела, которая провела рядом с архимандритом Иоанном Крестьянкиным ровно четверть века, служа ему и секретарем, и сиделкой, и привратником и посредником. На ее глазах проходил бесконечный поток посетителей кельи. Это я узнаю потом из СМИ.

Татьяна Сергеевна проходила несколько раз мимо по каким-то нужным делам, и всегда я видела ее взгляд на себе.
 
В тот день я сидела тихонечко в сторонке, около окошечка, ждала, как и немногие другие, что нас пригласят в келью к арх. Адриану. И час, и два, и три, и четыре. 17 марта - именины арх. Адриана. Его пришла поздравить братия с «Многая лета». Проходили в келью совсем редкие люди. Никого не принимает старец, он болен. Сестра-монахиня пришла сделать укол арх. Адриану. А мы как чуда, кто прислонившись спиной к стене, кто сидя на стуле, кто стоя, меняясь, ждем, что нас позовут.

Сами собой закрылись глаза, казалось на минуту. Открываю, и вдруг женщина, чей взгляд останавливался на мне, приглашает зайти в  соседнюю келью, самую крайнюю справа. Совсем не прием, и дверь на ключ. Но, взгляд у женщины  такой внимательный, немного строгий, и в то же время такое тепло исходит от нее. Идем за ней. Я и женщина Лена, опытная в плане поездок по святым местам.

- Это келья архимандрита Иоанна Крестьянкина. А это келейница его, Татьяна Сергеевна, - шепчет мне на ухо Лена.

Я не могу вымолвить ни слова, так как и не могу объяснить происходящее. Я только читала  об арх. Иоанне Крестьянкине, и никак не подразумевала, что я сейчас рядом с его кельей. Что когда-то смогу приехать в те места, куда люди ездят давно, и многое понимают в вопросах веры,  и так и сидела бы где-то около, а тут как будто сам старец, через Татьяну Сергеевну приглашает меня в свою келью.

- Становись на колени, и молись, - говорит Лена.

Я все выполняю.

Татьяна Сергеевна у входа: «Возьмите конфетки с собой, возьмите, да возьмите же Вы сколько угодно, и вот Вам брошюрки от арх. Иоанна Крестьянкина». Так стало на душе тепло. Какое умиротворение, не передать словами. А Татьяна Сергеевна всегда в памяти, ее взгляд, и всепонимание. Удивительно.
 
 Уехала одухотворенная.


Читаю «На все воля божия». «Главный талант женщины — любящее сердце. Ко всем и ко всему в мире. Только заботясь о ком-то, любя и опекая кого-то, женщина реализует замысел Творца о себе и приобретает душевный покой. Женское счастье в этой жизни и спасение женщины в Вечности зависят от умения понять себя и воспользоваться данными Богом талантами. Главный помощник на пути к счастью — духовная жизнь. Хорошо, если есть духовник. Только через другого человека, через жизнь других людей дано нам увидеть себя. И худое, и доброе. Творец вложил в душу женщины чувство прекрасного и жажды его. Женщины постоянно стремятся украсить все вокруг себя: свой дом, землю, одежду, утварь».


Сегодня второй день написания моего дневника. О чем хочу написать? Сейчас горят свечи, я всегда зажигаю по три. В полнейшем умиротворении лежит на теплом одеяле пушистая любимица дома. Я стираю, выхожу из ванной комнаты, иду ставить  на плиту кастрюльку с водой и  начинаю варить клюквенный морс. У меня до сих пор не проходит надоевший кашель. Он несколько месяцев не отпускает меня. Сегодня так и двигаюсь — письменный стол - ванная - кухня.

Ходила на почту, отправила сыну письмо. Купила два набора открыток о Москве, пасхальный набор «Старинные орнаменты», проверила все счета. В доме чисто, уютно, красиво. Тишина. Только слышно тиканье часов на кухне. Полила цветы. Ощущение чего-то далекого из детства, незнакомого из взрослой жизни, и вот я уже взрослая женщина вспоминаю те ощущения далекого прошлого.

Сын, когда был в отпуске, подарил мне на 8 марта очень хороший телефон, на свои доармейские сбережения. Этот телефон — мини-компьютер, палочка-выручалочка, когда хочется что-то почитать в транспорте или в свободную минуту на работе.

Думаю о сыне. Читаю молитвы.

             

Продолжение книги «На все воля Божия». Выдумка на кухне. Про некую супругу говорили, что если бы в пост можно было есть  только топор, то она трижды в день готовила бы мужу различные блюда из топора. Ведь она, хозяйка, отвечает за настроение в семье, а всякий знает, что еда здесь -  не последнее дело. Женщина очистила частой проповедью свою «духовную горницу» и теперь принимается за мытье окон, стирку штор и прочую уборку. Потрудилась. Сияющий чистотой дом. Женщина помощница мужа своего. И хорошо, что есть свой духовник, для совета, утешения.

«Если бы основные нити великих событий в мире в разных направлениях не пересекались множеством побочных нитей, то видно было бы, что они большей частью приготовлялись досужею рукою женской», - таково мнение одного церковного автора середины 19 века. Подумайте, какою властью одарил Творец женщину! Однако никакой матери не дано «перелить в дитя только лучшие свои качества. Она непременно «наградит» его и худшими чертами, если  они ей присущи. Её личное благочестие и ее грехи, через детей, простираются в пространстве и времени. От ее личных качеств, добрых и злых, зависят судьбы мира. Отсюда и долг всякой матери — быть особенно внимательной к себе, к состоянию своего сердца.

Женственность внешняя и внутренняя. Кротость. Послушность. Терпеливая любящая жена. Женщина обладает удивительным даром вдохновлять, побуждать супруга к активной деятельности. Устроение домашнего быта не заменяется никакими дорогими помощниками. Дом — теплая и спокойная атмосфера, которая превращает его в крепость, способную защитить нас, от бурь и тревог внешнего мира. Женщине поручен семейный очаг.

Иоанн Златоуст сказал: «Брачная любовь есть сильнейший тип любви». В браке, через познание другого человека, мы словно получаем новую жизненную координату и из плоскости личного бытия переходим в пространство реальности, получаем способность видеть в мире не «свое», а истину. Терпением вашим спасайте души ваши. Терпение в браке.

Особенность женщины жить чувством позволяет ей быть счастливой от самого малого внимания, от ласкового взгляда, доброго слова, модной обновки. Подаренный цветок может помниться годы. Но чувствительность причина не только счастья, но и несчастья. Счастье — это состояние души. Его невозможно определить и измерить внешними благами. Церковных людей как раз и отличает тихая, покойная, постоянная внутренняя радость. Внешние невзгоды призваны не угнетать, а изменять нас. Не «За что?», а «Для чего мне это?». Каких изменений в моей душе ждет Всевышний, попустив случиться со мной такое? Может он ждет молитв, деятельной любви, милосердия? Внимания к своим поступкам? Пробуждения совести? Жалость к себе и печаль о своей доле происходит от неверной самооценки, от недоверия тому, что Всевышний компетентен в устройстве нашей судьбы. Устроении.

Святая Анна Новгородская — пример женской судьбы, десять детей (женщины высшей знати старались, по возможности, сами обихаживать своих детей), помощница мужу, классическое образование - история, литература, медицина. Доверенное лицо короля. Дипломатический, экономический, военный таланты. Муж — князь Ярослав Владимирович (Новгородский князь), великий Киевский князь, «Мудрый». Преподобная Анна Новгородская, стоящая в основании русской женской святости, раскрывает два пути служения: духовного и земного материнства.

Благоверные княгини Руси, овдовев, не выходили замуж во второй раз. Пример достойного завершения единобрачия.

Величайшая мудрость — верно распорядиться своей жизнью.


Сегодня уже апрель, 10-е число, а десятого марта моему любимому сыну исполнилось двадцать два года.

Армия. Созваниваемся по воскресеньям. По минутам, по секундам. Определенный путь в жизни мужчины, была и есть служба в армии.

Мои смс. Успеть написать до отключения телефона. Получит?

«Сын, нет ничего невыносимого в жизни. С теплом и любовью к тебе, мама».

«Принимай это время с особой благодарностью в душе, и увидишь как начнет даже нравиться время в армии. Необходимо пройти эту школу жизни. Не ной, даже если все не так, даже если все вокруг будут ныть. Иди, сцепив зубы, вперед, вперед. Время проходит. Постарайся извлечь пользу от армии».

«Из Пскова я ехала с веселой пожилой цыганкой  и мужчиной из Москвы.  Мужчина пенсионного возраста, тоже веселый и общительный. Он сказал, что в свое время служил в Острове, и раньше, мол, там вся Москва отслужила по два года. Я говорю, что вся не вся, а сейчас, мол, многие «отмазываются». Он хорошо вспоминал свои армейские годы. И с пацанами, мол, потом, «понаехали тут» с московскими номерами к КП в Острове на встречу. «Ребят, чего, чего?», «Да ничего, мы здесь служили», «А-а-а-а».

«Мама тебя любила, любит и будет любить до конца своих дней. А дней еще на сто лет. Я давала старцу записку через келейницу его на благословение твоей службы в армии. Чтобы все по уму-разуму, чтоб жив, здоров и невредим вернулся домой».

«Дорогой мой и горячо любимый сын! Желаю тебе хороших мыслей и должного настроения. Как смиришься с тем, что сейчас есть, сразу станет ладно  на душе. Знай, что я очень горячо молюсь за тебя и по-матерински горячо люблю! Хороших дней тебе, которые стекают быстро как жидкий мед с ложки... Твоя мама. До свидания».

Недели проходят. И день воскресный. Тишина. Сегодня должен быть звонок от сына. И тишина. Так томится каждая мать, которая знает день и часы звонка из армии, от сына, но тишина...

И вот. Смс. Сын.

«Скоро сдаю телефон, минут через пять». Как через пять, вам их только выдали... Жду звонка. Но, нет, только смс: «Люблю вас всех. У меня все хорошо. Все. Пока».

Через несколько недель смс от сына ранним-ранним утром. Распределение в другую часть. Промчались солдаты в поезде мимо домов. Мимолетом.
 
«Я видел тебя у окна. Ты махала мне рукой. Люблю вас всех. Сын».

Ах, ты,  мой дорогой, вот ведь...
 

Сегодня двадцать шестое июля. Завтра, двадцать седьмого июля, я еду к сыну. Сумки готовы. Я тоже. Все готово. Еду к сыну.

Смс сыну.

«Мой дорогой сын, я очень тебя люблю и поддерживаю твое отношение к службе, к сослуживцам, к друзьям, к жизни. Ты очень мудрый человек! Я поражаюсь твоему умению общаться с людьми. Умению спокойно и рассудительно принимать решения. Твоя мама».

«Сыночек, мой родной, дорогой, я  тебя сильно люблю. Горжусь тобой. Скучаю по тебе. Твоя мама».

«Сегодня гуляли по городу с сестрой, с твоей тетей. Мы заходили  в парикмахерскую. Мне очень хотелось сделать приятное для Зоси. Она осталась довольна новой прической и маникюром. А она подарила стихотворение, которое  сочинила  обо мне. Сегодня была удивительная, теплая погода. Твоя мама».


Сегодня двадцатое октября две тысячи четырнадцатого года. Мой сын, Вячеслав, через двадцать четыре дня заканчивает службу в армии.


Я несколько дней подряд, с удовольствием, читаю книги прекрасных авторов. Одну я уже прочла. Она называется «Крушина — дерево хрупкое», автор Валентин Сафонов, издательство «Московский рабочий», 1977 год.

Как давно это было. Мне семь лет, а я пока еще не знаю, что на свете есть такие замечательные писатели, которые пишут интереснейшие рассказы, повести.

О «Землянке», «Ленивом лете», «В селе Желанном», я ничего не слышала до недавней поры. А потом, раз, и книга, которую я заказала в «Озоне», у меня в руках. Каким методом я находила книги, не пойму, но ясно одно, что я не ошиблась. Скорее так, имя Валентина Сафонова, я увидела на сайте «Молоко.Ру». Плеяда писателей, удивительных людей, о которых сейчас не говорят, или вообще ничего  не знают.

В интернете попадаются посты - «20 книг, которые должен прочитать каждый в своей жизни». И вот одно и то же перекочевывает из одного статуса в другой. Двадцать книг известнейших авторов. Все на слуху. Им отдали первые места. Как опрометчиво. 

Вот так и в жизни. Сколько замечательных людей на передовой, но о них ни слова. Обычная жизнь. По своим правилам.

Мне по душе когда всему и всем, кого отодвигают в сторону, пытаются забыть, дать возможность быть первым. Пусть на время. А может и навсегда.

Валентин Сафонов. Второй автор — Николай Чуковский. И сейчас я читаю его книгу, под названием «Девочка-жизнь». Повесть «Варя», рассказ «Сестра», «Март», «Цветок», «Цвела земляника», «Ранним утром» - написаны задолго до моего рождения. Но, почему так волнуют меня эти рассказы? Читаю, останавливаюсь, не могу читать. Читаю, и вижу свои сомнения, тревоги, мысли. Воспоминания о школьной жизни и школьных годах, об учителях, директоре школы, о преподавателях в училище и в университете. Почему это вновь волнует меня сейчас и возбуждает во мне мысли и воспоминания разного рода: успех, триумф, унижение, оскорбление, стыд, «перестройка», как когда-то бросила в след женщина школьнице... Забвение.

Анатолий Степанович Иванов. "Тени исчезают в полдень", "Вечный зов", "Повитель", "Жизнь на грешной земле".

Н.В. Давыдов, В.М. Голицын, П.И. Богатырев, Н.П. Вишняков - "Московская старина", издательство "Правда", 1989 год.

Е. Шевелева "Александровский сад", "Профиздат", 1980 год.




Я пишу рассказы. Размещаю на сайте. Заходи, и читай.
Вот, пока и всё, на сегодня.