Новая национальная галерея Берлина в Швебиш-Халле

Койфман Валерий
К выставке „Moderne Zeiten. Die Nationalgalerie der Staatlichen Museen zu Berlin zu Gast in der Kunsthalle W;rth in Schw;bisch Hall“.
23. Mai 2014 – 1. Mai 2015

Известный музей Кунстхалле Вюрт, что уютно и живописно расположился в старинном городе Швебиш-Халль, не устает радовать любителей искусства новыми интересными экспозициями. Все хорошо помнят проводившиеся здесь в прошлые годы великолепные персональные выставки   Макса Либермана, Эдварда Мунка, Фердинандо Ботеро, Генри Мура и другие.
И вот новая встреча  с большим искусством. Уже в течение нескольких месяцев
в Швебиш-Халле можно увидеть более 200 работ 90 крупнейших западноевропейских и немецких художников и скульпторов первой половины XX века из коллекции Новой национальной галереи в Берлине.
Считается, что такой великолепной выездной выставки европейского классического модерна (с упором на немецкое искусство) берлинская галерея еще, пожалуй, не устраивала.
Этот поистине праздник искусства продлится в Швебиш-Халле почти год (!).
Ожидается, что затем выставка переедет в Иерусалим и Нью-Йорк.

Новая национальная галерея является одним из основных учреждений «Культурфорума»,  расположенного на бывшей границе Восточного и Западного Берлина недалеко от Потсдамской площади.
Коллекция модерна начала формироваться в начале XX столетия. За век своего существования собранию Новой национальной галереи пришлось пережить немало трудностей.
Сначала она была под прессом прусских властей, потом была разорена нацистами (галерея потеряла  тогда более пятисот полотен), наконец, после возведения Берлинской стены в городе существовали уже две раздельные идеологически разнонаправленные коллекции.
Процесс их объединения происходил сложно, впрочем, как и объединение города.

Владелец Кунстхалле, крупнейший немецкий предприниматель, коллекционер и меценат Райнхольд Вюрт считает, что выставка «Новые времена» может стать самым успешным мероприятием, проводимым в Кунстхалле.
Главный мотив выставки - рассказ о судьбе классического модерна в Германии: от его зарождения около 1900 года до расцвета в творчестве художников-экспрессионистов, и от разгрома в 1933 году, когда к власти в Германии пришли нацисты, до жизни во «внутренней» и «внешней» эмиграции, и, наконец, до послевоенной «жизни после смерти».
Демонстрируя шедевры классического модерна, выставка не обходит стороной «ухабы» истории. Впечатление невероятно драматическое, потому, что маршрут выставки построен таким образом, что зритель не просто видит шедевры XX века, а чувствует, сколь высок был и остается критический и идеологический «потенциал искусства».

Название выставке дал знаменитый фильм Чарли Чаплина «Новые времена» („Modern Times“, 1936) о злоключениях маленького Бродяги в сюрреалистических  «джунглях» индустриализации, представленной в виде огромного бездушного механизма. Эпизоды фильма непрерывно демонстрируются в экспозиции в качестве ключевой характеристики контрастов буржуазного общества первой половины XX века.

Перечень мастеров искусства, представленных в Швебиш-Халле, поражает воображение. Перед зрителем открывается почти полная картина истории европейского классического модерна. Обращает на себя внимание присутствие на выставке ключевых произведений главных представителей экспрессионизма, дадаизма, «Новой вещественности», Баухауса, кубизма, конструктивизма и сюрреализма: монументальный фриз «Жизнь»  для театра в Берлине Эдварда Мунка,  впечатляющая «Потсдамская площадь» Эрнста Людвига Кирхнера, картина-гротеск «Игроки в карты» и картина-обвинение «Фландрия» («Окопы») Отто Дикса, мрачноватый «Человек с куклой» Оскара Кокошки, болезненные «Столпы общества» Жоржа Гросса, «икона» «Новой вещественности» - светский портрет «Соня» Кристиана Шада, метафизические «Рождение» и «Смерть» Макса Бекманна, меланхолическая «Березовая дамба» Отто Модерзона, и множество других шедевров.
Среди мастеров европейского классического модерна на выставке представлены Амадео Модильяни, Феликс Воллотон, Константин Бранкуси, Фернан Леже, Пабло Пикассо, Роберт Делонэ, Макс Эрнст, Сальвадор Дали, Василий Кандинский, Наталья Гончарова, Рене Магритт.

Все это позволило генеральному директору Государственных музеев Берлина Михаэлю Айсенхауэру (кстати, уроженцу Штутгарта) заявить на открытии выставки: «То, что вы видите здесь, это невероятная концентрация мирового искусства. ...Мы хотим показать миру, какие сокровища хранятся в Берлине».

Выставка исправляет некий «перекос» в истории немецкого искусства, включив в экспозицию работы несправедливо забытых выдающихся художников, работавших в Восточной Германии, в том числе, одну из главных работ выставки - «Печальную весну» Вильгельма Лахнита (автора знаменитого полотна «Смерть Дрездена»), а также картины Ханса Грундига, Курта Квернера, Фрица Трёгера, Конрада Феликсмюллера, Генриха Эмзена, Отто Нагеля и других.
В музеях Западной Германии их произведения фактически не представлены.

Еще одной большой заслугой организаторов выставки является возвращение из небытия имен художников, «вычеркнутых» из искусства, а часто и из жизни, в годы национал-социализма по идеологическим или расовым факторам.
Украшением выставки стало большое вытянутое полотно представительницы фигуративной живописи Веймарской республики, легендарной немецкой художницы еврейского происхождения Лотты Лазерштайн (1898 - 1993) -  меланхоличный и тревожный «Вечер над Потсдамом» (1930), как будто предвещающий ночь Третьего Рейха.
На картине изображена группа из пяти молодых людей, ужинающих на балконе, с которой видна топографически точная панорама Потсдама. Картина полна тихой задумчивости, даже тоски, и эти эмоции передаются зрителю. В период между двумя мировыми войнами художница была чрезвычайно популярна в Германии, Живопись была единственной любовью ее долгой жизни. Правда, с 1937 года Лазерштайн многие десятилетия работала вдали от родины, в Швеции, считая, что в Германии она забыта, а ее ранние картины пропали в годы нацизма. Триумфальное возвращение мастера в большое искусство связано именно с «Вечером над Потсдамом», приобретенным несколько лет назад Новой национальной галереей за огромную сумму.
Так шедевр кисти Лазерштайн вернулся в Берлин почти через 80 лет.

Хочется упомянуть еще об одном чрезвычайно талантливом мастере и человеке необычной судьбы – немецком скульпторе Рудольфе Эдвине Беллинге (1886 – 1972), работы которого демонстрируются в Швебиш-Халле отдельной группой, образуя нечто вроде внутренней мини-выставки. С 1912 года Беллинг стал создавать скульптуры в стиле кубизма и экспрессионизма с сильным влиянием футуристических и конструктивистских идей своего друга Александра Архипенко.
Главное произведением этого периода, скульптуру с необычным музыкальным названием «Трезвучие» (другое название - «Триада»), можно увидеть в Кунстхалле Вюрт.
Скульптура предназначена для кругового осмотра и у нее нет выраженного фасада.
Это была первая в Германии пластика, созданная, как синтез живописи, скульптуры и архитектуры. К 1931 году Рудольф Беллинг был уже членом Прусской академии искусств, но через два года творчество скульптора было объявлено дегенеративным, что привело к уходу его из Академии.
В 1935 году Беллинг читает лекции в Нью-Йорке; затем возвращается в Германию, однако в 1937 году Беллинг эмигрирует в Турцию, где работает как скульптор, а также делает блестящую педагогическую карьеру в государственной Академии искусств в Стамбуле, став профессором и руководителем Отдела скульптуры. В 1954 году Рудольф Беллинг вернулся в Германию.
Поскольку выставка «Новые времена» чрезвычайно насыщена именами и шедеврами, то обо всех и обо всем, конечно, не расскажешь. Директор Кунстхалле Вюрт госпожа Сильвия Вебер справедливо полагает, что «короткого посещения будет не достаточно, чтобы охватить всю выставку», поэтому сейчас музей открыт ежедневно и работает на час больше - с 10 до 18 часов, при этом вход на выставку бесплатный.