Конец династии

Игорь Марков 3
Последний звонок, или конец династии

В этом году моей бабушке исполнилось бы 120 лет. А 100 лет назад она пошла работать учительницей в земской школе.

100 лет – срок, можно сказать, небольшой. Всего три поколения прошло. Бабушка с дедушкой отработали всю жизнь в земской, а потом в советской школе, родители отработали в системе советского образования, я отработал там тоже более 20 лет, сестра работает до сих пор.

Но мои дети уже выбрали себе путь, который очень далеко от учительского, и я уже никогда не вернусь за преподавательский стол, дети сестры тоже едва ли станут сеятелями разумного, доброго, вечного. Я неплохо помню бабушку и дедушку, бабушка умерла, когда мне было 10, дедушка пережил ее лет на 10, трудовая жизнь родителей протекала буквально на моих глазах, да и самому пришлось понаблюдать систему образования вплотную, причем не как всем, кто учился, а с другой стороны учительского стола.

Начиналось все с земской школы. Земская школа – это просто дом в деревне, правда, обычно один из лучших деревенских домов. Учителя жили в самом доме, община выделяла им "обслуживающий персонал" – моющая полы, стирающая, готовящая пищу, а тем более ухаживающая за коровой учительница – это был нонсенс. Жалование платили достаточное и в срок. В нищей, голодной бесправной и дикой России учитель получал достаточно, чтобы ни в чем не нуждаться. В Екатеринославе одна учительница даже построила для горожан школу.

Советская власть принесла с собой тотальный контроль, в том числе и за образованием. Ей не нужны были образованные культурные люди, они были ей даже опасны. Ей нужны были грамотные преданные специалисты с высокой коммунистической сознательностью. Они должны были быть похожи друг на друга как колесики и винтики государственной машины, как кирпичи государственного здания. Система образования, как и все остальное, достигла чудовищной централизации. Учебные программы утверждались в Москве. Учебники были одинаковы на всей необъятной территории СССР. Тотальный контроль над человеком предполагал и требовал тотального контроля над системой формирования человека.

Доносительство – само собой. Но в советской школе возникло совершенно новое явление – доносительство учеников на учителей. Вообще, говорят, что школа – институт, обладающий громадной социальной инерцией, но она была сломана советской властью так же легко, как и другие подобные социальные институты.

Бабушка избежала этого. Она просто честно работала. И в 1936 году получила Орден Ленина – высшую награду тогдашнего СССР, которая давал, кроме всего прочего, еще и массу льгот.

Профессия учителя, в деревне, по крайней мере, все еще была престижной и выскооплачиваемей, и потому и мама, и ее сестра пошли по стопам родителей.

Дети маминой сестры сразу избрали специальности, несовместимые со школой, меня же понесло на истфак ДГУ – пожалуй, один из престижнейших факультетов в нашем городе. Или мне так казалось? Во всяком случае, наш куратор обрадовал нас на пятом курсе, сообщим, что наш истфак готовит учителей для сельских школ. Сельской школы я не испытал, сестра отработала там три года и вынесла самые тяжелые впечатления. Особенно о преподавательском составе, который больше думал о домашней скотине, чем об учениках, – а что, надо на что-то жить, хозяйство вести надо. Теперь ни у кого не вызывало ни малейшего удивления учительница, стирающая белье, или задающая корм скотине, или удобряющая огород. Более того, в разгар  черненковской школьной реформы в "Правде" появилась громадная восторженная статья о сельских учителях, которые ведут справное хозяйство – и свиньи, и корова, и птица домашняя, в общем, дом - полная чаша. Он историк. Она – филолог. Интересно, а свежие книги и газеты они читать успевали?

Вообще, когда я начал преподавать, меня удивило, что, в принципе, мало кого интересует, что и как происходит в аудитории, – лишь бы ЧП не было, да оценки были бы нормальные. Работа преподавателя оценивается в первую очередь по бумагам. Ну и по оценкам учащихся, естественно. До сих пор есть такой показатель – абсолютная и относительная успеваемость, по которому оценивают работу педагога. Так вот, любой нормальный педагог может выдать требуемую цифру с точностью до долей процента. Причем если у преподавателя нет троек, он вызывает во мне не уважение, а подозрение. Ну, просто у нас нет такой группы, куда бы подобрались только способные ребята. И среди самых способных есть менее способные и более способные. Но до сих пор остается положение, когда чем выше средний балл, тем более уважаем учитель, а низкие оценки вызывают недовольство руководителей всех уровней.

-Вот не пойму – жаловалась одна родительница в трамвае, - на украинском мой говорит свободно, а у него тройка, по-английски ни бум-бум, а у него пять….

Баллонская система…. «Хай гірше, аби інше». Но главное то, что мы стремимся все сделать «как у больших», не понимая того, что и больших есть проблемы, и того, что с нашими деньгами на образование надо по одежке протягивать ножки. Ну, введем мы эту систему, наш педагог не такие нововведения переживал, отчитается как положено, перед руководящими органами – и все на этом спокойно закончится, как пресловутая школьная реформа. Ну, стал выпускной класс 11-м а не десятым, при десятилетнем сроке обучения, ну ввели пару предметов, ну поуродовали программы, ну, ввели 12-балльную шкалу, – и что, лучше стало?

Ну, появилось альтернативное образование. Частные школы. Для меня символ этих частных школ – Школа Самойленко. Хотел я о них написать, так попасть туда оказалось сложнее, чем в 43-ю школу – так и не попал. "А что нам гороно – заявила мадам Самойленко – мы частное предприятие". И работать в частном учебном заведении мне пришлось. Очень хороший лицей, с прекрасным коллективом. Но – на совершенно официальном уровне ученик в "правовом" отношении был выше учителя, – а как же, они деньги нам платят. Но – при том что частные школы выполняют важнейшую государственную функцию, они не получают государственной поддержки, и еще платят немаленькие налоги.

Такое впечатление, что для руководителей образования нужды детей, да и педагогов, стоят даже не втором плане, а где-то вдалеке, на горизонте. 

И естественный результат этого – школа дает не образование, а аттестат или диплом. Когда я работал в медучилище, дети сдавали на вступительный экзамен по украинскому языку (диктант). Раз поступили, то сдавали положительно. Но письменные работы, конспекты, - какая там грамотность? Писали как Бог на душу положит.

И еще одно - полное отсутствие элементарной социализации у выпускников школ. Последнее мое место педагогической работы – техникум. Первокурсники, выпускники школы, не знают, что во время занятий, на уроке, нельзя пользоваться мобильником и плеером, ходить по аудитории, громко переговариваться, передавать друг другу книжки, записки и прочее. Делаешь замечание – «А что я сделал?!! Я вам что, мешаю?! Не имеете права!» - с искренним недоумением и возмущением. Слава Богу, хоть еще на "вы обращаются, и в разговоре со мной до мата не доходили.

Зарплата педагогов…. Сколько об этом говорили? Закон об образовании узаконил, что она должна быть не ниже чем средняя по промышленности, даже учителя что-то и требовали по этому поводу. А почему средняя по промышленности?  Уровень образования учителей, их нагрузка, ответственность перед обществом – отнюдь не средние по промышленности.

И – как результат – поборы. Кто же сегодня не берет? Но учителям брать нельзя, профессия не позволяет. Впрочем, как и врачам. Баллонская система в нашем исполнении имеет в виду и борьбу со взятками и коррупцией в образовании. Но – Беликов, "Человек в футляре", не брал взяток, это ему и голову не приходило – «Антропос!». Начинать было довольно легко, наверное – самооправдание было довольно веским – «А жить на что?». А вот закончить? Даже если дадут 1 000 долларов в месяц, даже если обложат как волка, все равно трудно отказаться от части дохода, к которой привык.

-Назовите три причины, по которым вы решили стать учителем?

-Июнь, июль, август.

Конечно, не все так мрачно. Есть в этой профессии и положительные стороны – большой отпуск и обязательно летом, нагрузка на ставку – 18 часов в неделю, и, наконец, праздники – Последний Звонок, Выпускной, День Знаний, День Учителя. Все поздравляют, несут подарки и говорят хорошие слова. Да еще 8 Марта, Новый Год, 23 Февраля, и так далее. Благодарные ученики и родители всегда готовы поздравить учителя.

"Учитель, перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колени".

Есть и в сегодняшней школе учителя, для которых их работа – смысл и образ жизни, которые вопреки всему сеют разумное, доброе, вечное, сеют на асфальт, и иногда совершают чудо, выращивая хрупкие зеленые побеги.

А я не могу. Последний звонок для меня уже прозвенел.