Небольшое предисловие

Раиса Коротких
Давно хотела начать цикл небольших рассказов о моих учениках, ставших докторами или кандидатами наук. В шутку сказала одной из моих близких коллег, что назову его «Десять белых негритят». Ей понравилось название, она долго смеялась, зная, как  никто другой, что нередко стояло за этим.Но все-таки не буду так называть, уж слишком много не всегда оправданной иронии звучит в таком названии. К тому подсчитала – получилось не 10, а 12. Хорошее число!

Мое имя часто оставалось в тени, и это бывало обидно, мало оправдывает и меня, и того, кто ставил свою фамилию. Но определенные основания для этого были.

Звание профессора, как и каждого профессора  в институте, помимо своей научной работы, обязывало меня оказывать консультативную помощь научным работникам и практическим врачам, решившимся на самостоятельное исследование для подготовки диссертации. Моя помощь была разной. Она зависела от подготовленности очередного диссертанта или соискателя в своей профессии.

Изучение предшествующего состояния науки в конкретной области, выбор темы (для будущего кандидата наук) или проблемы исследования (если планировалась докторская работа), разработка методики исследования, сбор материала, его анализ и синтез, выступления в разных организациях, разные формы внедрения в практику, подготовка статей, текста самой диссертации, апробация диссертации в диссертационном совете нашего института – лишь краткий перечень работы соискателя, который мне надо было курировать. 

Но этого было мало. Моим подопечным необходимо было более глубоко осваивать и науку об общественном здоровье и здравоохранении, что нередко вызывало для соискателя большие трудности, чем работа над  темой исследования. И расти им помогал, конечно, наш институт (Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья Российской Академии Медицинских Наук), его научные изыскания, обсуждения научных работ института на ученом совете, научно-практических конференциях, личный контакт соискателей со многими сотрудниками института.

Они учились у академика Олега Прокопьевича Щепина, член-корреспондента РАМН В.К.Овчарова,  член-корреспондента РАМН В.О.Щепина, профессоров В.Б.Филатова,  В.С.Нечаева, А.Л.Линденбратена, Т.М.Максимовой, Е.П.Какориной, В.М.Шиповой, Т.И.Расторгуевой, Л.П.Чичерина,И.П.Петровой, Е.П.Жиляевой и других.

Фактически, весь коллектив института оказывал ту или иную помощь в росте каждого аспиранта или соискателя института. Это была настоящая научная школа, только пройдя которую можно было овладеть основами такой сложной науки, как общественное здоровье. И когда я пишу о своих подопечных, то всегда помню, что их рост, их защита – это, прежде всего, помощь, влияние каждого сотрудника института, равно как и других институтов и конкретных людей. Нельзя было обойтись без изучения книг академиков Ю.П.Лисицына, В.И.Стародубова, И.Н.Денисова. Этот перечень можно продолжать и продолжать. Как хорошо кто-то сказал, все мы выросли на плечах своих предшественников.

 Рассказывая о своих соискателях, я хорошо это понимаю, и могу уверенно сказать, что они выросли среди настоящих специалистов своего дела, а мне по Божьей милости посчастливилось более тесно соприкоснуться с судьбами людей, чем-то помочь им, вместе с ними пережить и радости, и трудности, которые неизбежны на этом пути.

Если бы рассказывать о каждой конкретной работе, то для этого потребовалась бы ни одна книга. Поэтому в изложении научных основ той или иной работы я постараюсь быть краткой, хотя в глубине души, если буду жива и будут силы, мечтаю написать отдельную книгу о научном этапе своей жизни и людях, которые были моими учителями и учениками в науке.  Дай-то Бог!

Здесь же я хочу вполне искренне сказать, что при всей важности научного взаимодействия с исследователем, выработки методологии и методики исследования, было что-то другое, что давало радость от общения с моими соискателями. Все-таки главное мое чувство к каждому из моих «негритят» - душевное тепло,  понимание, радость от того, что они «росли». Видимо, я отношусь к числу тех ученых людей, для которых атмосфера научного поиска, анализа, выявления определенных для той или иной проблемы закономерностей – важна, но не исчерпывает пласт всех взаимоотношений с человеком, с которым я какое-то время (с кем больше, с кем меньше) тесно работала.

Так оно и складывалось. Видимо, Бог посылал мне эту радость, часто в сочетании с душевной болью. Мне всегда хотелось понять, чем живет человек, понять его внутренний мир, что он хочет в этой жизни, каковы его главные ценности. Поэтому цикл публикаций, который я назвала «шестое чувство или мои ученики», посвящен разным вопросам. Научная проблематика в них присутствует. Но мне хотелось бы остановиться на других аспектах: человеческие отношения в науке, вопросы честности, порядочности, доверия, взаимопомощи, жизненного пути моих коллег.

Конечно, что-то удалось понять и написать, что-то нет. Это, наверное, естественно. Слишком разные люди по подготовке, возрасту, занимаемому положению, занятости на основной работе, мере ответственности прошли рядом со мной этот путь. И я хочу рассказать  о некоторых своих подопечных, которым  отдала почти 20 лет жизни.

Мне кажется, что задуманный цикл небольших рассказов даст и некоторое впечатление о научной среде, о которой не так уж много и написано, особенно в последнее время. Здесь уместно вспомнить повесть Д.Гранина об ученых, который назывался «Кто-то должен»?, вышедшую в 1970 году. Особо следует отметить роман «Зубр» о выдающемся ученом Тимофееве-Ресовском. Много писал об ученых талантливый журналист Ярослав Голованов. Широко известен роман Л.Улицкой «Казус Кукоцкого», социально-философский роман В. Дудинцева «Белые одежды»  о жизни и работе учёных-биологов и ряд других.

Горько сознавать, что с годами нравственные основы науки становятся все более острыми, с неизбежностью отражая весь уклад общественной жизни. Но тема об этике в науке требует внимательного и правдивого раскрытия. Это тема для отдельного непростого разговора.
 
В приведенных небольших рассказах из жизни современных ученых  из большого числа моих «подопечных» я выбрала несколько человек, с которыми меня особенно тесно столкнула жизнь. Я намеренно не называю их имена и фамилии, руководствуясь этическими соображениями.

Кому-то посвящено много страниц, кому-то значительно меньше, но число страниц не определяет характер сложившихся отношений и те трудности и радости, которые появлялись в процессе работы. Одно несомненно: все эти люди прошли через мое сердце и оставили в нем свой след. Я благодарна судьбе, что они были и есть в моей жизни.