Рецензия на роман Л. Толстого Воскресение

Братья Бирт
           Роман «Воскресение» закончен писателем  16 декабря 1899 года. Так сказать, под занавес уходящего столетия.  Грядущий век принесёт человечеству две мировые войны и всевозможные революции. Интуиция великого писателя подсказала ему, что  люди должны измениться, стать лучше, чтобы жизнь их  была  без потрясений. Этим  романом Лев Толстой  подсказывает каждому человеку и как бы  говорит: «Начни с себя. И если каждый очистит свою душу, то мир станет совсем другим». Это подсказка всем, живущим на белом свете. И всё же с написания романа прошло вот уже сто пятнадцать лет, а мир стал  ещё более жестоким, чем  во времена Льва Толстого. 
            Главный герой романа, князь Дмитрий Нехлюдов, богатый человек, владеющий одиннадцатью тысячами гектаров земли, доставшихся ему по наследству от матери. На этих угодьях трудятся тысячи крестьян. Хозяйством руководит нанятый  управляющий. Так что время для переосмысливания  личных жизненных   эпизодов имеется.  У него не было той суеты, которую имеем мы, простые люди, живущие в двадцать первом веке.  Да, собственно говоря, и сам писатель был из того же дворянского общества, что позволило ему очень тонко раскрыть душевные переживания своего героя и  атмосферу жизненного уклада дворянства того времени. Для сравнения приведу несколько строк  из произведения о молодости Нехлюдова: «Перед обедом он засыпал где-нибудь в саду, потом за обедом веселил и смешил тётушек своей весёлостью, потом ездил верхом или катался на лодке и вечером, опять читал или сидел с тётушками, раскладывая пасьянс».  Вот так по молодости, начитавшись  английских книг по экономике, он отдал крестьянам часть отцовских земельных наделов. Это кроме тех  одиннадцати тысячи гектаров.
            Заседая в суде, Дмитрий Нехлюдов неожиданно узнаёт на скамье подсудимых Екатерину Маслову.  Прошло много лет, но он узнал в ней воспитанницу-горничную Катеньку, «в которую он был влюблён, именно влюблён, а потом в каком-то безумном чаду соблазнил и бросил её и о которой потом никогда не вспоминал, потому что воспоминание это было слишком мучительно, слишком явно обличало его и показывало, что  он, столь гордый своей порядочностью, не только не порядочно, но прямо подло поступил с этой женщиной». Нехлюдов вдруг увидел, что женщина по его вине оказалась  на самом дне общества.  «Ребёнок, которого она родила от него, уже давно умер.  Те сто рублей, которые он дал ей на прощание, только лишний раз подтверждали  его аморальное состояние».   Своего героя  Толстой называет в основном по фамилии, как бы подчёркивая своё осуждающее отношение к нему. Ведь по вине его молодая красивая,  чистая душой девушка, после него  вступила  на неприглядный  жизненный путь, работая в публичном заведении. А сейчас  Нехлюдов должен был ещё и судить её, потому, как он был присяжным. Вскоре выяснилось, что в убийстве купца Екатерина не виновата, но присяжные по оплошности неправильно сформулировали свой вердикт, а потому Катюшу приговорили  к четырём годам каторги.
            Нехлюдов  часто посещает Маслову, которая была отправлена по этапу в Сибирь. Здесь он сталкивается  совсем с другой реальностью, о которой ранее никогда не подозревал. Светская жизнь Нехлюдова вдруг раскрывается перед ним   иначе. Он видит  в этой богатой внешне яркой жизни духовную пустоту.   На его землях работают бесправные  крестьяне. Они живут бедно, отдавая большую часть всего заработанного ему, хозяину этих земель. Перед тем, как следовать за Катюшей по этапу, Нехлюдов попытался отдать свои земли крестьянам, чтобы они платили ему установленную цену. Это было им выгодно, но крестьяне никак не могли уразуметь и поверить в искренность барина.  Не закончив эту передачу своих земель крестьянам, Нехлюдов устремляется за Катюшей Масловой.  Он обещает  жениться на ней во имя искупления своего греха, но не по любви. И поэтому она отклоняет его благородный порыв. «И в ней вдруг поднялось опять прежнее озлобление к нему, захотелось бранить, упрекать его».
            Маслова, оказавшись среди политических заключённых, увидела людей, готовых пожертвовать своей жизнью ради общего блага.  Таким был и политический узник Симонсон, полюбивший Катюшу своей платонической любовью. «Нехлюдов предлагал ей брак по великодушию и по тому, что было прежде;  но Симонсон любил её такою, какою она была теперь, и любил просто за то, что любил. Кроме того она чувствовала, что Симонсон считает её необыкновенной… . И это заставляло её стараться быть такой хорошей, какой она только могла быть». Катюша встретила здесь совсем необычных людей и была благодарна за это своей судьбе.  «Она поняла, что люди  эти шли за народ против господ; и то,  что люди эти сами были господа и жертвовали своими преимуществами, свободой и жизнью за народ…».   
            Нехлюдов тоже  начинает относиться с пониманием к политическим заключённым, но дальнейшее формирование его взглядов  происходит под влиянием христианских ценностей.
            Конечно же,  на рубеже 19 и 20 столетий революционные идеи в России   уже начинают зарождаться и проникать в самые низы общества. Социалистическая направленность мыслей несомненно  чувствуется и в этом произведении.  Нам в двадцать первом веке уже проще судить об этом.  Мы уже знаем, что такое социализм в России с его террором против своего же народа, уничтожением православия и других религий.  Все эти мысли «за народ» выглядят сейчас несколько инфантильными  и воспринимаются с некоторым скептицизмом.
            Нехлюдов, посещая  осуждённую Катюшу, познакомился со многими узниками, которым помогал своим участием в их делах. К Масловой он стал относиться с чувством жалости и умиления. Затем это чувство   перешло и на всех остальных: от  «конвойного солдата до начальника тюрьмы». Нехлюдов стал сомневаться, что государственная машина действительно наказывает и перевоспитывает. «Вместо пресечения  было поощрение преступников, из которых многие, как бродяги, добровольно шли в остроги. Вместо исправления было систематическое заражение всеми пороками». 
            Нехлюдову удаётся добиться помилования Катюши. Она теперь может поселиться с кем угодно и где пожелает, но делает свой выбор в пользу Симонсона.  Катюша освобождает Нехлюдова от его долга перед ней. «Она любила его и думала, что, связав себя с ним, она испортит его жизнь, а уходя с Симонсоном, освобождала его и теперь радовалась тому, что исполнила то, что хотела, и вместе с тем страдала, расставаясь с ним».
            Нехлюдов приходит к мысли, что  исправлять зло можно  только с добрыми намерениями. Злой  человек  не  способен исправить зло. Случайно Нехлюдов заглядывает в Евангелие и ему, как никогда, вдруг открывается глубокий смысл  восемнадцатой главы от Матфея и  заповедей Нагорной проповеди. 
            «…Он сознавал и верил, что, исполняя эти заповеди, люди достигнут наивысшего доступного им блага, он сознавал и верил теперь, что всякому человеку больше нечего делать, как исполнять эти заповеди, что в этом – единственный разумный смысл человеческой жизни, что всякое отступление от этого есть ошибка, тотчас же влекущая наказание».
            Повествование этого романа – это история воскресения одной  души, покаяние её  за свои совершённые ошибки, а потому и название этого произведения «Воскресение». Лев Толстой в этом романе описал такой случай с человеком, когда Господь вдруг открывает этому человеку завесу, за которой  непостижимое Божье слово становится осознанным и постигнутым.  Человек вдруг видит всю свою жизнь совсем по-иному:  будто бы взглядом Иисуса Христа. Поэтому роман заканчивается цитированием из Евангелия от Матфея из глав пятой и восемнадцатой с подробным объяснением этих стихов.
            Теперь, после описания душевных коллизий Нехлюдова, мне хотелось бы снова обратиться к образу главной героини Масловой Екатерины. Хочу отметить, что много женщин попадают в такую  жизненную ситуацию, но они не идут на панель. Думаю, что героиня романа даже не самая  обыкновенная, а напротив, слабая женщина, не вызывающая восхищения. Нехлюдов же, наоборот, удивляет  своим нравственным перевоплощением и поступками.

Октябрь 2014г.