Судья каждый себе сам

Алла Арт
От корней не оторвешься.
От себя не уйдешь.
От совести.
От Бога.
Родителей не выбирают (и детей, кстати,  тоже, каких уж бог дал).
А родина - не отпускает (иначе бы не появилось такого понятия, как ностальгия, к делу, кстати, в данном контексте не относящегося).
И еще не зря ведь говорят, где родился, там пригодился. Тоже про родину.
Также, зажимая в качестве развлечения в углу юную девицу, помни, она чья-то дочь, может быть даже, и твоя...
Это выводы от просмотренного фильма. Мои, разумеется, не претендующие на истину в последней инстанции.
«Судья», 2014. Не стрелялка, не боевик, не триллер. Драма. Эдакое, словно старое американское кино, которые мы когда-то по  «видикам» дома смотрели.


Ох уж эти пацаны! В смысле, мужской род. Все бы воевать друг с другом, самоутверждаться. С тупым упрямством доказывать, доказывать. Каждый – своё. Брат с братом, сын с отцом, отец с сыном. Выясняют чего-то, выясняют… В итоге иногда на всю жизнь остаются недопонятыми.
Женщинам в фильме почти не уделяется внимания, эпизодически появляются мать семейства - в воспоминаниях, в домашней кинохронике, жена - одним кадром, бывшая девушка - чуть побольше, маленькая дочка, пробудившая тепло в душе у деда (про которую он, знакомясь, сказал, ты первая девочка, входящая в мой дом.)
А роль женщины велика в судьбе мужчин. Женщину следует уважать, любить, ценить и беречь (мое мнение). Именно с ней - гармония.


Разругавшись в пух и прах с отцом, сын уходит в свою, самостоятельную жизнь, уезжает из глубинки куда-то в большие города. Заодно и от братьев, матери, любимой девушки. Выучивается, становится преуспевающим адвокатом. Циничным и амбициозным, жестким и бескомпромиссным.
Умирает мать.
Едет на похороны в свой захолустный маленький (вполне себе ничего, вообще!) городишко, где отец служит судьей, остались жить братья, все так же и в том же кафе работает девушка (оказалось, правда, что уже ставшая владелицей).

Рассказать нереально. Только посмотрев, можно проникнуться. Внимательно посмотрев, вслушиваясь в разговоры, потрудившись понять суть конфликта и роль каждого в нем!
Тут и выяснение отношений между родными, тут и противоречия между юридическими школами, где каждый свою крутость доказывает в суде над, неожиданно оказавшимся подсудимым, судьей, тут и борьба всех самими с собой и с тем, что должно быть на первом месте, закон, мораль или правда.

Но ведь известно же, делай что должно и будь что будет. Самое основное, с чем нельзя вступать в противоречия,  собственная совесть.  Только поступки по совести отличают человека ото всего иного живого мира. Подсудимый решает не идти против совести, а пойти, свидетельствовать, несмотря на блестящую защиту, против себя: говорить правду.

Мораль же тоже не на последнем месте стоит. Если человек, опять  же, не зверь. Отец  (судья, великолепный Роберт Дювалл, в вестернах еще снимался старик) не раз за фильм повторил сыну (адвокат, Роберт Дауни мл., малость заигрывался), это мой город, мне в нем жить.
В маленьком городке жизнь каждодневно проистекает на глазах у всех.


Единожды, за сорок два года работы судьей, проявленная  слабость, а точнее, снисхождение к подсудимому, в чем-то напомнившему ему сына, с которым прекращено общение, в виде слишком умягченного срока в 30 дней, вместо положенных шести месяцев, обернулась бедой. Нельзя ЗА сына, вместо сына полюбить на мгновение кого-то, чужого человека, а когда тот, не успев остыть, осознать содеянное, вскоре выйдя на свободу совершает повторное преступление, - также его возненавидеть (опять как сына), посадив уже на 20 лет. Вот  по истечении тех  двадцати лет и разворачивается драматическое действие фильма.

Все в жизни нужно успевать сделать в свое время. Находить время на разговоры «по душам» с сыном (хотя детство вроде бы показано безоблачное, рыбалки там, конфетки...), быть справедливым не только на службе, а и дома с близкими.
И исправлять ошибки вовремя.
Сложно, будучи взрослыми, вновь находить общий язык, притираться.
Но главное – успеть, пока не поздно.