Любит - не любит или Сядем не сядем

Степаныч Казахский
"Любит или не любит" нас, Судьба....

Борису Борисову - моему коллеге и товарищу по эскадрилье (он в кепочке на фото) его памяти - посвящаю....
Фото сделано в Бурундае, в середине 90-х

С начала весны, работаем с моим напарником Борисом в горах Кара-Тау, северней Чимкента. Стоим рядом с небольшим аэропортом МВЛ «Туркестан», живём в фанерных геологических домиках.
«На дворе» - весна, природа, красота. И мне - всё нравится. Нравится наш маленький коллектив, нравится место, у которого стоим, нравится работа.
С юных лет, обожаю жизнь в поле, когда забываются проблемы, уходят на второй план и практически излечиваются, болячки. Свежий ветер и свобода действий вылечат кого угодно – я так думаю. Правда, на смену излечившимся, приходят другие, - нервные. Ха-ха

Меняемся с Борей через пятнадцать дней. Встречаемся в Чимкенте, подлетая туда на смену, что очень удобно: с рейса на рейс и, в пассажирский самолет, который уносит нас домой, на отдых, на очередные пятнадцать дней. Эти пятнадцать дней отменно расслабляют натянутые работой нервы, и позволяют сделать какие то, всегда имеющиеся домашние дела.

Кстати, о работе. Горы здесь, тянутся c запада на восток, и вроде бы не очень высокие – максимальная точка всего то чуть больше 2000 м, но эта каменная гряда изрезана ущельями, причем южный склон - относительно пологий, а северный - крутой и обрывистый.
Ветер, почти всегда дует с севера, и силою под 12-15 м\сек, а то и больше. Когда разойдется, в бурю, и начинает хлестать дождём и порывами по тоненьким стенкам наших домиков, становится неуютно, и с нетерпением ждем солнца и тишины. Правда, летняя погода скоротечна, поэтому-то ждать, долго не приходится.

В то же время, когда ветер ровный и небольшой силы, работать одно удовольствие. Спокойно и методично прыгаем от точки к точке, нарабатывая в день с опережением графика, по двадцать пять-тридцать точек. Керосина беру немного - лучше лишний раз дозаправиться. Одно время топливозаправщик ставили на плоскогорье, в центре площади. Подлёт при этом, на дозаправку – был минимальный. Но, потом вернули его назад, в аэропорт, так как боязно бросать технику на произвол судьбы даже на ночь, а жить водителю в машине - не дело.

Первый раз столкнулся с тем, что может не хватать «ноги», на крутом вираже, при сильном ветре. Просто нога становится на упор и всё, а вертолет – идёт себе прямо. Попросил ребят, когда был «на техобслуживании», чтобы они крутанули "регулятор" и добавили оборотов несущему винту, по верхнему пределу.
Сразу почувствовал изменения в лучшую сторону, ведь обороты «хвостового винта», напрямую связаны с оборотами несущего винта, значит у «хвоста» вместе с оборотами прибавилась и «его тяга». Само собой – увеличился запас по управлению. Конечно, расход топлива заметно прибавился.
Ну что ж теперь! Движки чем то «кормить» нужно, если хочешь иметь запас, а экономия у нас все равно есть, за счет ожидания заказчиков, работая «на малом газе» во время замеров - сидя на точках и не выключая двигатели. Зато теперь, вертолёт стал бодрей и управляемей, правда, при сильном ветре быстро выполнить координированный крутой вираж вправо, всё равно тяжело.
Ничего, приспособимся. Нам - торопиться некуда.

Заказчики мои - люди очень опытные, и работу свою знают чётко: замечательно ориентируются по фотоснимкам из космоса, на которых виден каждый кустик и ведут нас с вертушкой, без промаха, в нужную точку.

Со вчерашнего дня закончилась относительно спокойная жизнь вместе с окончанием работы на «южном, очень протяженном склоне». Начали делать «Северный» склон и вершины гор.
Сильно устаю, и физически и морально. Ведь заход на посадку с попутным ветром и разворотом против него, на месте, если идешь с севера на юг - практически смертельный номер. Мы такой «маневр» практиковали, но в ровных горушках, аккуратно ложась на ветровой поток обтекающий предполагаемое место посадки - округлую вершинку гребней.
А здесь, это не пройдет: профиль, который снимаем, идет перпендикулярно хребту, и нужная точка может быть и в центре, и внизу, и перед самой вершиной, хребта. А это значит, что идти в лоб скалам, да ещё и с попутным ветром - безумие. Вертушка ведь так уж устроена, что чувствует себя уверенно и предсказуемо, когда садится и взлетает против ветра, а не "в хвост".

Заходить же на посадку на крохотный пятачок и против ветра, когда точка под тобой, внизу, на обрывистом склоне, и ниже метров на 100-200 - как минимум «цирковой номер». Площадку ещё и накрывает корпусом вертушки и, ничего не видишь. Правда, приспособились: если «траектория попадания с точки на точку» позволяет, снижаемся бочком, на поступательной скорости 60-70 км\ч при вертикальной скорости снижения 2-3 м\сек., т.е. круто соскальзывая по склону с боковым ветром, и видя точку и контролируя всё.

Ещё, пробовали начинать работу очень рано - перед восходом солнца, когда ветер сильно ослабевает. Но, раз на раз не приходится, да и ждать некогда, так как планы большие впереди, и на нас с вертушкой очень рассчитывают.

Восьмёрочники, работающие с нами в паре, с другой группой Заказчика, говорят:
- Как вы вообще умудряетесь делать столько посадок, за рабочий день? Мы, иногда, просто не можем сесть вообще. Нас или прёт к земле, или не даёт сесть, ветер.
- Да всяко и у нас, бывает – говорю. Видно Двоечка, с её тремя лопастями против пяти у Восьмерочки, с весовым соотношением к ометаемой площади винта, в этих конкретных условиях просто лучше себя проявляет. Хотя, был проблемный заход, когда не смог взять точку с первого раза: она была на вершине отрога, намотавшего внутри, витки из гор как рулет. И хлещущий через крайний отрог ветер настолько яростно трепал нас вертушкой, при зависании в его верхнем, восходящем слое, что я просто не решился снизиться ниже. Не решился потому, что по опыту знаю - можно попасть в завихрение из-за нагромождения скал в месте приземления и может не хватить мощности движков. Вот и хряпнет тогда, вертушку, о каменистую поверхность горы.
А нам этого не надо. Нам, надо спокойно, насколько это возможно, работать.
И умылись мы в этот раз, а взяли точку только вечером.

Ну вот! «Раз впряглись – значит надо тянуть», и мы тянем жилы - себе и заказчику. Тянем жилы и авиатехнику, ждущего вертушку и её экипаж из очередного полёта.
На них, я стал смотреть другими глазами после нескольких случаев из нашей авиационной жизни: то ли, когда увидел, как молоденький технарь на морозе и ветру, чтобы подлезть в труднодоступное место и закрутить там гаечку не обронив, примораживает её к пальцу, плюнув предварительно.
Значит, кусочек кожи от пальца, со мной теперь летает. То ли, стал смотреть по-другому, когда увидел лицо своего авиатехника, не дождавшегося вертушку из очередного полёта, в одной из командировок. Поэтому-то, когда поднимаем чарку в очередной раз, хотелось бы, чтобы мы - лётчики, пили и за здоровье своих живых, верных технарей, и помянули, тех кто ушел в мир иной, где нет, наверно, вертолётов и самолётов.

Мда.
Так вот, на одном из заходов, попалось нам округлое ущелье, как огромный цирк. И при относительно спокойном снижении сверху, уже в нескольких метрах от пупка куда должны были сесть, "подсосало" ветровым потоком так, что только и успел рвануть рычаг "шаг-газа" вверх, и ткнуть вертолёт, на переднюю ногу между камней.

Толчок, просадка, и, вижу через левый нижний блистер, что ПВД* вошел в расселину меж двух камней. Удара нет, слава Ему!
Боюсь шелохнуться, чтобы не сломать эту хрупкую трубочку. Но, вертолёт устойчиво стоит на передней ноге и никуда сдвигается. Ведь тормозов на нем нет, и держать вертушку, можно только балансируя винтом.
Геологи - смотрят вопросительно.
Кричу им:
- Делайте свои замеры, и лезьте вверх по склону, до открытого участка. Я, вас там заберу!
Кивнув, исчезают, захлопнув дверь.

Вертушка стала легче на двух пассажиров и их «блестящий прибор». Вот мы и акку-ра-атненько, - миллиметр по миллиметру выползли, из западни камней.

Делаю сверхэнергичный разгон с креном «по склону», активный и нахальный набор высоты по спирали, и, пробкой выскакиваем из этой громадной природной ямины.

Сел на вершинке, выключил движки, и дожидаясь ребят осматриваю вертолет.
Так. Блистер**, ПВД, обшивка – целы. Шасси, хвост, лопасти - нормально.
- Ну, слава Богу!

Тут и Заказчики наконец, выползли наверх, хватая воздух ртом. Упали отдыхиваясь на траву, и машут руками: До-мо-й, нах!
О том, что было - даже бровью не повели. Вот нервы у народа! А ведь вчера только, мы стояли уткнувшись носом в грунтовый склон, и молотя лопастями над перешейком – считанные метры не дотянув в наборе над склоном, с попутным и ровным ветром. По-другому, просто было не зайти на точку. Не рассчитал, похоже, с разгоном-то после взлета, положившись на «ветровой ровный поток», вот и результат. А до этой точки, всё замечательно удавалось. То ли ветер стих немного, то ли я, маху дал, но не дотянули мы совсем немного...
И ведь Витя, "заказчик", напомнил перед очередным взлетом: командир. Ветерок-то попутный. Я кивнул ему, и продолжил взлет так же, по ветру.

Мда.

Стоим и стоим, носом вертушки прильнув к склону и частично разгрузив тем самым, машину.
Пробую брать «шаг-газ» – обороты несущего винта падают, а вертушка просаживается.
- Ёлы-палы! Что делать то?! Сколько так стоять ещё?
Уклон - крутой, градусов 40, если не все пятьдесят. Прыгать ребятам высоко, но и сидеть какого хрена - вертолет надо разгрузить как-то, чтобы подпрыгивая понемногу, выскочить на перешеек.
Подвернул педалькой левый бок вертушки к склону и кричу:
- Попробуйте прыгнуть!

Ребята – молодцы все-таки! Сиганули таки, через заднюю дверь.
А я, поддергиваю шаг-газ периодически, и перемещаясь за счет этого по двадцать – тридцать сантиметров, «прыгаю», помогая машине держаться опорой «носа» о траву склона, выше и выше.

Пока, наконец, не выползли с вертушкой на перешеек.
Ф-ууу...
Сели, выключились. Ребята за скалу ушли замер делать, а мне - приспичило «по маленькому» - "аж глазами не вижу - как в Зимбабе говорят". Может, от переживаний. А может, совпадение.
Не дожидаясь остановки винта и не тратя время на его торможение, мухой бегу в другую от ребят сторону, успев на бегу кинуть пару камней под колеса вертушки, так как обрыв сзади и обрыв спереди.

Кайфую, невдалеке, «снижая давление в организме», как вдруг налетел порыв ветра, да сильный такой. Слышу, свистит, что-то рядом. Повернув голову забываю про ширинку и "занятие": несущий винт раскрутило ветром и вертушка начинает привставать на дыбы, отрывая переднее колесо. Не помню, как долетел до вертушки
и запрыгнул в кабину, не зная что делать – то ли тормозить несущий винт, то ли запускать движки.
Тут и мужики подоспели, и заскочив в вертолет утяжелили его своим весом.

Дождался когда ветер немного стихнет, по-быстрому запустил движки и, на взлет.
- "Хорош на сегодня" – показывает устало на часы, шеф.

На выходной, мужики мои, хорошо сняли стресс и,… таки нарезались. Пока ещё были
в состоянии, всё пытались сказать чего-то. Не уверен кстати, что хорошее мне, что-то, хотели сказать. Но, так не и смогли, или не успели – сон оказался сильней.
А на следующий день - опять вперёд.

Работу мы с Борисом доделали, в этот сезон, а потом, посовещались и на следующий - отказались. Не хотелось навернуться в этих скалах и за эти деньги – да простят меня коллеги за сказанное. Но начальство поддержало, и не стало настаивать на продолжении - спасибо им!
В этом регионе работали уже наши коллеги – ребята из Усть-Каменогорска, дай Бог им здоровья! Не думаю, что и им работа здесь показалась лёгкой.

А Боря теперь, уже сверху, с небес, с любопытством смотрит на нас....
Светлая ему Память ... Хороший лётчик был. О таких говорят "От Бога".

Примечания:

ПВД - Приемник воздушного давления, такая трубка, торчашая как пулемет от носа вертолета.

Блистер - плексигласовое сдвижное окно пилота.